С 15 по 17 сентября в Москве проходила XIII международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2020. В этот раз салон столкнулся с известными проблемами и не отличался особым размахом. Тем не менее, на нем продемонстрировали целый ряд новых и модернизированных разработок. Проводились разнообразные мероприятия и подписывались новые контракты.
На фоне эпидемии
В связи с продолжающейся пандемией и связанными с нею ограничениями далеко не все потенциальные участники смогли прибыть на HeliRussia 2020 и показать свою продукцию. Впрочем, в выставке приняли участие 150 компаний и организаций из России и 11 зарубежных стран. Экспозицию посетили делегации из нескольких государств.
На стендах организаций-участников и на открытой площадке демонстрировалось полтора десятка полноразмерных летательных аппаратов разных типов – пилотируемые и беспилотные изделия. Разработчики авиационного оборудования представили более 80 устройств и агрегатов. Демонстрировались принципиально новые технологии и результаты их применения.
Многоцелевой Ка-32А11ВС - этот экспонат прибыл своим ходом. Фото "Вертолеты России"
Деловая программа выставки стартовала накануне официального открытия. С 14 по 17 сентября провели несколько десятков конференций, презентаций и иных мероприятий на разные темы. Разработчики техники и агрегатов представляли свои новые проекты, коммерсанты обсуждали специфику деятельности и т.д.
Вертолетные новинки
В этом году на HeliRussia не демонстрировались принципиально новые образцы пилотируемой вертолетной техники. В то же время, представили несколько вариантов развития уже известных машин с теми или иными возможностями. Определенное внимание уделили «злободневной» тематике – медицинским системам.
Одним из самых заметных экспонатов выставки стал многоцелевой вертолет «Ансат» от «Вертолетов России» в грузопассажирском исполнении с новыми средствами. Вертолет получил дополнительный топливный бак в кабине и надувные баллонеты на лыжах. Система аварийного приводнения позволяет безопасно работать над морем; в случае посадки вертолет может оставаться на воде до получаса. Система уже получила сертификат Росавиации. Дополнительный бак на 192 л увеличивает дальность полета на 140-150 км.
"Ансат" с системой аварийного приводнения. Фото "Вертолеты России"
«Вертолеты России» также раскрыли свои планы по дальнейшей модернизации «Ансата». Уже в этом году на испытания выйдет вертолет с облегченным планером, новой авионикой, баками большей емкости и с другими нововведениями. Продолжаются работы по интеграции лебедки для внешней подвески грузов.
Иностранное вертолетостроение в этом году было представлено только одним полноценным образцом – американским Bell 505. Отмечалось, что эта машина новейшей модели не просто доставлена из США для выставки, но уже прошла регистрацию в России перед началом эксплуатации. Новые вертолеты этого типа с салоном бизнес-класса вскоре будут переданы российским заказчикам.
Свои разработки представили и новые участники рынка. Так, российская компания AGAN Aircraft показала многоцелевой легкий вертолет KW 505. Машина оснащается поршневым двигателем и может перевозить четырех человек. KW 505 предлагается для использования в различных сферах, где требуется транспортировка людей или небольших грузов. Кроме того, AGAN Aircraft показала недостроенный прототип легкого самолета Bush 505SL.
Та же машина с другого ракурса. Фото "Вертолеты России"
На HeliRussia 2020 демонстрировались различные приборы и системы для решения тех или иных задач. Наиболее актуальной в настоящее время является новая разработка «Российских вертолетных систем». Этот производитель дополнительной аппаратуры предложил обновленный комплекс медицинской аппаратуры для монтажа на отечественную технику.
Разработан улучшенный медицинский модуль с необходимыми средствами жизнеобеспечения. Он позволяет транспортировать больного без промежуточной перекладки на разных этапах. Все перемещения, в т.ч. загрузка и выгрузка из вертолета осуществляются силами одного человека. Для транспортировки инфекционных больных создан герметичный бокс с замкнутой системой вентиляции и очистки воздуха. Применение такого бокса позволяет защитить от заражения медиков и летчиков.
Беспилотные аппараты
Достаточно широко было представлено направление БПЛА вертолетного класса. К примеру, российская компания «Авиационные вспомогательные системы» показала несколько образцов новой линейки SmartHELI. Беспилотники SmartHELI-350 и SmartHELI-400 предназначаются для гражданских структур и могут решать задачи наблюдения и разведки.
Герметичный бокс для инфекционных больных. Фото "Русские вертолетные системы"
Оба изделия серии SmartHELI представляют собой компактные вертолеты традиционной схемы с возможностью установки различной полезной нагрузки. В зависимости от поставленных задач, монтируется оптико-электронная система необходимого типа или РЛС одной из двух моделей. Потенциальным заказчикам предлагают как полноценные БПЛА с той или иной нагрузкой, так и отдельные компоненты.
На объединенном стенде Инновационного центра «Сколково» сразу несколько компаний-резидентов представили свои новые беспилотники разных типов. Разные организации прорабатывают вопросы создания БПЛА самолетной и вертолетной архитектуры разных габаритов и назначения.
Новые контракты
В ходе HeliRussia 2020 появилось несколько новых контрактов того или иного рода. Так, в первый день «Вертолеты России» и авиакомпания «Полярные авиалинии» подписали новое соглашение о сотрудничестве. Ранее они договорились о поставках вертолетов «Ансат», первые машины заказчик получит в следующем году. Теперь появился контракт о полном сервисном сопровождении поставляемых вертолетов.
Беспилотники марки SmartHELI. Фото Bmpd.livejournal.com
АО «ОДК-Климов» из состава Объединенной двигателестроительной корпорации заключило контракт с индийской авиакомпанией Sky One Airways. Документ предусматривает сервисное обслуживание силовых установок вертолетов Ми-172 на всем протяжении жизненного цикла. Контракт предусматривает сотрудничество в течение 5 лет и обеспечит российскому предприятию выручку на уровне 700 тыс. долл. США в год.
Любопытный договор подписали пилотажная группа «Первый полет» и Стерлитамакский нефтехимический завод. Последний будет поставлять группе авиационный бензин, что упростит деятельность группы и позволит ей оптимизировать затраты.
Задачи решены
В этом году пандемия привела к отмене массы международных форумов, выставок и салонов. Российская вертолетостроительная выставка HeliRussia 2020 состоялась – но прошла в меньших масштабах и по всем основным показателям уступает предыдущим мероприятиям. Впрочем, и при известных ограничениях это мероприятие выполнило поставленные задачи.
Российские и зарубежные вертолетостроители получили возможность показать свои разработки – полностью новые образцы и проекты модернизации. Также возможность заявить о себе получили новые участники отрасли, пока не успевшие создать себе имя. Как всегда, выставка стала площадкой для подписания новых контрактов.
Таким образом, эпидемиологические ограничения сказались на количественных показателях HeliRussia 2020, но выставка сохранила свой статус и привела к желаемым результатам. Остается надеяться, что в следующем году мероприятия пройдут в полном масштабе и без каких-либо ограничений.