Израильская промышленность предлагает отечественному и зарубежному заказчику массу разнообразных комплексов и систем вооружения, однако не все такие разработки получают желаемое внимание. Так, оперативно-тактический ракетный комплекс LORA, разработанный концерном IAI еще в первой половине двухтысячных, до сих пор не пользуется популярностью на рынке. Он поступил на вооружение только в одной стране, причем в весьма ограниченных количествах.
Перспективный образец
Разработка будущего ОТРК LORA (Long Range Attack) стартовала не позднее начала двухтысячных годов. Уже в 2003-2004 гг. прошли испытания комплекса на сухопутных и морских полигонах. По завершении отработки, в 2006 г. комплекс впервые показали на международной военно-технической выставке, и с этого началось его продвижение на рынке.
Перед проектом LORA ставилось несколько основных задач, которые решались путем создания новой квазибаллистической ракеты и других компонентов. Следовало получить максимально возможную дальность стрельбы, соответствующую оперативно-тактическому классу. Требовалась высокая точность попаданий и способность поражать разные цели. Предлагалось обеспечить высокую гибкость применения за счет совместимости с наземными и надводными платформами.
Все поставленные задачи были успешно решены, результатом чего стал полноценный ОТРК. При этом развитие системы LORA не прекращается. Концерн IAI продолжает совершенствовать проект и регулярно проводит новые испытания. Так, последние пуски с борта корабля выполнялись в начале прошлого лета.
Универсальная пусковая установка в боевом положении. Фото Wikimedia Commons
Несмотря на определенное совершенство конструкции, высокие характеристики и заявленные возможности, ОТРК LORA так и не смог занять желаемое место на международном рынке. За прошедшие 15 лет организация-разработчик получила только один контракт на поставку небольшого числа таких систем.
Технические особенности
Главным компонентом комплекса LORA является одноступенчатая твердотопливная квазибаллистическая ракета. В исходной версии, предлагавшейся Армии обороны Израиля, это изделие имело дальность полета до 430 км. Экспортная модификация соответствует ограничениям и летит только на 300 км.
Ракета LORA выполнена в цилиндрическом корпусе с конической головной частью и оснащена Х-образным набором рулей, раскладываемых в полете. Головной отсек корпуса отдан под боевую часть. Почти все прочие объемы занимает твердотопливный двигатель. Приборный отсек с аппаратурой управления располагается в хвосте, вокруг сопла двигателя. Длина изделия – 5,2 м при диаметре корпуса 625 мм. Стартовая масса – 1600 кг.
LORA оснащается системой наведения с приборами спутниковой и инерциальной навигации, что позволяет атаковать неподвижные цели с известными координатами. Ранее упоминалась возможность применения телевизионной головки. Управление полетом осуществляется за счет рулей с электроприводами.
ОТРК LORA азербайджанской армии - вероятно, единственные строевые системы этого типа, 2018 г. Фото АП Азербайджана
Ракета выполнена квазибаллистической и имеет возможность выполнения различных маневров, обеспечивающих уход с предсказуемой траектории. Автоматика сохраняет возможность управления на всех этапах полета, вплоть до попадания в цель. В зависимости от типа намеченной цели, возможно падение с углом от 60° до 90° к горизонту. КВО – 10 м.
Полезная нагрузка ракеты LORA достигает 570 кг. Разрабатывались и предлагались заказчикам моноблочная осколочно-фугасная и проникающая боевая части, а также кассеты с суббоеприпасами разных типов. На данный момент в официальных материалах по проекту фигурирует только осколочно-фугасный боезаряд.
Ракета оснащена твердотопливным двигателем, который отвечает за старт и разгон на активном участке. Такой двигатель дает достаточный запас энергии для полета на дальность более 350-400 км и для маневрирования на траектории. В ходе полета ракета развивает гиперзвуковую скорость, однако не уточняется, на каком участке. Вероятно, речь идет уже о последней нисходящей части траектории.
Ракеты LORA поставляются в герметичных транспортно-пусковых контейнерах. Гарантийный срок хранения – 7 лет. ТПК имеет прямоугольное сечение и характерные ребристые стенки. Внутри него имеется продольная направляющая, удерживающая ракету при транспортировке и задающая стартовую траекторию.
Пуск ракеты LORA с сухопутной установки на палубе судна, 2020 г. Фото IAI
В ОТРК LORA также входят системы управления огнем, устанавливаемые на носитель. Они включают средства связи, систему спутниковой навигации, быстродействующий вычислитель и аппаратуру для ввода данных в электронику ракеты. Заявлена возможность максимально быстрой подготовки к стрельбе: от принятия решения на поражение цели до подрыва боевой части, в зависимости от дальности стрельбы, проходит не более 10 мин.
Носители ракеты
ТПК с ракетой LORA могут использоваться на пусковых установках разных типов. Прежде всего, была разработана установка на четыре контейнера для монтажа на автомобильные шасси. На автомобиль с грузоподъемностью не менее 16 т монтируется грузовая платформа с подъемной стрелой под ТПК. В кабине ставится аппаратура управления.
ОТРК на колесном шасси использовались во время всех основных испытаний, проводившихся IAI и потенциальными заказчиками. Такие комплексы стреляли с земли и с палубы надводных судов. Во всех случаях удавалось получить высокие боевые характеристики.
По желанию заказчика, пусковая установка на четыре ракеты может ставиться прямо на корабль. В таком случае возможна доработка конструкции с учетом специфики морской эксплуатации, а средства управления огнем интегрируются в общекорабельные системы.
Ракета на начальном участке полета. Фото IAI
Ракеты в войсках
ОТРК LORA вышел на международный рынок в 2006 г., и концерн IAI стал ждать заказы. К сожалению разработчиков, новый комплекс не заинтересовал потенциальных покупателей. Первый заказ на него получили только через много лет после начала рекламной кампании. Впрочем, организация-производитель не теряет надежду и сохраняет ракетный комплекс LORA в каталоге продукции, доступной к заказу.
Стартовым заказчиком ОТРК LORA могла стать Армия обороны Израиля, но, по неким причинам, она не заинтересовалась отечественной разработкой. Впрочем, имеются и иные сведения, способные изменить известную картину.
Так, в декабре 2017 г. российские и зарубежные СМИ сообщили об очередной попытке израильских военных уничтожить сирийские объекты. Упоминалось, что в этой операции использовался комплекс LORA, но ЗРПК «Панцирь-С1» российского производства сбил летящую ракету. Израиль никак не комментировал такие новости и не подтверждал наличие LORA на вооружении. Любопытно, что в те же дни поступила новость о проведении очередных испытаний комплекса на море.
В середине 2018 г. стало известно о первом реальном заказе на LORA. Несколько пусковых установок и ракет приобрел Азербайджан. В июне того же года две боевые машины были задействованы в военном параде в Баку. Согласно справочнику The Military Balance 2021, это был весь парк новых ОТРК азербайджанской армии. Осенью 2020 г. сообщалось о первом боевом применении ракет LORA. Азербайджан использовал такое оружие для уничтожения стратегически важного моста в районе г. Шуша.
Ракета падает около мишени - можно оценить точность. Фото IAI
Ограниченное распространение
Об интересе со стороны новых потенциальных покупателей пока ничего не известно. Возможно, успешное боевое применение комплекса LORA привлечет внимание и положительно повлияет на его коммерческие перспективы. Впрочем, за прошедшие полтора десятилетия рекламная кампания не дала особых результатов, и недавние события не позволят рассчитывать на изменение ситуации.
Благодаря достаточно высоким тактико-техническим характеристикам ОТРК LORA может считаться удачным современным образцом вооружения. Отсутствие каких-либо успехов и массовых заказов можно объяснить общим падением интереса к тематике оперативно-тактических ракетных комплексов и высокой конкуренцией в этой части международного рынка. При всех своих сильных сторонах, LORA не имеет кардинальных преимуществ перед зарубежными разработками.
Таким образом, вследствие объективных факторов и ограничений, израильский ОТРК LORA от IAI за полтора десятилетия так и не стал предметом массовых заказов и не пошел в полномасштабную серию. Учитывая события прошлого и текущую ситуацию, можно предполагать, что такое положение дел сохранится и в будущем – и пара азербайджанских комплексов так и останется единственными изделиями на реальной службе.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас