В стремительно устаревающей линейке отечественной бронетехники не составляет особого труда найти свободные ниши. Вот и специалисты консорциума Intrall решили, что в российской армии не хватает бронированных машин полной массой до 12 тонн. При этом достаточно простых и неприхотливых. Исходя их подобных соображений, в 2014 году инженеры представили грузовик с характерным названием «Колун-5313». Это трехосная полноприводная бронемашина, собранная на базе ЗиЛ-131 и оснащённая минскими турбодизелями серии Д245 мощностью 136 и 220 л.с. С двигателями у «Колуна» случился парадокс. Мотор в 136 сил откровенно слаб для 12-тонной машины и не обеспечит должной динамики. Дизеля в 220 лошадиных сил хватает, но здесь опасность таит слабая ходовая часть от древнего ЗИЛ-131. Первоначально грузовик ЗиЛ рассчитывался на 150-сильный бензиновый мотор, поэтому прибавка в семьдесят «лошадей» вполне может преждевременно разрушить трансмиссию. И дело по большому счёту даже не в мощности, а во внушительном крутящем моменте турбодизелей.
Дёшево и сердито
«Колун», по задумке авторов, должен выполнять широкий круг задач – от транспортировки 19 бойцов до буксировки артиллерийских установок. Внимательный читатель наверняка укажет на имя машины, заимствованное у заслуженного ЗиЛ-157. Среди множества уважительных прозвищ грузовика было и «Колун», выданное за характерную форму капота. Впрочем, по уровню технического исполнения «Колун-5313» вполне можно считать своеобразной реинкарнацией ЗиЛ-157.В «Колуне» XXI века от традиционных колес ЗиЛ-131 решено было отказаться в пользу массивных ураловских. Никаких особых изысков инженеры для броневика не придумали – подвеска традиционная зависимая рессорная, бронирован по четвертому классу, а экипаж с десантом не имеют никакой специальной защиты от подрыва. Отсутствует V-образное днище, сиденья жёстко крепятся к полу, для ног бойцов не предусмотрены изолированные от днища подставки, в бронедверях нет ригельных замков. При внимательном рассмотрении внешнего вида «Колуна» в глаза бросается отсутствие бойниц по бортам. Фактически неоспоримых преимуществ у броневика всего три – относительно низкая цена за счёт использования морально устаревшей платформы ЗиЛ-131, капотная «подрывоустойчивая» компоновка и харизматичный дизайн.С местом предполагаемого выпуска «Колуна» полная путаница. С одной стороны, машина имеет полное имя УАМЗ «Колун-5313», а с другой, прямого отношения к Уральскому автомоторному заводу не имеет. Руководство консорциума Intrall просто выкупило имя предприятия в надежде на соответствующий имидж – на УАМЗ до 2010 года выпускали последние ЗиЛ-130 и 131. Видимо, из оставшихся машинокомплектов консорциум Intrall и собирался изготавливать свои броневики «Колун». Точно о месте сборки прототипов машин, представленных ещё в 2014 году, ничего точно не известно. По некоторым данным, речь может идти о сборочной площадке под Саратовом. В своё время консорциум Intrall, ведущий свою историю с 2003 года, достаточно серьёзно занимался закупкой западных образцов инжиниринга. Были приобретены права на бренды Praga (Чехия), польский заводик, выпускающий грузовики Daewoo и джипы Honker. В 2006 году были планы запустить в серию развозные грузовички Intrall Lubo, которые окончились ничем. Вот и «Колуны» так и не вышли из статуса прототипов. Во многом это случилось из-за странного выбора снятого с производства ЗиЛ-131 – где авторы собирались брать узлы при крупносерийном заказе?Тем не менее, на официальном сайте Intrall разработчики до сих пор предлагают свои броневики МЧС, армии, ФСБ, МВД и другим партнёрам. Есть в описании к машинам забавные неточности. Например, собственная масса «Колуна 4х4» (есть и такое исполнение) записана в 9 тонн, а полная в 5 тонн.
«Торос», младший брат «Колуна»
Когда в 2013 году Intrall решила предложить российским силовым структурам своё видение легких тактических броневиков, выбор пал на платформу… БТР-60. Точнее, на узлы независимой торсионной подвески и колеса. Получился прямой конкурент «Тигру», правда, проигравший ему почти во всём. За исключением способности преодолевать водные преграды вплавь за счёт вращения колес – ходовой винт у «Тороса» (именно такое имя дали броневику при рождении) отсутствовал. Разработчики очень интересно оправдались за этот недостаток:
«Проанализировав варианты, мы отказались от первоначально предполагаемого применения водометов или гребных винтов в связи со значительной потерей полезной нагрузки ТС, которую отнимало водометное или гребное оборудование, не давая при этом особых преимуществ в скорости плава (не более 10 %).»
О том, что водометный движитель заметно улучшает управляемость машины на воде, инженеры решили не упоминать.Броневик 4x4 в консорциуме Intrall предложили сразу в трех вариантах – базовый с индексом 4901, командирский с открытым верхом 4902 и санитарный 4903, аналог современной российской «Линзы». По большинству узлов «Торосы» и «Колун» унифицированы, в том числе – в области слабой противоминной защищённости. Есть у семейства «Торос» и свой узнаваемый недостаток – задние суицидальные двери, открывающиеся против хода. В какой боевой ситуации может пригодиться такое решение, непонятно. Наверное, чтобы бойцы, прикрывшись дверями, могли держать круговую оборону. Вполне резонно, ведь «Торос» напрочь лишён бойниц, и ответный огонь придётся открывать уже снаружи. Суицидальные или заднепетельные двери получили своё имя неспроста. На заре автомобилестроения многие автопроизводители использовали такое решение, однако с ростом скорости повышалась вероятность непреднамеренного открытия двери. В этом случае поток воздуха мог запросто выкинуть не пристёгнутого седока наружу. Конечно, «Торосу» с его 136-сильным мотором такая проблема не страшна. Но открытые задние двери становятся отличной бронеплитой для рикошета пуль внутрь кабины.
Это не единственный недостаток платформы «Торос». Например, не до конца понятно, где хотели использовать бронированную командирскую машину без верха. Хотели, чтобы офицеры разделили судьбу Дж. Кеннеди?Интересно, что разработчики сравнивают своё детище с иностранными аналогами, в частности, с американским Oshkosh L-ATV. Броневики действительно схожи по габаритам и массе, но на этом общие черты заканчиваются. Oshkosh гораздо лучше энерговооружен за счёт 300-сильного дизеля Duramax с гибридным приводом. Кроме этого, легкий броневик оснащён автоматической КПП, что значительно облегчает управление. Ничего подобного у «Тороса» не предвидится даже в отдалённой перспективе. Что не мешает авторам писать следующее:
«Специальное транспортное средство «Торос» был уже дважды представлен на мероприятиях МО РФ и прошел первую апробацию в соответствующем подразделении спецназа Российской Армии. Более того, за этот период нашими специалистами был решен ряд технических задач, существенным образом улучшающих характеристики российской машины в сравнении с американским аналогом.»
В чём конкретно превзошёл «Торос» заокеанский аналог, так и осталось военной тайной. Несмотря на все выявленные недостатки и откровенно устаревшую конструкцию, в 2018 году появилась информация о принятии на вооружение «Торосов». Пока в качестве аэромобильной машины для ВДВ. Прошла ли закупка на самом деле, неизвестно.
Специальное транспортное средство «Эскадрон»
Создавать с нуля бронетехнику непросто – в этой достаточно специфичной отрасли большое значение имеет опыт и тщательный анализ боевого применения техники. Одна только военная приёмка чего стоит. За многие новации и правила конструирования пришлось заплатить кровью бойцов. У гражданских компаний не так много шансов выстоять в конкурентной борьбе с такими грандами рынка, как КамАЗ, Урал и ГАЗ. Тем не менее консорциум Intrall не отчаивается и в 2015 году представил легкий багги «Эскадрон». Машина по отдельным узлам унифицирована с продукцией АвтоВАЗа и оснащена загадочной
«новейшей низкотемпературной силовой гибридной установкой, позволяющей для совершения последнего шага скрытно и бесшумно перемещаться в любых экстремальных условиях.»
Самое удивительное, что «Эскадрон» представляет собой одноместный бронебагги с притороченными по бокам пусковыми установками неуправляемых ракет. Авторы проекта, очевидно, фанаты «Безумного Макса», раз позволили такое показать армейскому руководству. Сами разработчики путаются в показаниях – прототип «Эскадрона» предназначен то ли для разведки ВДВ, то ли для штурмовых подразделений. В 2015 году багги принял участие в армейских испытаниях, после которых военные сказали, что будут рассматривать подобную технику только в четырехместном исполнении. Проще говоря, резонно отказались от колесницы «безумного Макса». В итоге в 2017-2018 гг. были предложены основательно переработанные машины «Эскадрон – 3» и «Эскадрон – 4». Багги полноприводные, рассчитаны на четырех седоков со снаряжением, но напрочь лишены брони. Главное преимущество такой техники – это скорость, позволяющая, по мнению инженеров, уклоняться от пуль. Спорное утверждение, учитывая распространённость автоматического оружия у партизанских бандформирований, против которых и будут работать багги.
Высокая скорость требует высокой энерговооруженности, и здесь у Intrall случилась заминка. В отечественной моторной линейке отсутствует компактный высокофорсированный агрегат, пригодный для багги. В итоге соорудили дуэт из двух вазовских моторов, в совокупности выдающие 244 л.с. Никак, инженеры вдохновились наследием легендарного БТР-60. О том, какие проблемы в реальной эксплуатации могут доставить спаренные моторы, говорить излишне. Концепция ударно-разведывательного багги сама по себе достаточно спорная, а на примере машин серии «Эскадрон» – тем более. Легкие транспорты, приспособленные для перемещения внутри и на внешней подвеске вертолетов, сотканы из компромиссов. Ограничения по высоте не позволяют поднять клиренс, а это самым негативным образом скажется на преодолении снега. Или воевать на багги будут только летом и только в южных регионах? Открытые всем ветрам кузова серьёзно ограничат использование машин в северных регионах. Тем не менее мы наблюдаем настоящий всплеск интереса к боевым багги в России. Многие говорят, что это следствие сирийского опыта, но, скорее всего, речь идёт об элементарном заимствовании очередных западных идей.