Как учат учебники политических технологий (в топку) наших заклятых партнёров – сразу после избрания на любой высокий должностной пост, победитель «демократического процесса» немедленно обязан начинать новую избирательную кампанию, психологически настраивать себя на возвращение в статус «кандидата». Дабы не расслабляться. Наша демократия ... она демократия, вне всякого сомнения, но есть нюанс, как говорится.
Кошка бросила котят ...
Многих профессионалов-землепашцев информационных полей безумно раздражает, когда на ежегодных «Прямых линиях с Президентом» две трети времени порой уходит на «бытовуху». Почините канализацию, отремонтируйте дорогу, откройте фельдшерский пункт, деньжат ... опять-таки подкиньте и так далее. То есть, в народе очень своеобразное понимание «института президентства», сотые доли процента населения России-матушки осведомлены о конституционных правах, обязанностях, границах полномочий главы государства. В головах есть только одна модель – это Государь. Повинный во всём, вплоть до безответственности кошки, бросившей котят.
Государь выводится у нас от слова «государство», в здешних суровых широтах понимаемое как самодержавная монархия. Со времён мифического Рюрика так повелось, как не собирай конструктор централизованного управления в здешнем климате – получишь автомат «Калашникова» с очень простыми и жёсткими характеристиками, всеми узнаваемыми формами.
Историки найдут тысячи объяснений подобному феномену: от малой плотности населения на огромных и труднодоступных территориях с отвратительной связностью половину сезонов в году – до невероятного для других человеческих сообществ Евразии сплава двух имперских столпов Государства Российского. Золотоордынского (администрирование) и византийского (идеологического). Даже большевики рукой махнули на игрища с вольными во всём Советами рабочих и крестьян, вернувшись к самодержавию лидеров.
С обязательным присутствием «бояр». Назывались они всяко: старшей дружиной, потомственной аристократией, дворянством, царедворцами, членами Политбюро, сегодняшними таинственными «элитами». Это всё декор и дизайн, а добрый русский человек рассуждал просто: либо государь от Бога, либо избирается. Обе модели прекрасно уживались в массовом сознании, одна страховала другую. Оборвалась главная династическая линия Рюриковичей – выбрали Годунова, а через глуповатого Шуйского (не понявшего глубинные механизмы легитимности) пришли к Кошкиным-Романовым. Компромисс.
Пётр Великий тоже прошёл через трудные и кровавые общенародные выборы полураспада государственности, едва не проиграв дюже премудрой сестрице Софье Алексеевне. Абсолютизм подобных кризисов уже не допускал, но дворцовые перевороты случались, то есть «демократия» затворилась в высших элитарных кругах служилого дворянства и потомственной аристократии.
А развалилась Система в 1905 году, когда Николай II совершил страшную идеологическую ошибку, подписав Высочайший Манифест «Об учреждении Государственной Думы». Тут-то в головах у добрых русских людей и не сцепились зубцы шестерней в головах, не разрешилось до 1917-го страшное противоречие. Как богоданный государь может быть ограничен законодателями, назначающих исполнительную власть правительства. Бунт стал нормальной формой существования общества, инструментом в руках не очень чистоплотных болтунов. Замкнувших на себе «общение с народом», что всегда являлось почти мистической прерогативой Помазанника Божия.
Западная модель демократии в наших широтах не могла прижиться, поскольку строго регламентирована и является обычной процедурой. С огромным количеством лицемерных исключений. Когда победившая партия не может сформировать кабинет министров, высшее должностное лицо допустимо избрать квалифицированным меньшинством, явившимся на выборы. А потом быть полностью безответственным и принимать любые решения не в пользу большинства. Таковы правила игры и они принимаются. Как и молчаливо проглатываются лютые нарушения «процедуры», США-2020 тому подтверждение яркое. Или непонятное начальство Евросоюза.
Свеженькое привезли: глава МИД Великобритании Дэвид Камерон сообщает ... выборы президента России «прошли в неконкурентной борьбе». Клоун несмешной, кого учить вздумал-то? Твоего непосредственного начальника вообще никто не выбирал, даже партия, попал смугленький на кухню Даунинг Стрит 10 карри готовить только по причине самоотвода всех кандидатов на пост премьер-министра. В расколотой стране, где рейтинг одобрения правящей партии Тори ... 22% был на момент «демократических выборов». А перед этим великий географ-историк Трасс продула салату латук по сроку годности. А по каким показаниям сэр Дэвид покинул пост премьера ... срамно вспоминать.
Россия поэтапно освободилась от иллюзий «западной демократии», вернулась к глубинным корням своего народовластия. С подсознательным пониманием: не может быть двух Великих князей, царей, императоров или Генсеков. Если «электорат» расколется на две (или больше) социальные группы в поддержку того или иного-третьего ... быть огромной беде. Поскольку это не государство, а шизофрения. Политическая «конкуренция» в нашей Богоспасаемой всегда означала смуту, кровь, брат на брата, децентрализацию и местничество.
С недобро ухмыляющимся басурманином по всем рубежам, только и ждущим, когда вспыхнет здесь «бессмысленный и беспощадный». Учёные, знаем.
Что дальше?
Часто встречаю в комментариях одну фразу: «Верховному 71 год, он не вечен, что же дальше будет, не свернёт ли Россия с его курса?» Обещал – отвечаю. Владимир Владимирович умеет в историю, прекрасно понимает страну и четверть века выстраивал Систему. Не для поддержания рейтинга себе любимому, тем более – пестования мифического и загадочного Преемника. Эпизод с Димнатоличем Медведевым показал: премьер Путин строго держался своих полномочий, во многие вещи принципиально не вмешивался, хотя мог ... очень настоятельно предложить подумать действующему президенту.
Военная (любая другая социальная) Система, как и воспроизводства власти, имеют сходный генезис. Нужно пройти от зелёного летёхи до поста начальника Генштаба все обязательные ступени эволюции. То есть, когда Верховный Главнокомандующий задумается, а кто именно будет заниматься непосредственными обязанностями в доме на Фрунзенской набережной – перед ним на столе лежат десятки папок с личными делами генералов. Не полковников или (не приведи небесные мужики) гражданских шпаков.
Система выращивает преемников, а мудрый лидер лишь выбирает наиболее достойного продолжателя своего дела. Он может называть его имя, а может оставить на совести коллегиального решения своих соратников. Рискованны оба сценария, товарищ Сталин не даст соврать, равно как и многовековая предопределённость династического перехода скипетра от суверена к биологическому «наследнику». Коего специально готовили для правления, но зачастую корм был не в коня. Вот главная проблема взращивания «смены». Может так оказаться, что рядом с Преемником находится более достойный, но его затирают аппаратными или придворными интригами.
Вот зачем нужна Система, отстроенная таким образом, чтобы государь мог как дурость каждого видеть, так и талант разглядеть вовремя. Дав ему шанс проявить себя. Самое важное здесь, чтобы пресловутая Система не была настроена на конкретную личность. А совершенно органично приняла любого выразителя общего курса государства, проводимого действующим сувереном. Достаточно гибкого для балансировки множественных (часто взаимоисключающих) групповых интересов элит. И одновременно – жесткого и принципиального, дабы не допустить местничества, аппаратных войн.
Это очень тонкие настройки, едва уловимые. Поскольку есть риск создать Систему по образу и подобию американской. Кто бы не протирал кресло в Овальном Кабинете ... он всего лишь аватар, Петрушка на сельской ярмарке, а политику внутреннюю и внешнюю определяют совсем другие люди. Гляньте на Самоходного Деда и честно ответьте на вопрос: ему можно доверить обычную кухонную газовую плиту (про автомобиль даже не спрашиваю), пока близкие отсутствуют дома? Он не помнит кто он по должности, не осознаёт большинство мест пребывания, не помнит о ближайших родственниках и сказанном часом назад, еле перемещается в пространстве.
Бал вампиров будет закончен ...
Но каждый день по нескольку раз читает подготовленные Системой тексты. Даже близко не осознавая ответственности за свои слова. С одной стороны – очень удобно, с другой – мерзко и страшно. Кастрирована сама суть верховной персональной власти под названием «лидерство», а избиратель-народ вынесен за скобки принятия решений. Побеждает аппаратная группировка, получившая доступ к телесуфлёру и папке «На подпись». Нужна такая Система? Категорически против, поскольку рано или поздно подобное положение вещей безответственность помножит на двузначные цифры, властные элитарные группировки превратятся в секты извращенцев и висельную падаль.
Что остаётся в сухом остатке? Прошу простить, но только случай. Путь Государства Российского, управляемого, по словам не говорящего по-русски и презирающего всё русское фельдмаршала Миниха, «непосредственно Господом Богом». Не мог высокопоставленный колбасник понять, как Россия вообще выживает при внешнем убожестве всевеликого бардака, беспросветной нищеты народа, развращённости и бестолковости дворянства, повального казнокрадства. А вот так. Никто не знает и не узнает.
Россия всегда вздымалась ввысь при сильном и ответственном лидере, неважно в каком он был титуле или должности. Падала и шла вразнос при слабых, за которых принимали решения то бояре, то придворная камарилья, то опухшие от пьянства аппаратчики-бюрократы. Вне всякого сомнения – люди в подавляющем большинстве образованные, умные, хитрые, компетентные и знающие (за исключением ветреных фаворитов/ок), но категорически не желающие принимать на себя ответственность. Так что о систематизации механизмов передачи власти от Владимира Владимировича (да продлятся его годы бесконечно) ... не рискну говорить. Их пока не видно в железе серии.
Выводы
Нужно быть тоже честными, задавая подобные вопросы из разряда «а что/кто дальше». Обычным людям, давшим вчера фантастический кредит доверия Верховному, по достоинству оценившими правильность выбранного им курса. Вокруг Президента немало как людей откровенно странных и неуместных, так и достойных. Кто-то из них хочет власти и будет за неё бороться. У кого-то очень много интересной работы, дабы проявить не просто талант «технократа» или «эффективного (тьфу три раза) менеджера» – а именно лидера. Не боящегося брать на себя ответственность, не молоть языком попусту.
Сказать, что Система вынесет на поверхность самого достойного – поостерегусь. Она ещё не сформирована, постоянно требует ручного управления (см. «Прямые Линии»), пребывает в разных агрегатных состояниях «элит». Одни прикидываются ветошью, вторые мечтают о славных временах алкаша Борьки, у третьих чешутся руки на столбах кого-нибудь вздёрнуть, в Государственной Думе что ни день – цирк с конями, инициативы одна другой краше. После которых за страну неловко. А в центре пёстрой картины Владимир Владимирович, вынужденный методами убеждения постоянно договариваться, помнить об «интересах» каждого элитария и всей страны.
Станет ли «перезагрузкой» нынешней Системы программа «Время Героев», о которой мы услышали во время Послания Федеральному Собранию-2024 и растолкованной сегодня ночью во время общения с прессой? Возможно, поскольку прозвучало главное: «подлинная настоящая элита – все, кто служит России. Труженики и воины, надёжные, проверенные, делом доказавшие свою преданность России, достойные люди. Такие не отступят, не подведут и не предадут». То есть, требования к «подлинной элите» очерчены максимально понятно, здесь и нужно будет со временем искать пресловутых «преемников», как только придёт время. Не обязательно то будут люди военные, есть губернаторский корпус, огромный сектор ВПК, гражданский, госкорпорации. Система только начинает складываться. Рано гадать, как именно выстроится. Нужно работать. А пока всех – с победой Верховного и нашей!
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю