В Луганской народной республике предотвращена попытка государственного переворота. Об этом в видео-обращении, опубликованном ГТРК ЛНР на портале Youtube, во вторник, 20 сентября, заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий.
Он также раскрыл план заговорщиков: спровоцировать массовые протесты и на этом фоне организовать ввод на территорию республики украинской армии.
«Была очередная попытка, так сказать, переворота, но здесь не столько сам факт переворота в ЛНР, сколько создать прецедент якобы возмущения украинского народа, и под это все должна была зайти украинская армия. Поэтому мы работали на опережение», — сказал он.
«Мы все прекрасно знаем. Знаем и тех внутренних врагов, и наверняка тех, у кого есть покровители, возможно, даже и в Российской Федерации», — подчеркнул глава ЛНР.
«Ничего у них не получится. Мы как работали, так и будем работать. Республика уже давным-давно состоялась», — заключил Плотницкий.
Напомним, 6 августа на руководителя ЛНР было совершено покушение: его машину пытались подорвать при помощи фугаса. Игорь Плотницкий тогда оказался ранен, однако спустя два дня был выписан из больницы и приступил к работе. По сообщению луганских правоохранителей, покушение было проведено украинской диверсионной группой.
Член Общественного совета при главе ЛНР, капитан армии ЛНР, экс-министр сельского хозяйства и продовольствия, бывший заместитель председателя Совмина ЛНР Сергей Литвин оценивает заявление главы республики, как не желание скрывать от людей имеющиеся проблемы, и считает, что за переворотом может стоять «пятая колонна».
— Да, она есть, идет война, и на этом фоне происходит сращивание некоторых представителей власти с бывшими элитами и, возможно, с «укропами».
Тем не менее, заход ВСУ считаю нереальным. У нас боеспособная армия —Народная милиция. Что касается персоналий, которые стоят за этой попыткой, пока глава их не озвучил — значит, по персоналиям идет работа. Могу догадываться, что это кто-то из бывших — проворовавшихся и отодвинутых главой.
Я, когда Народный совет утверждал мою отставку, сказал: «Я был и остаюсь Солдатом империи, Солдатом республики, и готов выполнить любой приказ Верховного главнокомандующего!». Но моя отставка была добровольной, на работе в госслужбе я только терял ресурсы, заработанные до войны, но ведь другие поступали иначе — вот им и неймется. Но повторюсь: на боеспособность армии это не повлияет. Кстати, «укропы» понимают, что нас в лоб уже не взять, и будут всячески бороться с нами именно таким образом — исподтишка…
А вот пожелавший сохранить анонимность депутат Народного совета ЛНР в комментарии «СП» скептически отнесся к заявлению главы республики.
— Внутри республики это заявление подвергается очень серьезному сомнению. Есть много неясностей. Первая: кому этот переворот выгоден? По Конституции — в случае свержения Плотницкого, власть переходит к главе парламента, а это человек Плотницкого. И вряд ли он будет участвовать в заговоре. Другая фигура, законно занимающая место главы — премьер-министр Сергей Козлов, бывший начальник штаба Народной милиции — человек, неоднократно доказывавший свою преданность ЛНР. Тоже сложно предположить, что он выйдет с хлебом и солью встречать оккупационные войска.
Озвучивание этого «мессиджа» — это, прежде всего, очередной сигнал и предостережение, в первую очередь силовикам, которые после покушения на Плотницкого регулярно подвергаются критике. Это и министр МГБ Леонид Пасечник, и министр МВД Игорь Корнет. Как раз те, кто сегодня противостоит киевской хунте и агентам их влияния наиболее эффективно. Плотницкий часто их критиковал — в том числе, не только кулуарно, но и публично. Более того, были попытки через парламент выразить недоверие силовикам, и постараться на их место поставить лояльных ему чиновников.
Намеки на покровителей в России, говорят о том, что Плотницкий и дальше будет продолжать делать подобные заявления — чтоб дискредитировать силовиков и сосредоточить управления республикой в собственных руках. Пока избежать вождизма удается именно за счет действий силового блока. Да и с другой стороны, если попытка переворота пресечена, то ее пресечь могли только представители МГБ.
Плотницкий в последнее время очень тяготится излишней опекой со стороны России, так что он намекает, скорее всего, на российских советников, которые часто приезжают к нему. Так что речь идет, скорее, о политическом перевороте, нежели о государственном…
Политолог, экс-замминистра информации ЛНР Юрий Першиков не считает, что описанный Плотницким сценарий на сегодня реален.
— Даже в случае переворота, власть сосредоточится либо у главы парламента, или у премьер-министра — а это люди проверенные. Не надо забывать, что существует и штаб Народной милиции. Для того, чтобы впустить украинскую армию, надо распустить собственные войска, а это, на минуточку, несколько бригад. Плюс батальоны территориальной обороны, ополчение. Не думаю, что они весело и радостно будут встречать тех, кто уже несколько лет войной и блокадой терроризирует их землю, создает сложности им и их родным, а также истребляет население. В общем, вариант переворота под заход украинских войск, на мой взгляд, маловероятен. Есть достаточное количество противовесов от подобного сценария.
— Что тогда в этом заявлении?
— Возможно, попытка лишний раз мобилизовать правоохранителей, провести своеобразные учения, и лишний раз не дать им расслабится в период проведения «праймериз». Возможны провокации? Несомненно, а потому необходима бдительность всех правоохранительных структур. Словом, я склоняюсь к тому, что подобное заявление носит некий характер предвыборной риторики.
— Как насчет «пятой колонны»? Скрытых симпатизантах украинской власти?
— Конечно же, они существуют, и в органах власти, и в силовых структурах. Мы имеем дело с классической гражданской войной, и тут трудно понять, какие факторы действуют на людей, у которых родственники живут по обе стороны линии разграничения. В основном, это чиновники, а чиновник — это такой класс, который при любой власти будет работать на нее. Мы видим это и по Крыму — где самые активные евроинтеграторы, сторонники БЮТ и «Нашей Украины», достаточно эффективно выполняют задачи, поставленные высшим руководством России. Не дай Бог, придет Украина, они снова покаются и точно так же пойдут в очередь за министерскими портфелями. Донбасс не исключение. Сегодня симпатизанты Украины есть, но они не настолько серьезны, чтобы проводить государственные перевороты, так как поддержки у них нет. Нет и ресурса — ни военного, ни финансового. Кроме того, за годы независимости от Украины начали работать спецслужбы. То, что глава заявил о предотвращении переворота, лишний раз говорит об эффективности работы МГБ республики.
— Не открою большого секрета, сказав, что глава ЛНР Игорь Плотницкий не пользуется большим авторитетом среди населения республики, в отличие от более популярного в своей республике и за её пределами лидера ДНР Александра Захарченко, — говорит политолог Эдуард Попов.
— Поэтому он нуждается в постоянном напоминании о своей полезности и незаменимости. Недавнее неудавшееся покушение на Плотницкого объективно повышало популярность Плотницкого: сам факт его подготовки свидетельствовал, что глава ЛНР представляет угрозу для украинских властей. Разумеется, никаких доказательств сорванного государственного переворота предъявлено не будет — слишком уж специфичный предмет для доказательств.
— Насколько, по-вашему, вообще реален сценарий переворота, описанный Плотницким?
— На мой взгляд, сценарий, описанный Плотницким вполне реален. Недовольство населения ЛНР — это реальность, с которой приходится считаться. Люди в республиках в целом живут очень тяжело, и во многом это связано с качеством государственного управления и состоянием народного хозяйства. Насколько я владею информацией, ситуация в ЛНР намного хуже, чем в соседней ДНР. Если бы не гуманитарная помощь из России, дело было бы намного хуже. Поэтому социальная база под протестом имеется. Украинская сторона не дремлет и любое недовольство — социальное и экономическое — трактует как ностальгию по «единой Украине». Патриоты «единой Украины» есть и в республиках. Это готовая «пятая колонна». Поэтому можно предположить, что любой сколь-нибудь крупный протест Украина может использовать как плацдарм для «взлома» республик изнутри.
Следует прямо признать, что руководство обеих республик сделало немало для того, чтобы недовольство возникло и расширялось. Особенно это касается ситуации в ЛНР. Без малого год назад мы прочли о скандальных обстоятельствах ареста министра топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР Дмитрия Лямина. Этот деятель, назначенный на должность Плотницким, продавал уголь Украине. Причем, как утверждают знающие ситуацию в ЛНР люди, действовал с согласия Плотницкого. Арест Лямина произошел во время отсутствия Плотницкого в республике и вызвал большое недовольство с его стороны. Мимо бюджета республики шли поставки угля нацистской Украине. Никакой политики — чистый бизнес. Поэтому если в госперевороте в Луганске заинтересованы какие-то силы на Украине, то только не военные и не чиновники, имеющие общий бизнес с коррумпированными чиновниками ЛНР.
Объективно некоторым силам в правящих кругах ЛНР выгодно прикрывать собственный непрофессионализм и коррупцию происками внешнего врага. Точно так же действует режим Порошенко, который во всех провалах Украины обвиняет Россию.
Кроме того, Украина активно продвигает свою агентуру на посты в различные органы власти в ДНР и ЛНР. Как мне говорят мои друзья в республиках, в таких структурах как МВД, таможня, налоговая служба присутствие бывших украинских сотрудников — просто определяющее. Я часто ездил в 2014—2015 годах через пограничные переходы в ДНР. Сначала там стояли добровольцы из ополчения. Затем, по информации моих партнеров из ДНР, их заменили бывшие украинские таможенники. Как сообщают из Донецка и Луганска, много украинцев, то бишь, кадровых сотрудников СБУ, в министерствах госбезопасности обеих республик. Сказывается и нехватка профессиональных кадров, и головотяпство руководящих органов ДНР и ЛНР. Особенно аховая ситуация в ЛНР. Но все же сильных проукраинских настроений в республиках нет. Они есть только среди определенного слоя управленцев. Государственный и силовой аппарат, конечно, нужно чистить и чистить радикально.
— А как насчет «покровителей из РФ»? Кто они?
— Мне сложно сказать, кого подразумевает Плотницкий, говоря о «внутренних врагах в РФ». Вероятно, речь идет о тех силах в истеблишменте, которые готовы пойти на предательство Донбасса ради налаживания выгодных гешефтов с Украиной и «мировым сообществом». А таких людей в нашем руководстве и, особенно, в среде олигархата, предостаточно. Напомню, что жесткий курс президента Путина поддерживают в основном представители силовых ведомств, а либерально-западническая партия мечтает поскорее вернуться в состав «единой семьи народов» во главе с США. Не вызывает сомнений, что эти силы действуют или могут действовать в единой связке с украинцами. Возможно, это и имел в виду Плотницкий.
— Будут ли еще попытки? Насколько республики к ним готовы? Не преувеличивает ли Плотницкий, говоря, что «ничего у них не получится, республика давно состоялась?
— Я думаю, что самую большую угрозу для республик представляют не организованные извне заговоры, а непрофессионализм и коррумпированность собственных «элит». За буквально единичными исключениями слой политиков в обеих республиках не выдерживает никакой критики. Это непрофессиональный слой даже в сравнении с соседней Украиной, уровень политикума которой нам хорошо известен. Еще раз повторюсь: здесь республики Донбасса лишь повторяют опыт украинской матрицы.
Что касается заключительной части вашего вопроса, Плотницкий прав: Луганск и Донецк никогда не вернутся в состав Украины. И виноваты в этом только украинцы.