Сегодня среди тех, кого действительно волнует состояние отечественной экономики, спорят чаще не о том, устоит ли она под западными санкциями или упадёт, а о том, насколько упадёт. Плохие цифры в диапазоне вплоть до минус десяти процентов и меньше, успели озвучить многие.Пусть не впрямую, это делали и в Минфине, однако в праздничные дни там неожиданно резко отреагировали на публикацию известного, и пока ещё числящегося в авторитетных агентства Bloomberg. Причём в российском ведомстве почему-то решили опровергать не ссылку на Минфин, а саму информацию.Информацию о возможном падении ВВП России по итогам 2022 года до 12 % особо рьяные минфиновцы зачем-то решили назвать не соответствующей действительности. Забыв о том, что прогноз по определению не может здесь и сейчас той самой действительности хоть как-то соответствовать.Прогноз может сбыться или не сбыться и, конечно, лучше было бы иметь к концу года второе. Но в данный момент это не так важно. Нам представляется важным сама готовность Минфина не отвечать ровным счётом ни за что. В ответе ведомства на публикацию Bloomberg так прямо и сказано:
Не спорьте понапрасну с Bloomberg
«В полномочия Минфина не входит подготовка официальных макроэкономических прогнозов».
Вот как оказывается. Спорить не будем, однако от тех или иных оценок ни один из министров, в том числе и нынешний – Антон Силуанов, никогда не отказывался.Быть может, что-то сильно изменилось в условиях проведения СВО? Об этом мы можем даже не узнать, так как споры о процентах ВВП, в плюс или в минус, могут оказаться и вовсе писанием вилами на воде. Не просто так в том же Минфине решили тут же ознакомить публику вот с такими ожиданиями:
«В ведомстве ожидают, что принимаемые Правительством и Банком России меры позволят в значительной степени купировать негативные последствия от санкций и обеспечить стабильное развитие экономики».
Авторитет Bloomberg, причём многолетний, традиционно опирается на авторитетные источники. Далеко не всегда названные. Публикуя свои 12 % в минус для России, в Bloomberg тоже ссылаются на одного из собеседников.И это не сотрудники или аналитики агентства, а именно этот «собеседник» отметил, что если данный «прогноз сбудется, то экономический рост в стране примерно за десять лет будет сведен на нет».
Ничего личного, просто статистика
Вчитайтесь внимательно в эти строки. Они, конечно, отнюдь не обнадёживающие, но... просто констатирующие. Bloomberg, «плохие» данные которого не устроили российский Минфин, почти походя констатировал стабильный рост российской экономики на протяжении, вы не поверите – последних десяти лет.Нас убеждали, а мы не верили, но оказывается, «примерно десять лет» в России имел место отнюдь не спад и даже не стагнация, а «экономический рост». Это же и с «Крымской весной», и со всеми теми пакетами санкций, которые мы регулярно получали после неё.Западное агентство явно шокирует руководителей российских экономических ведомств, традиционно не склонных к оптимизму. Трудно в эти непростые дни судить, насколько шокирует, но оперативный ответ Минфина убеждает – сильно, даже очень.А ведь заодно Bloomberg опровергает ещё и американских президентов, сначала республиканца Трампа, а теперь дышащего чуть ли не на ладан демократа Байдена, которые давно уже «порвали» экономику РФ в клочья.Официальный прогноз на динамику ВВП России не так давно – в конце апреля дал Центробанк. В ведомстве Эльвиры Набиуллиной спад оценили в 8–10 %, и добавили, что падение продолжится и в следующем году. Однако тогда показатель составит всего 0–3 %. Роста экономики, согласно подсчётам специалистов Банка России, надо ждать только через два года, и он может составить 2,5–3,5 %. Во всём виноваты перебои в производстве, снижение импорта в страну и нарушения в цепочках поставок. Так считают, например, в Совете директоров Центробанка. Схожие прогнозы с падением ВВП на 8,8 %, последующим ростом на 1,3 % и повышением цен на 18–23 % даёт и Минэкономразвития.
О пророках и об Отечестве
Вообще-то, пугать россиян неизбежным падением ВВП – отнюдь недобрая и очень старая традиция, которой следуют многие как за рубежом, так и у нас на родине. Иностранных предсказателей понять несложно – у них и заказчик, и заказчики соответствующие. С «нашими» немногим сложнее – кто-то из них просто зарабатывает очки для имиджа, другие же всеми силами пытаются оправдать репутацию стойких «оппозиционеров». И обратите внимание – чем более «высокопоставленным» числится такой официальный критик, тем жёстче его критика.Устранять с высоких постов, где ошибку с процентами при желании можно считать почти преступлением, за последние два десятилетия пришлось довольно многих. Из крупных фигур, лихо оперировавших процентами, то в плюс, то в минус, всерьёз «задвинуты» оказались, пожалуй, всего трое – Алексей Улюкаев, а до него пара Михаилов – Касьянов и Ходорковский.
Можно вспомнить ещё и Алексея Кудрина, которого просто назначили на такой пост, где от него вреда меньше, чем пользы, пусть и относительной. А вот беглый приватизатор Чубайс после разгрома энергетики оказался всего-навсего в почётной ссылке. Нынешний «исход» этой бестии, не белокурой, но всё же – безусловное благо для всех нас, какие бы проценты он теперь не рисовал российской экономике и ВВП.Самое характерное, как прогнозисты оперативно «переобуваются», лишь только меняется конъюнктура. Упомянутые нами российские «герои» в этом плане ничем не лучше и не хуже других. В числе первых тут всё тот же Bloomberg, где многие годы «рисовали» России завышенные проценты.А из заядлых прогнозистов сильнее всего впечатляет, как из стана традиционных «катастрофистов» перебрались в лагерь оптимистов Михаил Хазин и Михаил Делягин. Первый, если не формально, то идеологически уж точно, приблизился к верхам, последнему же депутатское место ничуть не мешает публично громить и Центробанк, и Минфин. И ведь главное – есть за что.
Вместо P. S.
А стоит ли сейчас так уж волноваться за то, какой у нас будет ВВП год спустя? При решении главных на данный момент задач для страны, ответе на вопрос «быть или не быть» – и о росте ВВП можно будет вспомнить. Хотя о необходимости экономического планирования забывать нельзя. До чего довела в конце концов Россию «железная рука» рынка, мы увидели почти четверть века назад. Хотя и дефолт, на наш профессиональный и не только на наш взгляд, оказался нашей экономике, скорее на пользу, чем во вред. Не будем здесь распространяться о таком понятии, как статистическая ошибка, ограничимся лишь констатацией факта, что и ВВП, и другие экономические показатели давно принято считать в деньгах. Причём, как в конвертируемой, так и в национальной, зачастую не совсем конвертируемой, валюте.Вывод отсюда самый простой – всё дело даже не в том, кто считает, а как. К тому же есть ещё и конъюнктура цен, на те же нефть и газ. Именно она здорово корректирует не только бюджетные показатели и внешнеторговый баланс, но и данные по ВВП.