За год до первого вторника ноября
В первый вторник после первого понедельника ноября високосного года в Североамериканских Соединенных Штатах проходят выборы президента США. За год до этого события все игроки выходят на финишную прямую. Отбираются кандидаты от партий, формируются избирательные фонды. Все в это время в политической жизни США нацелено только на одно, на избрание нового президента. И именно сейчас это видно более всего.
Ранее неоднократно говорилось о том, что нет собственно никакой разницы кого изберут президентом США. Основывалась эта позиция на таком явлении, как «сущность» государства. Советские исследователи говорили, что сущность при любой партии или президенте у США одна, отстаивание интересов экономически господствующего класса и это во многом было именно так. Пока не возникла совершенно иная, доселе неизвестная США ситуация, у правящего класса Америки оказались различные интересы! И собственно политические круги, отсаживающие данные интересы разделились. Это, классовая теория назвала бы вырождением буржуазии, когда в погоне за прибылью эта самая буржуазия отбрасывает классовые интересы и ставит во главу угла групповые или личные. Однако, на наш взгляд, это упрощение. В настоящее время в США происходят события куда как более значительные, чем просто смена классовых интересов, какими-то другими. И драка между демократами и республиканцами, ранее зачастую напоминавшая поддавки (а как еще можно было назвать президентскую компанию Б. Обамы против ныне покойного Дж. МакКейна?) сейчас идет в полной мере. И идет даже не потому, что стороны выступают за разную судьбу для США. Нет, разумеется и те, и другие заинтересованы в сохранении государства и преумножении его возможностей. Вот только методы у них разные. И применение методов и тех, и других не совсем устраивает (а скорее совсем не устраивает) отдельных заинтересованных лиц, собственно и являющихся выразителями воли господствующего класса.
Любой наблюдатель, сколь бы он ни был прозорливым, скажет, что в американской политике сейчас творится бардак, в котором все участники бодро подпиливают основания американской государственности. Но это не совсем так. Скорее даже совсем не так. Логика в действиях сторон есть, и она продиктована безвыходностью положения. Причем эта безвыходность сразу для обеих сторон в разворачивающейся политической битве. Отступить никто не может, поскольку отступление равносильно гибели тех интересантов, которые стоят за ведущими политическими силами Америки.
При этом обе стороны понимают, что их борьба приводит, фактически, к разрушению американского государства и его постепенной гибели, однако надеются все исправить «в следующем раунде». А можно ли уже исправить? Вот в чем вопрос.
Два пути. Или «прерванный полет», борющийся с начинающимся «новым курсом».
По сути сейчас ситуация уникальная. Обе стороны и американские националисты, прозванные Трампом «патриотами» и глобалисты вложились в свою «конструкцию» будущего, причем всем, чем могли, но полностью реализовать начатое банально не успевают.
Несколько фактов. Глобалисты, правившие Америкой начиная с Б. Клинтона и заканчивая Б. Обамой (с некоторой передышкой на неоконсерваторов Дж. Буша младшего, который не остановил процесс, а лишь чуточку притормозил его, сдобрив усложнившей глобалистам жизнь интервенцией в Афганистан и Ирак) не удалось сделать главного. Окончательно закрепить сложившийся миропорядок, в котором главным является интерес владельца капитала, а не место расположения актива. Именно при демократах-глобалистах американская экономика начала активно искать точки приложения своего капитала там, где выгоднее, хотя первые шаги были сделаны еще раньше. В результате «благодаря» договору НАФТА вдоль границы США и Мексики с мексиканской стороны возникли «джунгли» заводов и фабрик, работавших на выпуск продукции для соседнего государства.
Благодаря им в Китае расцвел буйным цветом целый цветник производств на американских и прочих технологиях. Капитал искал место, где было бы производить дешевле, чем у себя дома. К чему это привело видно всем. Благодаря прозорливой политике компартии и стабильности во всех смыслах Китай ворвался в число ведущих экономик мира и стал глобальным конкурентом США на многих рынках сбыта.
Обама пошел на беспрецедентное смягчение отношений с Ираном и Кубой, чем изрядно отослался на мозолях республиканцев и сплотил их вокруг Трампа. Развернул бурную деятельность вокруг «новых экологических инициатив», в том числе вопросов климата, который на деле был лишь прикрытием для укоренения практики географического разделения капитала и производственных мощностей. Американский капитал, размещенный за рубежом оказывался практически под полным контролем политических кругов, которые могли бы в таком случае диктовать свои условия, налагая непроходимые барьеры, благодаря новым торговым правилам.
Обама продолжил начатую ранее игру по переформатированию Ближнего Востока, но сделал это настолько «топорно», что в результате не смог обеспечить ни победу в Сирии, так называемой «Свободной Сирийской Армии», ни продвижение свежесозданной ИГИЛ. При этом, умудрился поссорится одновременно и с Израилем, и с Саудовской Аравией, что до сих пор не удавалось в США никому (благодаря тому, что у обоих ближневосточных государств в Вашингтоне армия высокопоставленных лоббистов, которую не объедешь ни на осле, ни на слоне).
Наконец, Обама готовился подписать два финальных документа, которые должны были навсегда переформатировать общемировую реальность и сделать мир, основанный на доминировании интересов капитала данностью «на века». Но ни Транстихоокеанское партнерство, ни Трансатлантическое подписаны небыли. Это должна была «дожать» Х. Клинтон. Но случился Трамп.
Случившийся Трамп оказался могильщиком большинства глобалистских начинаний. Отказавшись от Трансатлантического партнерства и не подписав Транстихоокеанское (тут бремя лидерства взвалил на себя азиатский «микро гегемон» Япония, то ли уверовав в свою экономическую непревзойденность (а зря, учитывая многолетнюю дефляцию), то ли вновь ощутив свежие ветры в Восточной Азии и лучистый флаг восходящего солнца над ней, рискуя в очередной раз оказаться у разбитого корыта). Попутно Трамп вынес за скобки и ряд других давнишних проектов. Отказ от парижских соглашений по климату и денонсация договора НАФТА фактически привел к тому, что все «завоевания» Обамы оказались похороненными.
Попутно Трамп начал давление на Кубу, Иран и Китай, провел перестановки в ряде спецслужб (где глобалисты окапались всерьез и издавна, настолько всерьез, что Трампу приходится у Великобритании выклянчивать компромат на свои же собственные спецслужбы) и многое другое.
Но, по факту, Трамп многое и не успел. Благодаря демократам-глобалистам. Пудовыми гирями на ногах было для него расследование «российского вмешательства в выборы». Его сковывала «фронда» внутри своей же администрации. В результате теперь Трамп побил все рекорды по числу отсевок в собственном правительстве (сейчас даже интересующийся не скажет сколько же сменилось чиновников на тех или иных постах, т.к. нет числа отставкам) и вошел в жесткий клинч с собственными Государственным департаментом, Центральным разведывательным управлением и Федеральной резервной системой.
Что не успел Трамп. Он не успел до выборов дожать Китай на подписание торгового соглашения. Он не успел до конца протащить подписанный новый договор по торговле с Канадой и Мексикой. Он не успел создать антимиграционный барьер, а с учетом наколенного состояния Южной Америки он более чем понадобится. Наконец он даже фактически не приступил к изменению налогового законодательства и практически не тронул ЕС, как итогового соперника в торговой войне. Опять же «не успел».
В результате ноябрь 2020 года будет смертельной битвой между неокончательно укрепившимися американскими националистами и многое (но еще не все) потерявшими глобалистами. И год нас ждет весьма интересный.
На внутреннем фронте без перемен.
Все бы было как всегда, если бы в президентство Трампа не случился отказ от практически всех политических табу Америки.
Нельзя подвергать сомнению результат выборов (за это преступление в свое время А. Гору выдали «волчий билет» в американской политике), поскольку это дискредитирует государство и сами принципы управления. Нельзя во всеуслышание говорить, что в Вашингтоне все продаётся и покупается (оно конечно так, но плебс должен верить, что оно иначе). Нельзя «бежать» из тех стран, куда ввел войска, только в случае «расширения ореола пожара» можно переместить силы в другое место. Нельзя нарушать негласные табу, на которых последние лет 40 держалась социальная толерантность (это про мигрантов в частности, которым ранее создавали чуть ли не режим наибольшего благоприятствования). Нельзя объявлять импичмент на каждом шагу, так как это оружие самого крупного калибра в американской политической практике, а не праздничная хлопушка, которую можно взорвать для подъема настроения. Много чего нельзя и все это происходит.
Даже показатели экономики, растущие при Трампе, но вполне возможно готовые к серьезному падению в случае наступления очередной волны кризиса не спасают от сделанного. Фактически за прошедшие три года США ввергли в пучину глубокой социальной депрессии, когда вся мифология, рисовавшаяся столетиями о демократии, американской мечте, свободе и прочем оказываются нарисованными фантиками, которые с радостью жгут пустившиеся во все тяжкие политики. А выход из такой депрессии может быть потребует переформатирования самого государства. В результате призыв Трампа сделать Америку снова великой может обернуться необходимостью воссоздавать эту самую Америку вновь, поскольку система уже идет в разнос.
Сейчас американская внутренняя политика скатилась в одну единственную тему, импичмент Трампу по поводу «украгейта», якобы угроз украинскому президенту Зелинскому не предоставить кредит, и заморозить сотрудничество если не будет начато расследование против сына конкурента Трампа на будущих выборах Джо Байдена.
Нет, у демократов нет возможности отправить Трампа в отставку. Они банально не наберут нужного числа голосов для этого в Сенате. Но им и не нужна такая отставка Трампа за год до выборов. Им нужно просто основание для того, чтобы вставлять Трампу палки в колеса и рассказывать избирателям (минуя ограничения на предвыборную агитацию) какие еще мыслимые и немыслимые преступления совершил Трамп. Сами подумайте, как можно проводить избирательную компанию, если членов твоего штаба раз за разом тягают в Конгресс для участия в слушаниях по расследованию. А выдергивать будут, по многу раз, извращенно и основательно. Пока избирательная гонка для Трампа не станет кошмаром постоянного контроля со стороны Конгресса. При этом еще из палаты представителей будет доноситься бойкий хор обличителей, предлагающих публике все новый перечень злодеяний Трампа.
Что касается работы в сфере внутренней политики …, то ее не будет. Просто не будет. Трампу Конгресс не даст и пальцем пошевелить, спеленав по рукам и ногам обвинениями. В результате все что будет это бойкое переругивание между собой республиканского и демократического лагеря, все больше нивелируя в глазах избирателей сакральный многолетний образ американской «демократии». Туда им и дорога.
Откровения внешней политики
Но еще более потрясающие вещи происходят во внешней политике.
Трамп на протяжении всего своего первого президентского срока разрывал одну за другой многие договорённости с многими международными игроками. Более того, отдельные действия Трампа приводят к фактическому срыву всего к чему он прикасается.
Срыв переговоров с Северной Кореей, неудачное давление на Иран, совершенно бредовая секционная политика по отношению к России, торговая война с Китаем и ЕС, где США несут потери видимо большие, чем их оппоненты.
Наконец произошедшее в Северной Сирии, когда Трамп кинул курдов, после многочисленных обещаний защиты, поддался на угрозы Эрдогана, выставив американскую военщину в роли «бумажного тигра», не предупредив партнеров по НАТО о выходе, тем самым серьезно поставив вопрос, а нужно ли кому то такое НАТО где партнер бросает партнера не сказав и слова, уступил позиции на Ближнем Востоке России ну и наконец, развенчал застарелые мифы американской внешней политики.
У Соединенных Штатов сейчас уже нет возможности без приложения особых усилий добиваться любого, нужного для себя решения, не обращая внимания на то, с чьими интересами пересекаются американские интересы в данном случае. Это они могли делать в конце 90-х, а апофеозом такой деятельности стала бомбардировка Югославии в 1999 году, когда США проигнорировали и интересы России (причем настолько буднично и нахально, что хоть как-то их мог удивить разве что разворот Примакова над Атлантикой). Однако у США все еще хватает возможностей превратить ту или иную ситуацию в весомую проблему для всех окружающих.
Единственное что еще оставалось устойчивым в американской внешней политике – это мифология американского вмешательства. На протяжении десятилетий госдеп США старательно продвигал идею, что американские вмешательства во внутренние дела тех или иных государств, продиктовано интересами свободы, демократии, прав человека и прочее. Хотя эксперты и ставили все это под сомнение, говоря, что для американцев важнее контроль над ресурсной базой и торговыми маршрутами, а не всякого рода мифы о демократии и свободы американский «рупор пропаганды» настоятельно пытался уверить в обратном.
Но теперь рупор сломан! Трамп сам заявил, что важнейшим для него является не какие-то права курдов и «свобода без Ассада» в Сирии, а нефть! О чем радостно и сообщил Трамп через свой твитер «Америка контролирует Сирийскую нефть и не позволит ей воспользоваться никому в том числе Сирии!».
Это одновременно и признание в акте агрессии (нахождение на чужой территории с целью контроля ресурса) и развенчание мифа о свободе как компасе американской экспансии. Нефть – вот что является главным компасом и основной целью (экономическая целесообразность). И теперь это знают все. И никакие заявления госдепа США не смогут превзойти эти сообщения Трампа. Никогда.
Во все тяжкие
А ведь это еще не конец. До выборов в США еще целый год! А значит стороны будут пытаться вырвать победу любой ценой. Ценой внутриполитической стабильности, ценой экономического роста, ценой внешнеполитических плацдармов. Все это брошено в топку президентской гонки. Кто выиграет эту гонку смоет разделаться с оппонентом.
У Трампа будут развязаны руки завершить свои антиглобалисткие реформы. У демократов (выиграй они) будет возможность порушить то, что сделала Трамп и вновь встать на рельсы поступательного движения к их цели господства над разделенным капиталом. Конечно Трамп отбросил их на много лет назад и демократам придется теперь несколько лет работать для устранения «сюрпризов» Трампа. Но это лучше, чем потеря всего. Так что стороны не сдадутся.
Как на зло и республиканцы и демократы находятся в патовой ситуации. Республиканцы с радостью бы выдвинули в президенты кого-то мене эксцентричного, чем Трамп, но уже поздно, Трамп идет на второй срок и эта вакансия священна. Хотя формально в списках на выдвижение есть М. Сэнфорд, Д. Уолш, У.Уэлд все это «подтанцовка» не имеющая какого-либо шанса быть выдвинутыми.
С другой стороны, и у демократов ситуация критическая. Сильных кандидатов нет! Престарелый Джо Байден, благодаря Трампу, оказавшийся в эпицентре скандала по поводу бизнеса своего сына и растратил запас поддержки, вместе с избирательным фондом. Берни Сандерс, которого в США считают чуть ли не коммунистом и который проиграл прошлые праймериз Х. Клинтон, лживая Элизабет Уоррен, которая вчистую проигрывает Трампу при любых обстоятельствах, а также ряд других кандидатов, которых трудно назвать серьезными.
В демократическом лагере поднимался вопрос о том, чтобы вновь выдвинуть Х. Клинтон, но это был бы вообще оксюморон, учитывая, как на прошлых выборах три года назад ее срочно эвакуировали с предвыборных мероприятий в полуобморочном состоянии.
А если нет хороших вариантов выдвинуть своего сильного соперника придется демократам активно мешать противнику, делая политическую жизнь Трампа невозможной.
Что же, пожелаем обеим сторонам успеха и ловить момент. Ибо не всегда удается присутствовать при закате великих империй.