Жительница Крыма Наталья С. съездила на Украину, впервые со времен возвращения Крыма в Россию, ездила к сестре в Полтавскую область, и поделилась кое какими своими впечатлениями от увиденного.
В 2014 году у Натальи с сестрой Анастасией испортились отношения на фоне политических событий, Наталья была активной сторонницей возвращения Крыма в Россию, а её сестра Анастасия считала, что Путин крадёт Крым у украинцев. Обеим женщинам слегка за 50. В 2014 году они практически перестали общаться, но впоследствии общение снова восстановилось, и вот, спустя 5 лет, Наталья вновь посетила Украину. Последний раз она была там в 2013 году.
Ехала через Чонгар, границу проходила долго, когда туда ехала, и обратно тоже. На российской стороне границу прошла за час, на украинской от трёх до четырёх часов. Основная причина в загруженности границы, людей много, и если на российской стороне как-то наладили работу пограничного перехода, то украинский в каком-то каменном веке находится, из-за этого так долго его проходить. Поскольку Наталья ездила в конце сентября, то ей еще повезло, в сезон, когда с Украины в Крым люди массово ехали отдыхать, очереди на границе и по 11 часов бывали.
Из интересного на границе – российскую границу Наталья проходила по новому российскому паспорту, а украинскую – по старому, еще украинской эпохи. Пограничники на обеих границах интересовались наличием паспорта другой страны, вот только каждый со своей целью. Российские – с целью предупредить, что украинскую границу можно пройти только с украинским паспортом, а вот украинские – совсем с другой целью. Наталья, умудрённая опытом тех, кто уже ездил, сказала на украинской границе, что российский паспорт у неё есть, но он дома. Однажды её знакомая по незнанию показала на украинской стороне границы свой новый российский крымский паспорт, и сразу же лишилась своего украинского паспорта – пограничники его просто порвали на глазах у всех, со словами – возвращайтесь туда, откуда ехали. Теперь та женщина не может больше поехать на Украину.
В общем, перед тем как ехать из Крыма на Украину первый раз, лучше лишний раз почитать советы бывалых, как говориться, что бы не попасть впросак на украинской стороне границы.
После того как прошла границу, Наталья села на автобус и по ужасной, в сравнении с крымскими, дороге приехала на железнодорожный вокзал, откуда уже поездом добралась в Кременчуг. Вагоны были старые, только занавески новые.
В городе мало что поменялось с того момента, когда она там последний раз была. Кое где еще встречалась обветшалая украинская символика, которая обильно заполонила город в 2014 и 2015 годах. Сказать, что город живет - сложно, скорее – выживает, впрочем, как и в былые времена. В магазинах хватает всего, цены конечно ниже, чем в Крыму, но если учитывать соотношение цен и доходов, то выходит примерно одинаково, а если добавить сюда еще и коммунальные, то сравнение будет уже не в пользу Украины. В общем, среднестатистическая украинская семья сестры Натальи, Анастасии, тратит бОльшую часть своих доходов на питание и отопление.
Если не задевать тему украинско-российских отношений, то никаких особых разногласий нет. Украинцы в основной своей массе очень негативно относятся к нынешнему своему правящему режиму, за которые многие из них, к слову, голосовали, но теперь они считают, что политики их снова обманули. Впрочем, есть и такие, кто до сих пор придерживается своего выбора и говорит, что Порошенко неплохой президент для страны, просто в стране тяжелые времена, и он ничего не может с этим сделать, хотя таких и немного.
Тема украинско-российских отношений по-прежнему очень болезненна, даже на примере Анастасии, которая до сих пор считает, что Путин украл Крым у украинцев. Причем, что самое интересное, дочь Анастасии уже два года живет в России и домой, на Украину возвращаться девушка не собирается, ждёт российское гражданство. Еще одной болезненной темой является, почему-то, газопровод который Россия строит в обход Украины. Тема Донбасса по-прежнему актуальна, но немного изменился тезис, если раньше в Кременчуге массово обвиняли Россию в том, что происходит на Донбассе, то теперь в «российскую агрессию» не особо верят, по большей части, в происходящем винят самих жителей Донбасса.
Если не затрагивать острых политических тем, то в целом отношения можно назвать спокойными, родственными, такой вывод сделала Наталья. И в то же время она отмечает, что всё равно, даже в обычном общении остается какая-то прохлада, какая-то недосказанность. Сотрётся ли она со временем, сгладится, или пресловутое «никогда мы не будем братьями» так и останется, невидимой линией разделив родственные души, покажет только время.