Восстановление храма дало новую жизнь селу в нижегородской глубинке.
В судьбе храма, расположенного в 30 верстах от Арзамаса, отразилась вся история сельской России.
Церковь в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи в стиле русского барокко владелец села Хирино Арзамасского уезда Нижегородской губернии князь Алексей Путятин построил в 1758 году. Ее отличительной особенностью стали четыре престола. Главный – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и в приделе – во имя святого апостола Андрея Первозванного, Богоматери Живоносного источника и святителя Николая Чудотворца. По отзывам современников, своей красотой церковь выделялась среди сельских храмов не только губернии, но и России. Еще бы ей не славиться, если к проектированию приложил руку великий русский архитектор Василий Баженов.
Как писали хроникеры того времени, в 1882 году 27 июня в селе Хирино случилась небывалая гроза. Шаровая молния ударила в карниз церковной главы, затем через оконный проем прошла через царские врата внутрь храма, вылетела через другое окно. Все обошлось – осталась только щербина на каменном полу да понадобилось заменить разбитые стекла. Всегда бы так заканчивались происшествия. Больше значительных ЧП отмечено не было. Однако XX век для села Хирино и храма оказался щедр на испытания.
“Главное, что село обретает новую жизнь, сегодня сюда переезжают из других мест”
В 1929 году власти начали выяснять доходы граждан в Хиринском сельсовете и спустили налоговую разнарядку. Поскольку местный священник Иоанн Сноведский был причислен к эксплуататорам, его обложили неподъемной для сельского батюшки суммой – четыре тысячи рублей. В проповеди после богослужения отец Иоанн назвал политику властей в отношении Церкви и крестьянства антихристовым нашествием, в райотдел ОГПУ поступил сигнал и вскоре в Хирино приехали за строптивцем. Село закипело, церковный староста Николай Кочетков призвал православных помочь пастырю уплатить непосильную подать, рассудив, что тогда его, может, и отпустят. Однако случилось иначе. В марте-апреле 1930 года арестовали и осудили за «антиколхозную агитацию» священника Иоанна Сноведского, церковного старосту Николая Кочеткова, а для ровного счету прихватили Федора Столярова. После недолгого содержания в Лукояновском исправдоме особая тройка ПП ОГПУ Нижкрая приговорила всех троих к трем годам лагерей. Для больного пороком сердца священника это был смертный приговор – 29 августа 1930 года он скончался.
В 1931 году община пригласила на освободившееся место священника Михаила Знаменского. Он слыл в уезде контрреволюционером, неоднократно попадал под арест за антисоветскую агитацию. Из села Постниково, где 24 года служил верой и правдой, его изгнали, отобрав дом и все имущество. Так что в Хирино он приехал с супругой Ольгой Ивановной и требным чемоданчиком. Жили они сначала в церковной сторожке, а когда в 1935 году власти устроили в ней школу, Знаменских принимали на житье сельчане. В последний раз отец Михаил служил Божественную литургию 24 октября 1937 года. А 27-го его арестовали. В мартирологе – Книге памяти Нижегородской области читаем: «Знаменский Михаил Михайлович, родился в 1877 г., г. Арзамас, русский, священник. Проживал: Горьковская обл., Шатковский р-н, с. Хирино… Арестован 27 октября 1937 г… Расстрелян 10 ноября 1937 г.».
В 1938 году после собрания партийно-комсомольского актива храм закрыли и передали под клуб. Иконы порубили на дрова, а церковь разгромили. Но с клубом как-то не заладилось. А через два года стало происходить необъяснимое: бегавшие около церкви ребятишки, прикладывая уши к кирпичной стене, слышали пение, еле доносившееся из-за запертой двери. Народ начал толковать о чуде, власти встревожились, стали организовывать дежурства комсомольцев, чтобы те гоняли не в меру любопытных. Потом появилось объяснение: то, дескать, птицы воркуют, но хиринцы сделали свой вывод – плачет церковь. За год до Великой Отечественной пение прекратилось так же неожиданно, как началось.
В 1938-м церковь закрыли, сделали колхозной собственностью и стали использовать как склад. Не помогло и внесение в список памятников архитектуры. С годами здание постепенно разрушалось, в 2004-м рухнул восьмерик с куполом и главкой. В итоге от творения Баженова остался только кирпичный остов.
Да и село понемногу таяло, как первый снег по теплу, в 90-е годы от безнадеги люди отсюда уезжали. Казалось, исход близок и скоро здесь рядом с графскими развалинами будут догнивать и брошенные избы.
Новая история Хирино началась, когда село – родину прадеда Григория Степановича Резанова – навестил глава многопрофильного холдинга «Социум» Игорь Ашурбейли. Это было в 2011 году. Предприниматель и филантроп учредил благотворительный фонд для реконструкции жемчужины русского церковного барокко XVIII века. Уже через два года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения нижнего придела. Ктитор хиринского храма Игорь Ашурбейли, благодаря которому церковь восстановлена в кратчайшее время, привез из Ватикана частицу мощей Иоанна Предтечи, теперь поклониться святыне во время службы может любой верующий.
Дорога к возрождению села началась от старинного храма. Сегодня он один из лучших в России. Самое главное, что и село обретает новую жизнь. Сюда переезжают из других мест, из жителей Хирина, Святогорска и Панова складывается церковная община.
На одной из стен храма – памятная доска серого гранита, увековечившая память погибших хиринских священников Иоанна Сноведского и Михаила Знаменского. Решение о том, чтобы почтить сельских батюшек, принадлежит Игорю Ашурбейли. Открыли ее при стечении гостей из Москвы, Нижнего Новгорода и Арзамаса, хиринских прихожан 16 сентября 2017 года. Освящал мемориальную доску митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий…
У молодого настоятеля отца Александра Жаркова каждый день расписан по часам: «Нет таких слов «работа с людьми», нужно простое общение. За два месяца моего служения уже обзавелся большим кругом знакомств, нашел людей, готовых оказывать церкви поддержку, прилагать силы к нашему общему делу».
Процент реально верующих, людей счастливых, с крепкими семьями в новом тысячелетии минимален. Как это можно изменить? У иерея Александра Жаркова есть ответ: «С себя надо начинать. Как сказал Серафим Саровский, спасайся сам и тысячи вокруг тебя спасутся. Я прихожанам на каждой проповеди говорю, что вы в первую очередь и есть главный миссионер, главный наш апостол. Если действительно воцерковитесь и измените свою жизнь, вот тогда будет толк».
В чем настоятель видит свою задачу, как планирует развивать храм?
«Здесь место особенное. Игорь Рауфович Ашурбейли созданием компании «Социум-Поселения» объединил трудящихся на земле людей. Этот опыт уникальный, у нас, как мне кажется, нет больше подобных примеров.
Самая первая моя цель, как говорит апостол Павел, что я «для всех сделался всем, чтобы спаслись немногие», – показать людям, что священнослужитель такой же человек, семьянин в первую очередь. Поэтому первым шагом стал перенос времени начала богослужения. Раньше воскресные и праздничные службы начинались в восемь утра, могли и раньше. Я сразу сказал – как минимум на час службу сдвигаем, потому что молодые семьи, мамы с детьми и прихожане издалека не смогут приходить так рано. И люди откликнулись, стали чаще бывать на утренних службах. Я замечаю, что много детишек сейчас посещают храм».
Многим кажется, что служение сельского священника не дает простора для поиска и творчества.
«Я думаю, это иллюзия у тех, кто не хочет приезжать в село, что здесь священник не востребован. Как раз наоборот, можно развиваться в любом направлении. На мой взгляд, у нас помимо обязанностей даже больше и планов, и идей. Это, наверное, была одна из причин, по которой я из Нижнего Новгорода и переехал сюда с семьей».
Рядом с храмом расположен Общественный центр села, построенный компанией «Социум-Поселения». Отец Александр вместе с директором центра Татьяной Гусевой планирует мероприятия на год. На Крещение в Хирино случилось большое событие – архиерейское богослужение: епископ Лысковский и Лукояновский Силуан совершил великую вечерю и чин великого освящения воды. Собрались почти все хиринцы, пришло много жителей соседних поселков. После службы владыка Силуан встретился в Общественном центре с детьми, с которыми ведет занятия отец Александр.
«Постоянной воскресной школы у нас пока нет, потому что нет еще помещения. Но я перенял традицию, которую ввел предыдущий настоятель – отец Виктор: после каждой службы, особенно в воскресенье, накрываются столы с чаем, много деток приходит, и мы стараемся им рассказать о празднике».
Со временем, уверен священник, при хиринском храме появится полноценная воскресная школа. У настоятеля большой опыт общения с молодежью: он довольно долгое время занимался катехизацией – готовил людей к обряду крещения. Особое внимание отец Александр уделяет работе с ребятней, увлеченной спортом, сам входит в сборную Шатковского района по теннису. В школьные и семинарские годы занимался единоборствами, что здорово помогло во время службы в армии. Срочную выпускник семинарии проходил в подразделении, охраняющем ядерный центр в Сарове. На вопрос, насколько тяжела служба для верующего человека, отец Александр заметил, что особых трудностей не испытывал.
«Мне кажется, верующему человеку намного легче служить. Я не могу скрывать свою веру. И ребята-мусульмане – дагестанцы, кабардинцы – из большого призыва из кавказских республик уважали ее. С ними у меня сложились достаточно теплые отношения – мы довольно часто говорили о религии».
Когда в 2013 году освящали нижний придел храма, одновременно с этим событием возродили старинный обычай и провели День села, затем учредили фестиваль фольклора и ремесел «Голос традиций». Намоленный храм в Хирино вкупе с активно действующим Общественным центром формирует серьезный духовно-просветительский комплекс, у которого большое будущее.