Копаясь в истории оружия, постоянно натыкаюсь изобретения и их авторов, которые почему-то у себя на Родине остались без должного внимания. Будем исправляться!
Первый прообраз миномета был изобретен во время осады Порт-Артура капитаном крепостной артиллерии Гобято, - читаем в истории вооружения и... ошибаемся. Историк и писатель Александр Широкорад раскопал в архивах запись, относящуюся аж к 1882 году.
Именно тогда был создан первый прототип минометакапитаном крепостной артиллерии Романовым. Точнее он спроектировал мину, которой можно было стрелять из обычных 2-пудовых гладкоствольных мортир.
"Мина представляла собой тонкостенный стальной цилиндрический снаряд калибром 243,8 мм, длиной 731 мм, весом около 82 кг (в том числе 24,6 кг пироксилина). К головной части крепился бронированный 533-метровый провод, укладывающийся в деревянный ящик. Мина выстреливалась из обычной гладкоствольной 2-пудовой мортиры обр. 1838 г., в полете тянула за собой провод, подрыв осуществлялся подачей электроимпульса, причем взрыватель и провод были оснащены изоляцией от влаги. Правда, мортиры уже снимались с вооружения, но еще имелись в большинстве крепостей; переделки же под мины они не требовали.
В 1884–1888 гг. в Усть-Ижорском саперном лагере провели испытания мин Романова — точность при стрельбе по фортификационным сооружениям на дистанции 426 м оказалась вполне удовлетворительной. Летом и осенью 1890 г. эксперименты продолжили в Кронштадте. 5 октября, в присутствии военного министра, выпустили 4 мины, причем одну в ров, наполненный водой, и одновременно взорвали — отказов не наблюдалось. 11 декабря Комиссия по вооружению крепостей заказала 400 мин, и летом следующего года их применили на учениях близ укрепления Новогеоргиевск. Кстати, тогда для корректировки артогня впервые использовали наблюдателей, размещенных на аэростатах.
Выпущенные из двух мортир 16 фугасов легли по фронту 500 м в 320 м от укреплений «противника». Намеренно обрезали провод одной мины, но «диверсию» незамедлительно заметила прислуга коммутатора. Ночью из тех же мортир периодически стреляли осветительными минами, озаряя пространство площадью более 1700 кв. м, в том числе «затаившегося врага» — несколько сот мишеней в виде солдат. Потом разом взорвали посланные «подарки» — диаметр средней по размерам воронки достигал 4,5 м.
Увы, миномет Романова так и остался на вооружении одной крепости — Новогеоргиевска, а дальнейшие работы в этом направлении были прекращены." (Тайны русской артиллерии. А.Б. Широкорад)
Но еще более любопытно еще одно изобретение и еще один изобретатель - Яков Устинович Рощепей или Рощепий - крестьянин из Осовецкого уезда.
Только призванный в армию, возрасте 21 года, уже в 1899 г. (по другим сведениям - в 1901) в Зегрже Я. У. Рощепей представил свою первую разработку - магазин увеличенной ёмкости (на 10 против стандартно 5 патронов) для винтовки Мосина.
Совсем скоро - в 1904 году, крестьянский самородок-конструктор представил уже полностью готовое оружие собственной конструкции - самозарядную винтовку под стандартный 3-линейный (7,62-мм) патрон Вельтищева, построенную на принципе неподвижного ствола и полусвободного затвора. Эта разработка вызвала интерес Артиллерийского комитета, курировавшего все вопросы технического усовершенствования артиллерии и стрелкового оружия в войсках.
Совещательный орган при Главном Артиллерийском управлении — так называемый Артиллерийский комитет, в 1905 году организовал испытательные стрельбы новых образцов стрелкового оружия (среди прочих там участвовала и автоматическая винтовка системы капитана В. Г. Фёдорова. Образцы Рощепея работали безотказно. Они обратили на себя внимание начальника ружейного полигона офицерской стрелковой школы полковника Николая Филатова (этот офицер заслуживает отдельной заметки). По его представлению Рощепей был прикомандирован к полигону для дальнейшей службы. Но нетерпимое отношение офицерского состава к конструктору-самоучке в звании рядового заставило его немедленно после окончания срока службы в 1906 году уволиться в запас и отправиться в родное село.
Если бы не Филатов, Рощепей так бы и остался крестьянином. Однако неутомимый полковник приглашает конструктора уже, как вольнонаёмного. В начале 1907 г. Я. У. Рощепей представил новый вариант своей винтовки. В журнале Акткома по этому вопросу отмечалось, «что образец <...> в настоящем виде нельзя признать окончательно доработанным, однако он представляет существенный интерес в том, что это первый образец автоматической винтовки с неподвижным стволом». Дальше отмечался тот факт, что необходимая доработка образца - дело долгое и трудоёмкое, когда как положение Рощепея далеко не удовлетворительно, почему предлагалось принять Рощепея на службу на казенный Сестрорецкий оружейный завод «как талантливого изобретателя» и выдать ему вознаграждение в триста рублей.
Весной 1913 года Яков Устинович заканчивает разработку новой автоматической винтовки. Новая винтовка была представлена в Комиссию по выработке автоматических винтовок. В журнале Комиссии были сделаны записи - № 13 от 10 марта 1913 года и № 66 от 18 ноября 1913 года - об обсуждении конструкции этой модели, ее испытаниях и отмеченных недостатках. После испытаний этого образца Комиссия сделала заказ Сестрорецкому оружейному заводу на изготовление еще одного экземпляра этой модели. Завод выполнил заказ к лету 1914 года. 11 июня 1914 года были проведены испытания, о чем сделана запись № 28 в журнале Комиссии. Из винтовки произведено 150 выстрелов - автоматика действовала. После испытаний было заказано еще два экземпляра этой модели для продолжения испытаний и выделено 5000 рублей на их изготовление. За работу над этой моделью Яков Устинович получил 500 рублей вознаграждения. Модель автоматической винтовки получила одобрение Артиллерийского комитета, а изобретателю была присуждена Большая серебряная медаль. Заказ же на два экземпляра второй модели автоматической винтовки Я.У. Рощепея Сестрорецким оружейным заводом выполнен так и не был - помешало начало первой мировой войны.
После 1920 г. Яков Устинович продолжает свою конструкторскую деятельность, работая на заводе "Арсенал" в Киеве. Вплоть до 1928 г. он занимается конструированием автоматической винтовки. Так, 24 августа 1928 г. Научно-технический совет Оружейно-пулеметного треста рассмотрел представленный Я. У. Рощепеем образец автоматической винтовки, отметивший ряд положительных качеств винтовки Рощепея, особенно простоту ее устройства. Вообще, простота устройства - одно из преимуществ всех моделей оружия Якова Устиновича.
К сожалению, отечественная промышленность так и не воспользовалась наработками талантливого самородка. Зато его идеями на полную катушку воспользовались "наши западные партнеры" при конструировании австрийской винтовке Шварцлозе и в американском пистолете-пулемёте Томпсона.
За свою жизнь Яков Рощепей, внёсший значительный вклад в конструирование отечественного автоматического оружия, не получил никаких государственных наград кроме Большой серебряной медали. Только в 1951 году ему присвоили звание почётного пенсионера республиканского значения. Скончался он в 1958 году в своём родном селе, где и был похоронен скромно, без особых почестей...
Использованные источники:
"Oгнестрельное оружие мира" (Дмитрий Алексеев)
"Отечественные автоматические винтовки" (Владимир Газенко)
https://ru.wikipedia.org/wi...
https://vasik-catn.livejournal...
Про эти и другие малоизвестные исторические факты - в книге с фантастическим антуражем, но историческими сведениями:
Император из стали