Главная » 2019 » Октябрь » 29
13:44

Возвращение России в Африку: геополитическая «пиар-акция» или долгосрочная политика?

Возвращение России в Африку: геополитическая «пиар-акция» или долгосрочная политика?

23-24 октября в Сочи прошёл двухдневный саммит и экономический форум «Россия — Африка». Сопредседателями мероприятия выступили Россия и Египет. Участниками форума стали делегаты из 104 стран, в том числе главы 44 африканских государств.
 

Спор о двадцати миллиардах


Форум широко транслировался российским телевидением. Особенно бурно отреагировали на него представители либеральной общественности. Чаще всего они страдали от того, что Россия утопает в бедности, а власти ищут в Африке счастья для приближенных к ним коммерческих компаний. В этой связи обсуждалось заявление на форуме президента России Владимира Путина о списании африканским странам долгов на 20 миллиардов американских долларов.

Удивительно, что «информированные эксперты» так активно говорили сегодня о фактически позавчерашней новости. Ведь на форуме в Сочи Владимир Путин только повторил то, что озвучил ещё два года назад, в сентябре 2017 года, после переговоров с президентом Гвинеи Альфой Конде.

Тогда Путин сообщил, что в рамках мировой инициативы по оказанию помощи беднейшим странам с крупной задолженностью, Россия списала государствам африканского континента долги в общей сложности на сумму порядка $20 миллиардов. Списание коснулось большой группы стран – Замбии, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Танзании, Экваториальной Гвинеи, Сан-Томе и Принсипи, Мадагаскара и других. На долю каждой из них пришлось не так уж и много, если смотреть на фоне других подобных акций, когда, например, Кубе простили задолженность в $ 35,3 миллиарда, Ираку – в 12,9, Северной Корее и Монголии по $11млрд., Вьетнаму – $9,5 миллиарда и т.д.

Так Россия списывала кредиты, предоставленные развивающимся странам ещё Советским Союзом. На начало 90-х годов их насчитывалось (по оценке Александра Шохина, занимавшего в то время должность вице-премьера) примерно $150 миллиардов. Мотиваций для списания долгов несколько. Во-первых, прощались кредиты, на которые была поставлена уже устаревшая военная техника (например, танки Т-34, Т-54-55), невостребованная в Советских Вооруженных силах. Во-вторых, списывались так называемые «мёртвые долги», то есть те, по которым не было реальных перспектив возврата.

Наконец, списание советских долгов в некоторых странах открывало России новые возможности для дальнейшего торгового сотрудничества. Так было с Алжиром, которому в 2006 году полностью списали советский долг в $5,7 млрд. и тут же подписали контракт на 7,5 миллиарда долларов для покупки российской военной техники. Похожая история произошла с другими платежеспособными странами Африки.

Был ещё один резон для участия России в мировых инициативах по списанию долгов беднейшим странам планеты – принадлежность к известному Парижскому клубу стран-кредиторов (высшему классу экономических держав мира, состоящего из 21 государства). Статус клуба предполагает безусловное участие в периодических акциях по реструктуризации задолженности развивающихся стран. Россия тоже должна соответствовать этому высокому статусу.

 


 

Чего не увидели либеральные политологи?


Об этой особенности списания «мёртвых долгов» известно даже либеральным российским политологам. Правда, трактуют они её уж очень по-своему. Вот доцент департамента востоковедения и африканистики Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Леонид Исаев в интервью немецкой DW оценил итоги завершившегося форума «Россия — Африка» так:

«Это геополитическая пиар-акция… очередной сигнал для российского населения: мы продолжаем возвращаться, продолжаем возвращать свои утраченные позиции. Все это укладывается в логику, которая началась в ходе третьего срока президента Путина».



Доцент Исаев не верит, что Россия может вернуться в Африку.
 

«У нас торговый оборот со всей Африкой чуть больше 20 миллиардов долларов, из них заметно больше половины приходится на Египет и на другие страны Северной Африки… Публика ждёт, что мы предложим какую-то свою долгосрочную стратегию в Африке. Но пока у нас никто этой стратегии не сформулировал и никакого долгосрочного видения не существует в отношении Африки».



Формально доцент Исаев прав. Нет в природе документа о такой стратегии, разработанного правительством и утверждённого Госдумой. Однако нельзя не видеть работы, которую провёл российский МИД на африканском направлении за последние два года.


Уже в начале 2017 года, когда покинул свой пост записной собеседник министра Лаврова госсекретарь США Керри, на Смоленскую площадь Москвы зачастили главы внешнеполитических ведомств африканских стран. Протокольные пресс-конференции по итогам переговоров отражали явную заинтересованность гостей из Африки в сотрудничестве с Москвой.

В этом видится две причины. К тому времени Россия в Сирии показала, что она способна чуть ли не в одиночку решать региональные конфликты (Африка ими очень богата), при этом вести себя корректно и уважительно по отношению к местным руководителям. Второй причиной стало падение интереса американской администрации к проблемам африканского континента.

В августе прошлого года газета New York Times заметила, что США начинают выводить войска и сокращать масштабы операций в Африке. А в нынешнем сентябре в своём выступлении на Генеральной Ассамблее ООН президент США Дональд Трамп вообще не упомянул Африку, как будто её проблемы не интересуют Вашингтон.

В Африке «недвусмысленный сигнал» Трампа поняли правильно и дружными рядами двинулись к Путину в Сочи. Бывший заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеймс Джон после форума «Россия — Африка» отметил, что расширение связей с Россией означает более значительную гибкость для африканских государств, ищущих новых экономических, военных и политических партнерств.

 


 

В Африке бурный рост экономики


База для этого уже есть. Между прочим, во многом она создана в советское время, которое сейчас так ругают за африканские долги. А там была не только экономика. В Африке не забыли, как в 1960 году, несмотря на жёсткое сопротивление «западных демократий», Советский Союз добился принятия в ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. С её помощью африканские страны обрели долгожданную свободу.

Естественно, что именно с Советским Союзом свободная Африка стала развивать политическое, экономическое и культурное сотрудничество. В вузах СССР получили образование и профессиональную подготовку около полумиллиона африканцев. На самом чёрном континенте Советский Союз создал 10 высших учебных заведений и 80 средних и профессионально-технических училищ.

Не менее важной была советская экономическая помощь. СССР построил в Африке 300 промышленных предприятий, 155 – сельскохозяйственных, активно экспортировал на континент свою продукцию. Заметим, что в структуре экспорта почти треть приходилась на машины и оборудование, почти пятую часть советских поставок занимали промышленные товары. В Африку шли готовые пищевые продукты, целлюлозно-бумажные изделия и пр. Словом, продукция с высокой добавленной стоимостью, к чему теперь так стремится Россия.

Сегодня Африка (особенно регион южнее Сахары) развивается высокими темпами. У восьми стран здесь рост ВВП сопоставим с китайским, а в Гвинее и Руанде экономика в прошлом году подросла на 8,7%. Такой рост требует ресурсов. Они идут, в том числе, и из России. За последние пять лет наш товарооборот с континентом удвоился и, как уже отмечалось, превысил отметку в $20 миллиардов.

Причем в структуре российского экспорта в Африку 91% составляют несырьевые товары. Институт Африки РАН сделал расчёты по развитию экономического сотрудничества после форума в Сочи. Ожидается, что в ближайшие пять-семь лет товарооборот с Африкой подрастёт ещё на $17-18 млрд.

В отличие от доцента Исаева, британская «The Times» считает, что Россия уже вернулась в Африку и подтверждает свой вывод вполне очевидными цифрами. «В прошлом году – пишет газета, – Москва заключила военные соглашения как минимум с 20 странами к югу от Сахары. На «Рособоронэкспорт» в настоящее время приходится 35% поставок оружия в Африке».

Добавим, что восемь африканских стран подписали с Россией соглашение об атомном сотрудничестве (рассчитывают в перспективе построить у себя АЭС). Россияне помогают властям богатой алмазами Центральноафриканской республики преодолеть гражданский конфликт, поддерживают законное правительство Мозамбика в борьбе против джихадистов в северной провинции Кабу-Делгаду. О планах военно-технического сотрудничества с Россией заявили власти Нигерии.

В этом ряду особо выделяется сообщение новостного портала Defence Web военного ведомства ЮАР о том, что в последнюю неделю ноября в водах Южной Африки пройдут совместные военно-морские учения трёх стран – России, Китая и ЮАР.

Словом, Россия в Африке налаживает долгосрочное, многостороннее сотрудничество. Оно должно принести стране выгоды не только экономические, но и политические. Форум в Сочи показал, что страны континента готовы к такому развитию событий.

 

Источник



Просмотров: 2625 | Добавил: wpristav | Теги: Африка, прогноз, анализ, россия, политика | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх