Развитие ситуации вокруг вертолетов, поставленных Перу по контракту, выполненному в декабре 2015 года, подтвердило эффективность политики российских экспортеров: заказчик остался доволен качеством купленной техники, а ВПК РФ получил возможность заключить выгодные долгосрочные контракты на ее обслуживание.
Экспорт вооружений из России сегодня растет небывалыми темпами. Только с 2010 по 2014 года удалось увеличить этот показатель более чем на треть. С учетом же успешного в военно-техническом плане 2015 года этот показатель будет значительно выше.
Сегодня сложно представить, что ныне функционирующий отлаженный механизм торговли оружием совсем недавно испытывал немало трудностей, из-за чего его вряд ли можно было назвать эффективным.
В свое время Советский Союз экспортировал львиную долю военной техники - около 40% мирового экспорта (для сравнения, нынешняя доля России чуть более 10%). При этом продавалось лишь 25% выпускаемой военной продукции. В основном простое оружие: БТР, стрелковое оружие и автомобильная техника.
С началом нового тысячелетия структура и система экспорта была изменена.
Во-первых, с распадом СССР существенно изменились направления поставок. Если раньше техника в основном продавалась в страны Восточной Европы и развивающиеся страны, то в 90-е и далее поставка техники в страны бывшего соцлагеря была уже занятием бесполезным.
Во-вторых, на первых порах существования новой России поставки новых вооружений были сокращены, продавались только запчасти. К тому же с рынка простого вооружения РФ потеснил Китай. Лишь к началу нового тысячелетия нашей стране удалось найти свою нишу - продажу высокотехнологичного оружия.
В-третьих, на протяжении долго времени страны бывшего соцлагеря конкурировали с Россией на рынке вооружений. Это касается в первую очередь тандема Украина-Болгария, а также Польши и Словакии. Только в пиковые 1993-1994 годы объем реализованной ими продукции оценивается в $1 млрд.
Вполне ожидаемым последствием этих факторов стало снижение доли России в экспорте вооружений с 40% до 6%, причем 80% из них к концу 90-х приходились на Индию и Китай. Образовавшийся дисбаланс угрожал России потерей статуса оружейной сверхдержавы и репутации надежного поставщика. Для решения этой проблемы, для обеспечения увеличения конкурентоспособности России и на других рынках требовались немедленные преобразования.
Первым шагом на этом пути стало образование в 1997 году двух посреднических компаний: «Промэкспорта», который занимался реализацией запасных частей и сервисным обслуживанием, и компании «Российские технологии», которая продавала лицензии и другие интеллектуальные товары.
Казалось бы, они стали прекрасным дополнением к уже существовавшему на тот момент «Росвооружению», которое, к слову, тоже было преобразовано и стало выполнять функцию обслуживания крупных контрактов на поставки. Однако на пути повышения эффективности военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами этого оказалось недостаточно, и в 2000 году «Промэкспорт» и «Росвооружение» были объединены в «Рособоронэкспорт».
Уже к этому моменту российский рынок вооружения ждало значительное укрепление: общая стоимость экспортируемых товаров достигала $16 млрд; появилась возможность продавать высокотехнологичные товары, в первую очередь истребители поколения 4+ и 4++, системы противовоздушной обороны («Клаб», С-300 и др.), а также противокорабельные ракеты большой мощности; был заключен ряд крупных контрактов с Индией, Китаем, Вьетнамом, Индонезией, Алжиром, Ираном, Сирией и Венесуэлой. Российское оружие и технологии вышли на такие традиционно западные рынки, как Кувейт, ОАЭ, Ирак, Малайзия, Греция, Южная Корея и др.
И, самое главное, именно в этот момент происходит кардинальная смена схемы поставок оружия. Корень перемен лежит в смене ориентиров: если раньше Советский Союз был озабочен задачей обеспечения некоего баланса сил в третьем мире, то у России задача состояла в использовании всего комплекса военно-технического сотрудничества максимально эффективно и с максимальной выгодой. Поставки оружия стали тем, чем они и являются - бизнесом. Поэтому теперь основной задачей России стала не продажа «железа», а жизненного цикла всей технологии с последующим ее обслуживанием в течение последующих 20-30 лет. Что мы и видим на примере поставок тех же вертолетов в Перу.
Во многом такая перестройка стала возможной благодаря формированию единого центра - «Рособоронэкспорта» (на минуту, его доля в российском экспорте вооружений равна 85%). Компания, входящая в корпорацию «Ростех», - единственный в России государственный посредник по экспорту/импорту всего спектра конечной продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения. Только «Рособоронэкспорт» имеет возможность поставлять на мировой рынок весь спектр разрешенных к экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. География компании уже составляет не менее 70 направлений, поставки на которые осуществляются на постоянной основе. Всего же за 15 лет работы компании оружие поставлялось в 116 стран на общую сумму 115 млрд долларов.
При этом некая нормализация экспорта не единственная заслуга управления «Рособоронэкспорта». В актив компании также можно записать устранение дисбаланса в российском экспорте: если раньше на поставки авиационной техники приходилось до 80%, то сейчас она занимает 41%, доля техники для Сухопутных войск – 27%, ПВО – 15%, военно-морская техника – 13%, на остальные (включая космические технологии) приходится 4%.
Особенно стоит отметить изменение географии поставок. Сегодня это не только страны Восточной Европы, Индия и Китай, но и множество других стран.
Региональная структура поставок:
Азиатско-Тихоокеанский регион - 42%;
Ближний Восток и Северная Африка - 36%;
Латинская Америка и СНГ - по 9%;
остальные регионы - 4 %.
Сегодня именно «Рособоронэкспорт» является лицом российского ВПК и локомотивом военно-технического сотрудничества. На постоянной основе компания участвует в целом ряде мероприятий, среди которых DEFEXPO (Индия, Дели), FIDAE (Чили, Сантьяго), DSA (Малайзия, Куала-Лумпур), SOFEX (Иордания, Амман), KADEX (Казахстан, Астана), Eurosatory (Франция, Париж), MILEX (Белоруссия, Минск), ADEX (Азербайджан, Баку), AAD (ЮАР, Претория) и мн. др.
На плечи компании легли функции отслеживания тенденций развития мирового рынка вооружений; проведения маркетинговой политики по расширению географии, номенклатуры и объемов экспортных поставок российской продукции военного и двойного назначения; разработка целевых программ продвижения российской ПВН в конкретные страны; формирование предложений для каждого конкретного клиента.
В итоге мы имеем сегодня привычный нам мощный ВПК, который повергает американцев в шок и завоевывает новые рынки. Только за период с 2010 по 2014 годы удалось добиться увеличения поставок более чем на $6 трлн долларов. Достигнуто это было не столько за счет увеличения количества заключаемых контрактов, сколько за счет качества: укрупнения стоимости заключаемых соглашений не просто из-за экспорта продукции, но и последующего ее обслуживания.
И переоценить роль проведенных после сложных переходных времен реформ в целом и образования «Рособоронэкспорта» в частности невозможно.
И есть все основания полагать, что успех и в дальнейшем будет развит.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас