Все мы планируем свои действия. И большие корпорации, и целые государства, и даже обычный маленький человек вроде меня - все занимаются планированием. Не просто так носятся по карте мира от случая к случаю, а ставят себе цели, проверяют по вечерам или в конце квартала их выполнение.
Вот только насколько далеко простирается горизонт планирования? Очевидно, что у структур он подальше, чем у простого человека. Как правило. Так же очевидно, что чем дальше горизонт планирования - тем эффективнее действия. Современный самолет не собрать, соединяя первые попавшиеся детали - нужен десятилетний план, что делать, как и когда. Вот тогда и соберем, и полетит, и с конвейера сходить будет в товарном количестве.
И при этом есть как люди, так и системы, живущие принципиально краткосрочным планированием. Категорически не желающие строить далекие планы. Мой любимый пример здесь - это "четкий пацанчик с района", собирающий с прохожих телефоны в темном переулке. Его горизонт планирования - часы, если не минуты. И результат его действий в долгую является катастрофой - как для него самого, так и для его окружения, для его близких. Для района, в конце концов.
Но в каждом конкретном акте действий - он идет путем максимальной выгоды! И полностью уверен, что поступает себе на пользу! Ведь затрат ноль, прибыль огромна - современный телефон на халяву в карман упал! Есть и структуры, живущие тем же принципом - кратковременная прибыль вот прямо сейчас. В каждом единичном акте взаимодействия с миром. Я пару лет работал на одного такого начальника, кипящего буйной энергией армянина. Без шуток талантливого в нескольких сферах человека. Сильного инженера, первоклассного переговорщика, опытного организатора, блестящего финансиста. Вот только в какой-то момент я начал слышать от совершенно посторонних людей советы "ни в коем случае не работай с этим человеком, кинет с гарантией". В долгую его тактика оказалась катастрофой для него самого - закончились клиенты. Насовсем.
Что происходит, когда сталкиваются в прямом конфликте кратковременное и долговременное планирование? Поначалу выглядит все как будто "короткий ход" все время побеждает. И тут выгоду сорвал, и там, и здесь. Вот только потом что-то очень важное и трудно поправимое разлетается на части. И ход событий медленно, но абсолютно бесповоротно смещается в пользу долговременного плана. И никак, никакими силами это невозможно изменить. Так погибла в русских лесах армия Наполеона, вытесненная на уже разграбленную ими же дорогу. Так покатилась назад в Европу под огненным валом Сталинской артиллерии армия Рейха - имевшего на начало войны двукратное численное и почти трехкратное промышленное превосходство. Объявившего мобилизацию и "тотальную войну" лишь после сокрушительных поражений, когда советская машина уже давно вышла на свой страшный режим. "Оружие, еда и топливо, а все остальное - после войны".
В шахматах это четко расписано как принцип "гамбита". Когда шахматист сознательно предлагает оппоненту кратковременную выгоду - ешь мою пешку, получай выгоду - построив план развития своей позиции. И в середине игры компенсирует все потери, атакуя из лучшей позиции. Победив кратковременную выгоду долговременным планом. Шахматная теория дала и любопытный защитный ответ на тактику гамбита. Сразу пешку не брать, развивать свою позицию до нужного уровня, а потом - идти на размен в нужное тебе, а не оппоненту время. Тонкая, сложная игра на пол-темпа. Доступная гроссмейстерам...
И с этой точки зрения очень полезно рассматривать действия столь больших структур, как государства и цивилизации. Кто-то получает выгоду прям сейчас, кто-то строит планы на десятилетия. Кто-то раздумывает, брать ли пешку сразу или улучшить позицию. Кто-то радостно лезет, будучи пешкой, в петлю.
Мы получили гамбит в 14 году. Предложение брать "отравленную пешку". И потратили 8 лет на улучшение позиции, отказавшись брать ее тогда, кода она сама залезла "под бой". В той шахматной партии, где и слоны трубопроводов есть, и кони, и ферзи. Ладьи плавают под ледяным щитом Арктики, плотно набитые смертью. Короли далеко не ходят, им в этом нет необходимости. Они опутаны информационными сетями, больше похожие на цифровых пауков - передающих сигналы во все отдаленные уголки своей системы.
И сейчас сделан очередной ход - мы взяли пешку, восемь лет стоявшую под боем. Сорвав лавину. И это лишь начало сложной комбинации - в которой целью является шах и мат всей системе противника - "вашингтонскому мироустройству" во всей его полноте.
А судьба Украины в этой игре - быть отработанной пешкой в чужих интересах. Запустившей целую цепочку разменов на той клетке, где она стояла. Куда сама, с большой радостью, и встала. Собственно, Украины в реальности больше нет - она снята с доски, трагический стендап ее актера-президента уже никого не интересует. Сейчас на ее землях борются со все возрастающем ожесточением совсем другие силы. Русская с Западной цивилизации. Гроссмейстеры международного класса.
И фигур у них еще порядочно осталось. Победа будет за тем, чья стратегия была более долговременной. А тот, кто решил все поставить на краткую выгоду - оглушительно проиграет.
«Переживания» западных экспертов связаны с тем, что «русским даже не нужно перемещать БРСД «Орешник» из Астраханской области, чтобы достать им до лю