Командующий войсками воздушно-космической обороны (ВКО) генерал-лейтенант Александр Головко объявил в понедельник, что две новые радиолокационные станции, расположенные в Калининградской и Иркутской областях, запустят до конца года. С заступлением на боевое дежурство этих станций Россия завершит формирование единой интегрированной системы предупреждения о ракетном нападении на основе РЛС нового поколения «Воронеж». Кольцо замкнулось и теперь под оперативный контроль фактически поставлено воздушное и космическое пространство по всему периметру российских границ на глубину до 11 тысяч км. По точности, дальности обнаружения, способности быстро менять направления мониторинга и угол приема сигналов введенная в эксплуатацию система не имеет аналогов в мире. Космический эшелон - спутниковую орбитальную группировку «ОКО», после потери последнего функционального аппарата в прошлом году, решено не восполнять, а разработать орбитальный комплекс нового поколения. После того как США, Индия и Китай провели успешные испытания противоспутникового оружия, размещение на геостационарных орбитах спутников стратегического военного назначения, не защищенных ложными целями и не имеющих возможности маневрировать, потеряло всякий смысл.
Смена угроз заставила менять стратегию
За последнее десятилетие контур системы предупреждения о ракетном нападении России получил значительные «пробоины». В 2009 году нашу страну отключили от РЛС, расположенных в Украине – в Севастополе и Мукачево, а в 2013 Азербайджан закрыл для России Габалинскую станцию «Дарьял». Таким образом, западный и юго-западный ракетоопасные радиусы были оголены. Контроль за пуском ракет из морской акватории и с территории США, который обеспечивался из космоса спутниковой системой «ОКО», также потерял функциональность – последний аппарат проработал всего два года вместо десяти и был потерян в прошлом году. Почему политическим руководством РФ были допущена такая ситуация, в результате которых возник достаточно длительный период не защищенности страны от ракетного нападения? Ведь возникновение проблем с украинской и азербайджанской частями инфраструктуры СПРН специалистами прогнозировались еще 15 лет назад. Выпуск спутников «ОКО» на замену выводимым из орбит также можно было наладить достаточно оперативно, тем более что технологический цикл их производства составляет всего 1,5 года.
Дело в том, что геополитическая обстановка и прогноз развития стратегических угроз для России за последнее время претерпели значительную коррекцию. Во-первых, стало очевидно, что полагаться на ненадежных партнеров по СНГ в таких ключевых для национальной безопасности вопросах, как ПРО, просто не дальновидно. Необходимо построить полноценную систему, расположенную исключительно на территории РФ и контролирующуюся только отечественными специалистами. Во-вторых, развитие ракетных технологий в мире привело к появлению комплексов нового типа, как по скорости, так и по типу базирования. Особенно это касается тактических и крылатых ракет средней дальности, появившихся на вооружении целого ряда стран. В том числе ракетных систем подводного базирования. Существующие оперативные возможности РЛС типа «Дарьял» и «Днепр» уже не удовлетворяли в полной мере требованиям новых стратегических задач. Время подготовки к старту и целеуказание современных систем ракетного нападения сократилось до 2-3 минут, а время реакции (до командного пункта), например, станции «Дарьял» осталось на уровне 80-х годов – более 6 минут. Кроме того, ракетные технологии в США и НАТО стали крайне мобильными – нападение может быть осуществлено практически из любой точки планеты, а не только с так называемых «ракетоопасных направлений». У вероятного противника появились или находятся на завершающей стадии разработки стратегических систем высокоточного оружия — БР с управляемыми боевыми блоками, стратегические крылатые ракеты (СКР), гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА), которые по уровню прогнозируемого ущерба и влиянию на стратегическую стабильность становятся сопоставимыми с ракетно-ядерным оружием. Возникла необходимость формирования СПРН, состоящая из РЛС, которые бы могли оперативно менять район мониторинга, должны быть быстро возводимыми на любом приграничном направлении, иметь высокую точность обнаружения и сопровождения целей (не более 20 метров), быть не дорогими в строительстве и эксплуатации (это важно в условиях экономической войны). А космический эшелон системы должен состоять из спутников, которые бы обладали возможностью выпуска ложных целей и совершения быстрых маневров ухода от ракетной атаки. Иначе они являются легкой мишенью для вероятного противника и потенциально будут уничтожены первыми в течение первого часа военного конфликта. А космические аппараты такой функциональности стоят слишком дорого (стоимость увеличивается в 4-6 раз – в среднем до 30 млн. долларов).
Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин отметил, что сейчас аппараты системы "Око" уже не заказывают из-за того, что она устаревает, на смену "Оку" должна прийти новая группировка спутников. Он добавил, что из-за выхода из строя спутника безопасность страны не пострадает. "Во-первых, сейчас международная обстановка не такая напряженная, чтобы мы в любую минут ждали нападения ракетно-ядерного оружия. Во-вторых, у нас сейчас на Земле разрабатываются и успешно строятся станции высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ) раннего предупреждения о ракетном нападении типа "Воронеж"", — пояснил Маринин. "Эта станция практически будет выполнять те же функции, что и эти спутники — обнаружение пусков, а не подлетных ракет. Если она оправдает свои технические возможности, то их можно построить достаточно, чтобы обнаруживать не только подлетающие ракеты, но и все пуски ракет", — сказал Маринин. Эксперт уверен, что в будущем космическую группировку спутников в системе предупреждения о ракетном нападении могут полностью заменить наземные РЛС, потому что их дешевле поддерживать, они строятся быстро, потребляют мало электроэнергии и требуют небольшого обслуживания.
«Воронеж» заставил нервничать США и Израиль
Именно российская радиолокационная станция системы "Воронеж" в Армавире в сентябре 2013 года единственная в мире засекла пуск двух баллистических целей в Средиземном море. История с пеленгованием новейшей сверхзвуковой израильско-американской ракеты в сентябре прошлого года наделала много шума и заставила задуматься заокеанских партнеров. Запуск двух ракет-мишеней в Средиземном море был попыткой проверить время реакции и места дислокации систем ПВО Сирии, способных сбивать баллистические цели. По заявлению Пентагона, две ракеты-мишени были запущены для проверки израильских систем ПРО. Судя по направлению пуска, скорости и характеристикам мишеней, речь шла о разведке пунктов дислокации систем ПВО Сирии. Одна из задач - проверить наличие у Сирии технических возможностей сбивать баллистические и крылатые ракеты. Тогда 4 сентября заместитель Министра обороны российской РФ Антонов провел встречи с военными атташе США и Израиля, в которых обратил внимание на факт обнаружения 3 сентября дислоцированной в Армавире РЛС системы предупреждения о ракетном нападении пуска ракеты из акватории Средиземного моря. Российскими средствами обнаружения цель была идентифицирована как баллистическая, траектория ее полета была ориентирована на Восток. При определенных условиях пролонгированная траектория могла достичь границ России. Соль этой истории в том, что армавирская станция «Воронеж» оказалась единственной в регионе РЛС, точно запеленговавшей этот пуск ракеты. Благодаря ей факт сверхсекретных испытаний совершенно неожиданно стал достоянием мировой общественности. Обнаружение российскими войсками пусков ракет в Средиземноморье заставило потенциальных противников России сделать выводы, заявил замминистра обороны генерал-полковник Олег Остапенко. "Выводы сделали наши потенциальные противники. Мы показали, на что мы способны и что сумеем при необходимости применить то, что у нас есть", — с удовольствием сообщил Остапенко.
Средиземноморский прецедент произвел впечатление на военных США и НАТО. Ввод в действие РЛС противоракетной обороны в Армавире они расценили как дестабилизацию баланса стратегических сил. Пентагон выразил озабоченность действиями Москвы в области противоракетной обороны. С одной стороны она призывает США к разоружению, а с другой – активно укрепляет свои границы противоракетными комплексами, писал The Washington Free Beacon. Официальные представители вооруженных сил США заявили, что новая радиолокационная станция (РЛС) противоракетной обороны (ПРО) в Армавире увеличивает общее число средств ПРО России и представляет самую большую угрозу безопасности Америки и Европы. «Русские не согласны с размещением противоракетных средств США, установленных в Европе, но при этом сами создают сеть современных средств для обнаружения ракетного нападения», – цитирует издание официальных представителей США.
Легкий, мобильный, точный и недорогой
Генеральный директор ОАО «РТИ», генеральный конструктор РЛС высокой заводской готовности (ВЗГ), генеральный конструктор национальной Системы предупреждения о ракетном нападении Сергей Боев объяснил основные преимущества новой РЛС: «На станции стало в 6 раз меньше операторов. Расходы на эксплуатацию «Воронежа» в сравнении с «Дарьялами» сокращены в 5,5 раза. Система охлаждения РЛС «Дарьял» потребляет ежечасно 150 кубометров воды, а вот новые станции вообще не нуждаются в водяном охлаждении, там другие технологии. Кроме того, мы избавились от громадного инженерно-технического комплекса, обслуживающего старые станции, резко сокращено их энергопотребление». Он также отметил, что стоящие на боевом дежурстве станции США по ряду параметров уступают «Воронежу», в том числе и по стоимости эксплуатации. «Кстати, американские станции нуждаются в большом водопотреблении. В целом сейчас мы их опережаем. Кроме того, у нас есть проработки «на перспективу». Надеемся создать перебазируемые средства предупреждения о воздушно-космическом нападении. Их можно будет оперативно направлять в зоны угроз»,- рассказал Боев.
ТТХ станций «Воронеж» не досягаемы даже для только разрабатываемых в США перспективных систем ракетного обнаружения. Время отклика фазированной антенны – 0,04 секунды, время обработки сигнала и автоматической передачи его в центр управления в виде готовой карты с движущимися объектами – 6 секунд. Точность определения координат динамического объекта, движущегося на гиперзвуковой скорости в ионосфере – 11 метров. Размер обнаруживаемых целей – до 15 метров в диаметре. По РЛС ВЗГ метрового диапазона (главный конструктор — Валерий Карасев, Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца) внедрены мощные передающие устройства на полупроводниковых усилителях мощности, что повысило КПД в 1,5–2 раза и обеспечило практически неограниченный срок их службы. Реализованы режимы оптимизации распределения энергетики РЛС при поиске и сопровождении космических объектов в зависимости от дальности их входа в зону действия станции, что позволило увеличить пропускную способность и обеспечить возможности наблюдения малоразмерных космических объектов. Обеспечен поляризационный прием отраженных сигналов, что позволило значительно повысить помехозащищенность РЛС и их возможности по обнаружению и распознаванию целей.
По РЛС ВЗГ дециметрового диапазона (главный конструктор — Сергей Сапрыкин, НПК «НИИДАР») реализована цифровая обработка сигналов с использованием спецпроцессоров сверхвысокой производительности собственной разработки и изготовления — это повысило пропускную способность за счет параллельной обработки сигналов, а также снизило потери сигналов. Разработаны и применены цифровые интеллектуальные фазированные антенные решетки с цифровым формированием и управлением диаграммами направленности, что позволило осуществлять одновременный прием сигналов с нескольких направлений, цифровую обработку отраженных сигналов одновременно по нескольким направлениям, рациональное распределение потенциала станции по объектам сопровождения в зависимости от важности целей и расстояния до них. Использованы высокоинформативные широкополосные зондирующие сигналы — это на порядок повысило измерительные свойства РЛС и их пропускную способность.
До недавнего времени наиболее точными и оперативно реагирующими на ракетные угрозы были американские системы, состоящие на вооружении 21-ой оперативной группы ВВС США - РЛС «Бимьюс», работающие в связке с дальними «Пэйв Пос» и корректирующиеся со спутников. Точность этого комплекса составляет 120 метров по горизонтали и 90 по вертикали, а время отклика и обработки в 1,4 раза больше, чем у «Воронежа». 21-я оперативная группа осуществляет обнаружение и наблюдение баллистических ракет с помощью шести основных радиолокационных станций: двух - системы «Пейв Пос» (Pave PAWS - Pave Phased-Array Warning System), трех - системы «Бимьюс» (BMEWS - Ballistic Missile Early Warning System) и одной - «Парке» (Perimeter Acquisition Radar Attack Characterization System). РЛС системы «Пейв Пос» развернуты в районе г. Отис (штат Массачусетс) и на авиабазе Бил (штат Калифорния), РЛС системы «Бимьюс» размещены на АвБ ВВС США Туле (о. Гренландия), авиабазах ВВС Великобритании Файлингдейлз-Мур и Клир (Аляска). Система «Паркс», представленная одной радиолокационной станцией (Гранд-Форкс, штат Северная Дакота).
Первая станция «Воронеж» была введена в эксплуатацию в 2011 году - РЛС "Воронеж-ДМ" в п.Пионерское Калининградской области. В 2012-13 годах начаты работы по строительству новых РЛС СПРН высокой заводской готовности у городов Печора (Республика Коми), Барнаул (Алтайский край), Енисейск (Красноярский край), Омск (Омская область) и Мурманск (Мурманская область). 11 февраля 2012 г. на боевое дежурство заступила РЛС в Ленинградской области. 23 мая 2012 г. на опытно-боевое дежурство заступила РЛС "Воронеж-ВП" в п.Усолье-Сибирском рядом с Иркутском. В работу принята первая секция РЛС, после запуска обоих секций РЛС сектор обзора составит 240 град. 12 августа 2013 г. в Орске состоялась церемония закладки РЛС "Воронеж-М" (подразумевается РЛС "Ворнеж-ВП"). В ноябре 2013 года Россия приступила к развертыванию подразделений войск ВКО в Арктике и строительству радиолокационной станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении на Крайнем Севере (в Воркуте). После воссоединения Крыма с Россией в 2014 году запланирована модернизация станции в Севастополе и возвращение её в строй к 2016 году.
В настоящее время на боевом дежурстве стоят четыре таких РЛС: в поселке Пионерский Калининградской области, в Усолье-Сибирском Иркутской области (еще не выведены на полную мощность), в Лехтуси Ленинградской области и Армавире Краснодарского края. Вместе с орбитальными и другими средствами наблюдения ВКО они обеспечили точное обнаружение и сопровождение в этом году более 40 пусков российских и иностранных космических и баллистических ракет и шесть раз спасли Международную космическую станцию от космического мусора, а также предупредили о 25 опасных сближениях космических объектов с космическими аппаратами российской орбитальной группировки.
Первоисточник http://expert.ru
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас