Луи Габриэль Сюше известен гораздо меньше других наполеоновских маршалов, но специалисты оценивают его таланты весьма высоко. Некоторые даже сравнивают его с «железным маршалом» Даву, и факт такого сравнения говорит о многом. Да и Наполеон, уже на острове Святой Елены, в ответ на вопрос о наиболее способном французском генерале, немного подумав, сказал вдруг:
«Трудно сказать... Возможно, Сюше?»
Он же говорил о герое нашей статьи:
«Сюше возвысился до удивительной степени в соединении качеств ума и характера.»
Луи Габриэль Сюше родился в Лионе 2 марта 1770 года (то есть был ровесником Луи-Никола Даву). Происхождения будущий маршал был отнюдь не пролетарского. Некоторые утверждают, что его отец был владельцем мануфактуры по производству шелка. Другие считают, что он просто торговал шелковыми тканями. Так или иначе средств у семьи было достаточно, чтобы сын мог получить образование в частном колледже Иль-Барб. Возможно, в дальнейшем мальчик продолжил бы дело отца, однако на волне всеобщего энтузиазма, вызванного известиями о революции, он в 1791 году поступил рядовым в один из батальонов Национальной гвардии. В мае 1792 года он стал лейтенантом Ардешской волонтерской роты, а в марте 1793 года получил звание капитана. В отличие от многих других будущих наполеоновских маршалов (большинство из них всё же были умеренными республиканцами), Сюше в то время придерживался крайне левых взглядов и был близок к якобинцам. Во время контрреволюционного восстания в Лионе Сюше участвовал в осаде родного города, а затем – и в подавлении крестьянских мятежей на территории южной Франции. В сентябре 1793 года Сюше в звании подполковника и должности командира 4-го батальона волонтеров департамента Ардеш оказался под Тулоном. Тогда он и встретился впервые с Бонапартом. Наполеон вспоминал позже:
Начало военной карьеры
«Здесь (у Тулона) отличился Сюше, впоследствии маршал Франции, тогда командир батальона ардешских волонтеров.»
В одном из боёв тогда подчинённые Сюше взяли в плен генерала О’Хару. В 1794 году мы видим Сюше в рядах Итальянской армии, где он служит вначале в дивизии Лагарпа, а потом – у Массены. Во время битвы у Лоано солдаты Сюше захватили три знамени. После назначения командующим этой армии Бонапарта, Сюше принимает участие во всех знаковых сражениях той знаменитой кампании 1796-1797 гг.: битвы при Дего, Лоди, Кастильоне, Арколе и Риволи. Получает два ранения и звание полковника. В августе 1797 года Сюше был назначен начальником штаба Итальянской армии, командующим которой, после отбытия Бонапарта, стал генерал Брюн. С ним он воюет в Швейцарии. По окончании той кампании именно Сюше подписал мирные соглашения (конвенции) с кантонами Берн и Фрейбург. Его потом и отправил командующий в Париж с известием о победе (из предыдущих статей вы должны помнить, что такое поручение давалось наиболее отличившемуся генералу или старшему офицеру). На торжественном приёме в Директории в марте 1798 года Сюше представил трофейные знамена и получил звание бригадного генерала (в это время ему только что исполнилось 28 лет). В августе 1798 года Сюше становится начальником штаба Итальянской армии Бартелеми Жубера. Молодые генералы настолько подружились, что Сюше остался в Италии, даже когда официально вынужден был уступить свою должность генералу Монришару. А затем он и вовсе отказался от перевода в Гельветическую (Швейцарскую) армию, за что 27 декабря 1798 года был уволен из армии. Но 21 февраля следующего года строптивый генерал всё же был восстановлен на службе и назначен начальником штаба Майнцской армии. В апреле того же 1799 года он всё же оказался в Швейцарии, где Массена назначает его командиром отдельного отряда, размещённого в Граубиндене. Атакованный превосходящими силами австрийцев, Сюше был вынужден отступить по уже начавшему таять льду одного из горных озёр. После этого он непродолжительное время выполнял обязанности начальника Массены. Но уже в июле 1799 года вновь назначенный командующим Итальянской армией генерал Жубер вспоминает о друге: Сюше получает звание дивизионного генерала и должность начальника штаба его армии. Жубер, как известно, погиб в сражении при Нови (15 августа 1799 года, об этом было рассказано в статье Фатум генерала Жубера
Сюше в Италии и Швейцарии
). А Сюше остался в Италии, и в 1800 г. мы видим его командующим левым крылом армии Массены. Сам командующий скоро был блокирован в Генуе (которую сдал после двухмесячной осады), а Сюше отошёл к реке Вар. После победы Бонапарта при Маренго, Сюше вновь занял Геную, а затем получил должность командира одного из корпусов Итальянской армии, командующим которой после отъезда стал уже знакомый нам Брюн. Сюше принял участие в сражении при Поццоло, а также деблокировал окружённую австрийцами дивизию генерала Дюпона.Вернувшись в Париж, в июле 1801 г. Сюше становится генерал-инспектором пехоты, а в августе 1805 г. получает под командование одну из дивизий IV корпуса маршала Сульта, которую в октябре того же года передали в V корпус Ланна. Под началом этого маршала Сюше сражается под Ульмом, Голлабрунном и Аустерлицем (здесь он вместе с Кафарелли-Младшим действовал против колонны, возглавляемой П. Багратионом). В войне с Пруссией 1806 года дивизия Сюше участвовала в битве при Йене, причём он лично возглавил атаку 17-го полка, который захватил важный опорный пункт пруссаков – деревню Клозевиц. Здесь французам достались 22 артиллерийских орудия. При этом были убиты либо получили ранения все адъютанты Сюше. Сам он был ранен в следующем году – в сражении при Прейсиш-Эйлау, но остался в строю и принял участие в битве при Остроленке. Высокую оценку специалистов получили и действия Сюше в бою с превосходящими силами русских за Пултуск, который французам взять так и не удалось. После заключения Тильзитского мира Сюше получил титул графа Империи и временную должность командира V корпуса, который размещался в Силезии.
Боевые кампании 1805-1807 гг.
Личная жизнь генерала Сюше
Наконец, в 1808 году 38-летний Сюше находит время и возможность жениться. Его супруга – 18-летняя Онорина Антуана де Сен-Жозеф, была племянницей сестер Клари, которые стали женами Жозефа Бонапарта и Бернадота. Следует сказать, что потомки этой пары породнились потом с отпрысками семей Даву и Мюрата. Онорина оказалась весьма отважной женщиной. Она сопровождала мужа в испанских походах – часто верхом, а не в карете, и потому была популярна в войсках. Даже дочь Луизу она родила в захваченной французами Сарагосе, и в церковь для крещения новорождённую несли в стальной кирасе. Всего Онорина родила Сюше трех детей: двух девочек и мальчика. Испанские командиры к присутствию жены французского командующего относились по-разному. Некоторые запрещали стрелять в неё (а также обстреливать дома, где она останавливалась). Другие, напротив, пытались захватить её в плен, чтобы шантажировать генерала. Онорина Сюше пережила мужа на 60 лет, прожив 94 года.
«Маршал войны в Испании»
В 1807 году Наполеон совершил роковую ошибку, грубо вмешавшись во внутренние дела Испании. 2 мая 1808 года в Мадриде произошло антифранцузское восстание, ставшее началом долгой, жестокой и бесславной Пиренейской войны. Уже современники событий тех лет говорили, что с 1808 г. Наполеон мог сражаться только одной рукой: значительная часть его сил теперь всегда оставалась в Испании. В это трудно поверить, но в 1812 году общая численность французских войск в Испании (в различных армиях и в гарнизонах крепостей) в 2 раза превышала число солдат и офицеров Великой армии Наполеона, вступивших в грандиозное Бородинское сражение. В 1808 г. назначение в Испанию получает и Луи Габриэль Сюше. Сам Наполеон Бонапарт в январе 1809 года покинул Испанию. И в его отсутствие неэффективно и неудачно стали действовать лучшие французские маршалы и генералы – Массена, Ожеро, Ней, Сен-Сир, Сульт, Жюно.Вообще, следует сказать, что в Испании, в очередной раз, была доказана бесперспективность «прогрессорства» – то, о чём говорил ещё Джеймс Кук:
«Каждый народ счастлив только на своём уровне цивилизации.»
И чего никак не могут понять современные политики Европы и США (либо – делают вид, что не могут понять). Да и советские генсеки, изо всех сил и безвозмездно пытавшиеся помогать «строить социализм» на окраинах государства и за рубежом, лишь бездарно потратили средства, столь нужные для модернизации собственной страны. В начале XIX столетия французы отменили в Испании многие средневековые законы и установили новые – более разумные и справедливые. Испанцы получили гарантии личных свобод и гласный суд. Были сняты цеховые ограничения и закрыты внутренние таможни. Наконец, французы упразднили инквизицию. Но очень трудно облагодетельствовать людей против их воли: испанцы ничего не желали принимать из рук чужаков.В этой ситуации Сюше оказался чуть ли не единственным эффективным французским военачальником и управленцем. Его даже называли «
». Наполеон уже на острове Святой Елены сказал как-то:
«Если бы за Пиренеями у меня было два Сюше, то Франция, несомненно, не только полностью покорила бы Испанию, но и сохранила бы ее.»
Разумеется, в Испании отдельные военные неудачи были и у Сюше, но в целом он действовал достаточно успешно.Поначалу Сюше снова командовал дивизией. Зимой 1808-1809 гг. он принимал участие в знаменитой осаде Сарагосы.
Лишь в апреле 1809 года он получил должность командира III корпуса, который прежде возглавлял генерал Жюно, назначенный командующим Арагонской армией. В июне 1809 года Сюше одержал победу над 20-тысячной испанской армией генерала Блака. Вплоть до 1814 г. он вёл непрерывные боевые кампании на территории Арагона, Каталонии и Валенсии, одержав ряд побед и захватив многие крепости, в том числе – Лериду, Меквиненцу, Тортосу, Таррагону, Сагунто и Валенсию. Очень тяжёлыми были осада и штурм хорошо укреплённой Таррагоны, помощь гарнизону которой оказывал британский флот. По степени ожесточённости сторон боевые действия мало уступали печально знаменитому штурму Сарагосы. Именно после падения Таррагоны Сюше получил звание маршала (в июле 1811 года). Другим следствием этого успеха стал вывод Сюше из подчинения королю Жозефу Бонапарту.
У Сагунто (этот город лежал на пути к Валенсии) Сюше получил пулевое ранение, но продолжал руководить войсками. Этот эпизод кампании интересен тем, что, помимо осады крепости, французам пришлось выдержать и полевое сражение с превосходящими силами испанцев, которые пытались деблокировать город. Наибольшим успехом Сюше стал захват Валенсии, которую пришлось осаждать на протяжении 2-х месяцев. После капитуляции Валенсии Сюше получил титул герцога Альбуферского. Трофеями тогда стали 21 знамя и 393 орудия. Помимо 19 тысяч испанских солдат во французском плену оказались 23 генерала и 898 офицеров. Для их конвоирования пришлось выделить пехотную бригаду. Всего же с 1809 по 1812 гг. подчинёнными Сюше были взяты в плен около 50 тысяч человек. При этом Сюше умел находить общий язык с испанцами. Умеренность его требований и снисходительность давали свои плоды, и в подконтрольных ему областях герилья пошла на спад. Но успехи Сюше нивелировались неудачами на других фронтах Пиренейской войны. Так, после поражения французской армии при Саламанке (22 июля 1812 года), к Валенсии от Мадрида отступил король Жозеф, из южных испанских областей пришёл со своими войсками маршал Сульт. Ситуация усугубилась после гибели Великой армии Наполеона в России. Для пополнения вновь создаваемой армии из Испании были отозваны многие боевые части общей численностью до 20 тысяч человек. В конце марта 1813 года Наполеон решил возвратить трон Испании бывшему королю – Фердинанду (Эрнандо) VII. Очень скоро, уже начиная с 1814 года, испанцы будут пытаться избавиться от «подарка» императора. Закончится всё революцией 1820-1823 гг., подавлять которую придут из Франции маршалы Удино, Монсей и... Сюше. Но вернёмся в 1813 год. Сюше, у которого на тот момент было не более 9 тысяч солдат, ещё оставался в Испании. В апреле 1813 года он получил должность командующего Армии Каталонии и Арагона: звание громкое, но, учитывая численность подчинённых ему войск, способное вызвать снисходительную улыбку. В июле 1813 года Сюше вынужден был оставить Валенсию, но ещё удерживал за собой ряд позиций в Арагоне и Каталонии. Он даже нанёс поражения англо-испанским войскам при Виллафранке и при Ордале. После поражения французов у Виттории, Сюше вынужден был отступить к Барселоне. 15 ноября 1813 года он получил должность губернатора Каталонии. Между тем именно такой человек, как Сюше, требовался сейчас Наполеону во Франции. Комментируя неудачные (граничащие с предательством) действия Ожеро, бросившего свои войска у Женевы (20 марта 1814 года) и без боя сдавшего австрийцам Лион, американский историк Уильям Слоон писал:
«Если бы, несколькими неделями раньше, место Ожеро заступил Сюше, это изменило бы, пожалуй, весь ход истории. Наполеон, действительно, имел было в виду назначить Сюше главнокомандующим (Ронской армией), но не выполнил своего намерения, так как опасался обидеть старого заслуженного маршала. В данном случае, как и под Лейпцигом, чувство дружеской приязни оказало ему плохую услугу.»
Лишь в апреле 1814 года, после известия об отречении Наполеона, вывел войска из Каталонии и привёл их во Францию. После первого отречения Наполеона Сюше принёс присягу Людовику XVIII, получив титул пэра Франции и должность командующего войсками V военного округа. После высадки императора в бухте Жуан (1 марта 1815 года) Сюше оставался верен Бурбонам вплоть до бегства короля из Парижа. Наполеон, пожалуй, снова ошибся, отправив его на второстепенный театр боевых действий – командующим Альпийской армией, которая должна была оборонять Лион. Сюше действовал вполне успешно, задержав австрийского генерала Фримона: под натиском превосходящих сил противника он оставил Савойю, но дальнейшего продвижения противника не допустил. Однако судьба страны тогда решалась в Бельгии – у Ватерлоо. Вернувшийся в обозе новой оккупационной армии Людовик XVIII лишил Сюше звания пэра Франции. Под суд маршал не попал именно из-за того, что перешёл на сторону Бонапарта после того, как тот обосновался в Тюильри (иначе пришлось бы судить практически всех чиновников и граждан Франции). Талейран тогда цинично прокомментировал эту ситуацию:
Сюше и Бурбоны
«Предательство – лишь вопрос даты.»
Но даже «ничему не научившиеся» Бурбоны вынуждены были считаться с общественным мнением, и 5 марта 1819 года Людовик XVIII вернул Сюше титул пэра. В 1823 году бывший республиканский генерал даже принял участие в походе французских войск в Испанию, где действовал против восставших граждан в пользу Фердинанда VII. Напомним, что именно его в марте 1813 года Сюше лично передал испанцам, дружно кричавшим тогда «». Этого ничтожного монарха, которого испанцы сами и посадили на свою шею, скоро возненавидели во всех кругах испанского общества. Но избавиться от него им уже не позволили. И Бурбоны до сих пор царствуют в Испании. Член этой династии – Хуан Карлос I, воспитанник и наследник Франко, обвиняемый в уклонении от налогов и получении сомнительных подарков на многомиллионные суммы, в 2014 году предпочёл отречься от престола. А осенью 2020 года он и вовсе сбежал из Испании в одну из самых «демократичных» стран мира – ОАЭ, выбрав в качестве пристанища для себя самый «демократичный» эмират – Абу-Даби. Здесь он надеется укрыться от расследования, которое ведёт в отношении него прокуратура Швейцарии.Но вернёмся к Сюше. В последние годы своей жизни он много болел и умер 3 января 1826 г. в возрасте 56 лет. Как и многие другие маршалы Наполеона, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!