Тема войны между Израилем и палестинскими военизированными группировками (в первую очередь – ХАМАС) уже неделю является центральной как в мировых, так и в российских СМИ. Интерес к ней настолько высок, что она даже затмила собой тему специальной военной операции на Украине. Понятно, что этот интерес подогревается прессой, однако аудитория охотно комментирует происходящее, спорит на предмет того, кого же следует поддерживать России, и как данный военный конфликт может повлиять на СВО на Украине. Происходит это поскольку люди зачастую фиксируют внимание на негативных новостях, что является одним из когнитивных стереотипов, сформировавшимся в процессе эволюции.В вопросе чей-либо поддержки автору представляется очевидным, что данный конфликт не имеет абсолютно никакого отношения к русскому народу и национальным интересам России – наших там нет. Поэтому возникает некоторое недоумение, когда некоторые «диванные патриоты» начинают злорадствовать относительно происходящих на Ближнем Востоке жестокостей или проявлять некоторые симпатии к террористическим действиям ХАМАС. Не может быть никакого оправдания расстрелам мирных жителей и изощренным издевательствам над ними. Можно понять, когда какие-то слова в поддержку террористов ХАМАС высказывают политики, исповедующие ислам – они всегда будут поддерживать единоверцев вне зависимости от того какие жестокости те совершают. Но когда какие-то слова поддержки высказывают русские – это выглядит как минимум странно, ибо радикальный ислам, безусловно, является угрозой для России. На прошлой неделе палестинская группировка ХАМАС объявила всем евреям «всемирный джихад». Это уже привело к беспорядкам в некоторых европейских странах, где, как известно, много мигрантов с Ближнего Востока и из арабских стран. Тем не менее многие не восприняли эту угрозу всерьез, хотя «всемирный джихад» – это угроза не только для евреев. Угроза не только для европейских стран, но и для России. В случае затягивания военной конфронтации на Ближнем Востоке и при радикализации конфликта, последствия этого могут быть чувствительными и для Европы, и для России.Об угрозе радикального ислама и «всемирного джихада» и порассуждаем в данном материале.
ХАМАС объявил «всемирный джихад» – что это значит?
В первую очередь хотелось бы отметить, что ислам – это не просто религия, это также военно-политическая доктрина. Ведь основная задача учения Мухаммада – распространение ислама, то есть захват власти средствами проповеди, политики и завоевания.Во второй половине ХХ века радикальный исламизм вышел на мировую арену, становясь одним из факторов мировой политики и угрозой, как для Запада, так и для России. В отношении определения терминов «исламский радикализм» и «радикальный исламизм» имеются различные точки зрения. Если в середине 90-х годов «исламизм» трактовался как «новый фундаментализм», в конце 90-х – как «предельно политизированная составляющая часть ислама», то сегодня его чаще употребляют в значении «политический ислам», а «исламистами» на Ближнем Востоке нередко называют уже всех тех, кто активно использует исламскую религию как средство достижения политических целей*.До сих пор не удалось наполнить термин «радикальный исламизм» конкретным содержанием, ведь существует лишь точка зрения каждого конкретного ученого, причем они могут существенно отличаться друг от друга и по-прежнему зависят от контекста рассматриваемого движения в то или иное время. Принято считать, что феномен «радикального исламизма» возник из-за серьезных разногласий внутри мусульманского общества. Но дело в том, что эти разногласия, которые приводят в том числе к военным конфликтам, обусловлены как раз религиозно-идеологическими факторами. Стоит отметить, что общепризнанным из них является то, что в исламе неразрывно связаны две системы – политическая и религиозная. По сравнению с другими религиями ислам имеет наиболее прямые и тесные связи с политикой и правом. Превосходство мусульман над представителями других конфессий законодательно закреплено в шариатских странах, в которых неверный является недочеловеком. Впрочем, рассмотрение этих сложных вопросов не входит в рамки данного материала, поэтому перейдем к рассмотрению термина «джихад». Джихад («священная война»), с точки зрения ислама, это борьба за веру, которая признается долгом мусульманина, исходя из представлений о том, что человечество делится на праведных – мусульман и неправедных – иноверцев, подлежащих обращению любыми путями, не исключая и насильственный. В отдельных мусульманских регионах синонимом джихада является газават. Газават (от араб. набег) – один из аспектов джихада. Мусульманские газаваты восходят к распространенной в кочевых обществах практике набегов с целью захвата добычи. Позже термином «газават» стали обозначать рейды мусульман против «неверных» в ходе военной конфронтации с соседями.На прошлой неделе палестинская группировка ХАМАС объявила 13 октября днем «всемирного джихада» и призвала всех арабов присоединиться к их войне против евреев. Это привело к беспорядкам в некоторых европейских городах, однако трагических событий, за исключением нападения с ножом на сотрудника посольства Израиля в КНР, к счастью, пока не произошло. Тем не менее убийства все же начали происходить позднее – 16 октября в Брюсселе смуглолицый бородатый мужчина убил двух футбольных болельщиков Швеции, после чего записал видео, в котором назвал себя членом ИГИЛ и заявил, что «убил неверных». Власти Бельгии, правда, поспешили заявить, что к палестино-израильскому конфликту это якобы не имеет отношения.В случае если военный конфликт на Ближнем Востоке будет ожесточаться, а тем более, если в него вмешаются другие государства, ситуация может серьезно усугубиться, и таких вот убивающих «неверных» исламистов может появиться немало. Может эта ситуация ухудшиться и в России, поскольку в стране достаточно много мигрантов, исповедующих ислам. И проблема в том, что их агрессия может быть направлена не только на евреев – сегодня их объявили врагами. А что если завтра врагами объявят кого-то другого?
Об ошибочном взгляде «левых» на исламистов
Главная ошибка «левых» заключается в том, что они полагают, что любого человека вне зависимости от его культуры или этнического происхождения можно интегрировать и ассимилировать в свое общество. Они наивно думают, что все межрелигиозные и межрасовые конфликты можно объяснить «классовым вопросом», т. е. фактором «бедный-богатый», сугубо материалистическими категориями.И если какой-то мусульманин принимает молодую белую девушку за проститутку и пытается ее изнасиловать в переулке, то происходит это, мол, потому что он беден и обижен на жизнь. А не потому, что он человек другого мировоззрения и другой культуры, и смотрит на окружающих как «неверных» (а значит, на них не распространяются законы шариата), а на мир, как на чужой и нуждающийся в трансформации. Реальность сильно отличается от представлений «левых» идеологов. Если взять российскую действительность, то в реальности мигранты, которые работают в строительных бригадах Мариуполя, например, получают больше 90 тысяч рублей, в то время как местных жителей, которые также нуждаются в работе, на такие работы не берут. И «бедными и угнетенными» они точно не являются. Как и большинство европейских мигрантов из арабских и африканских стран.Почему вот, скажем, некоторые чеченцы весьма культурно и прилично ведут себя в Чеченской республике, но совсем по-другому ведут себя в Москве? Потому что Чечня, по сути, живет по законам шариата, в то время как остальная территория России для чеченцев – это «мир неверных». В отличик от татар, которые интегрировались в российское общество, чеченцы сохраняют автономию, и, как показала история с Никитой Журавелем, которого избил сын Кадырова и после этого получил звание Героя Чечни, там плевать хотели на российские законы. Что уж говорить про мигрантов-мусульман, которые не то что не знакомы с русской культурой, а и русский язык-то едва понимают. Статистика показывает, что Россия постепенно превращается в мусульманскую страну. По данным статистики, с 2009 по 2012 год официальная численность мусульман в России выросла с 4 % до 7 %, в 2020 составила более 14 % от населения страны. И это только официальные цифры (весьма устаревшие), не учитывающие нелегальных мигрантов.С началом СВО рост количества мигрантов из азиатских стран, исповедующих ислам (в большинстве своем радикального толка), только увеличился. Кроме того, следует учитывать, что в то время как миграционный поток резко взлетел и продолжает повышаться, естественная убыль населения тоже растет прогрессирующими темпами. Т. е. постепенно идет процесс замены населения. Это серьезная угроза для России. Мигранты-мусульмане не хотят интегрироваться в российское общество, а живут обособленно. Российское общество они рассматривают как «общество неверных», поскольку для ислама как религии характерна нетерпимость, т. к. неверный всегда рассматривается в мусульманском государстве как не вполне равноправный. Под «неверными» понимаются и «неистинно верующие» внутри ислама и немусульманское общество в целом.Согласно теории джихада, весь мир разделен на «область ислама» (дар-ал-ислам) и «область войны» (дар-ал-харб). К первой относятся страны, находящиеся под властью мусульман, ко второй – «неверных» правителей. «Область ислама» теоретически всегда должна находиться в состоянии вечной войны с «дар-ал-харб»**.Ведение исламистами политической игры по общепринятым в современных условиях правилам рассматривается ими всего лишь как временное перемирие с «неверными», выступающими в лице официальных властей. Предпосылкой такого перемирия, согласно традиционному исламскому толкованию права, является временная (военная или политическая) слабость «правоверных»***.
Какие уроки можно извлечь из палестино-израильского конфликта?
Возвращаясь к новому конфликту между Израилем и Палестиной, хотелось бы обратить внимание на следующее. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на источник в израильской службе безопасности, соответствующие структуры Израиля были обмануты ХАМАСом.Дело в том, что после эскалации конфликта с ХАМАС в 2021 году Израиль стремился обеспечить базовый уровень экономической стабильности в Газе путем трудовой интеграции. Палестинцам предлагали льготы, включая тысячи разрешений на работу в Израиле или на Западном берегу реки Иордан, где зарплата в строительстве, сельском хозяйстве или сфере услуг может в 10 раз превышать уровень оплаты труда в Газе.
«Мы полагали, что тот факт, что они приезжают на работу и привозят деньги в Газу, создаст определенный уровень спокойствия. Мы ошиблись»,
– цитируетиздание представителя израильской армии. Здесь мы имеем дело с тем, о чем было указано выше – перемирие с «неверными» рассматривалось как временное, оно было нужно для того, чтобы восстановить силы и продолжить борьбу. Автор не пытается оправдать действия Израиля, который пошел путем поглощения Палестины, а лишь хотел продемонстрировать то, что Израиль был убежден, что ХАМАС больше волнует то, чтобы рабочие в Газе имели доступ к рабочим местам через границу. Однако это оказалось ошибкой. В России также достаточно много людей, которые уверены, что если государство обеспечит мигрантов работой и хорошей зарплатой, они автоматически станут лояльными. А тем временем в России создаются этнические анклавы, этнические клубы ММА, усиливаются диаспоры, возрастает роль ислама и слабеет роль христианства. Об ослаблении роли христианства и усилении мусульманского лобби в России говорит в том числе то, что в последнее время кресты стали исчезать с логотипов госучреждений и гербов. Впрочем, рассмотрение вопроса, связанного с причинами ослабления христианства, не входит в рамки данного материала. Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что мусульмане-мигранты, приезжая в Россию и получая гражданство, не меняют своих убеждений. И происходящее в России они рассматривают сквозь призму своей культуры. Еще в середине ХХ века идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб не скрывал, что современный джихад – это форма борьбы с врагами ислама, причем не только в арабских странах, а всюду, где ислам не признан главенствующей религией и образом жизни. И если завтра мишенью радикальных исламистов станет не Израиль, а Россия, то мусульмане, принявшие гражданство РФ, но с презрением и высокомерием относящиеся к нашей культуре, могут пойти по пути террора.