Все мы помним классику советского кинематографа – фильм «Операция Ы», в котором проворовавшийся завскладом для сокрытия преступления нанимает мелких жуликов инсценировать ограбление и устроить пожар.
Безупречный метод много лет с успехом применялся и на Украине. Мало того, он совершенствовался и расширялся, достигнув совершенства во время войны в Грузии. Тогда очень своевременно сгорели склады в Лозовой под Харьковом – был даже наказан прапорщик! А уж после успешного вооруженного переворота в феврале 2014 года поджог стал и вовсе универсальным инструментом решения проблем. Горели не только покрышки, горело все что угодно – дома, документы, нефтебазы…
Апофеозом стал пожар в Сватово в ночь на 30 октября, теоретически уничтоживший боеприпасы на сумму 134 миллиона гривен (приблизительно 6 миллионов долларов). Теоретически – потому что никому не ведомо, сколько на самом деле снарядов для танков и гаубиц, ракет систем залпового огня и мин там находилось. Заметьте, не старых боеприпасов времен Второй (если не Первой) мировой, а запасов для ведения боевых действий – склад находился в так называемой зоне АТО. По заверениям Генпрокуратуры, причиной стала халатность персонала. По мнению местных жителей – охрана попросту перепилась и начала стрелять из ракетниц, угодив в окно склада.
Как бы то ни было, время для «халатности» было выбрано идеальное – 30 октября. Все более-менее активное население и чиновники заняты местными выборами и подсчетом голосов в первом туре, прошедшем за несколько дней до этого. Выборами, которые посол США уже наутро после голосования объявил состоявшимися, демократическими и соответствующими международным нормам. И это невзирая на то, что идут они и сегодня - второй тур назначен на 15 ноября. Идут так «демократично», что напоминают пожар в публичном доме, когда толпа бестолковых сотрудниц в панике переставляет кровати, а бандерша танцует перед входом: «Всё хорошо, прекрасная маркиза…».
На самом деле – плохо. По крайней мере для содержателей публичного дома размером почти во всю Украину. Ранее уже подробно разбирались провальные для Порошенко и его команды выборы в Черкассах и Краматорске, Харькове и Одессе, неудача «Ширки-2» (широкой коалиции) с бывшими регионалами, ныне именующими себя «Оппозиционным блоком». Но интересующимся происходящим на остатках Украины стоит обратить внимание не только на выборы и их последствия, но и на горящий Донбасс, перемирие в котором носит очень интересный характер.
Прекращение огня «в соответствии с достигнутыми в Минске договоренностями» существенно отличается от того, что было после «Минска-1» прошлой осенью и непосредственно после «Минска-2» весной. Осень 2014 года сопровождалась постоянными ракетно-гаубичными обстрелами, постоянным штурмом Донецкого аэропорта и закончилась разгромом Дебальцевского котла. Не было никакого реального прекращения огня и прошедшей весной – перестрелки с применением тяжелого оружия шли еженощно и завершились в начале лета атакой ополченцев на Марьинку и Красногоровку (хотя перестрелки продолжались и после).
С наступлением же осени и началом предвыборной кампании все переменилось, включая и власть в Донецке. Быстро, грубо и с нарушениями собственных законов «партия войны» во главе с признанным лидером протестов на Донбассе Пургиным была отстранена от власти. С передовой не только убрали предусмотренное минскими протоколами тяжелое оружие, но и сумели отвести даже ствольную артиллерию калибром менее 100 мм, что представлялось вообще невероятным. К первому туру выборов на подконтрольных Киеву территориях население прифронтовых городов по обе стороны линии соприкосновения засыпало в непривычной тишине. Мало того, руководство ЛНР и ДНР перенесло собственные выборы на 2016 год, не желая давать повод упрекать власти Республик в нарушении «Минска-2».
Но и это не все. В Республиках очень жестко пресекается любое несанкционированное открытие огня даже из автоматов и пулеметов, еще недавняя вольница именных батальонов и бригад исчезла напрочь. Впервые за полтора года гражданской войны изменилась даже риторика офицеров, освещающих состояние дел на фронте со стороны Республик.
Наиболее явно и резко изменились выступления Эдуарда Басурина, самого известного из «говорящих голов» ДНР и ЛНР. 28 октября он сообщил: «По данным нашей разведки, выявлена группировка противника в составе подразделений "Азов", "Днепр" и "Львов" в районе между населенными пунктами Новгородское и Троицкое (под Горловкой), полностью вышедшая из-под контроля ВСУ, приблизительной численностью до 2000 человек. Руководство ВСУ неспособно контролировать подразделения националистических батальонов, только формально вошедших в подчинение Минобороны Украины».
В тот же день он сообщил слово в слово о перестрелке в Широкой Балке, спровоцированной батальоном «Айдар», который тоже вышел из подчинения ВСУ.
В этих сообщениях важно не то, что они не соответствуют действительности – все указанные части находятся совершенно в иных районах, а «Айдар» и вовсе базировался в городе Счастье и на момент заявления давно был выведен с фронта на переформирование в связи с арестами и множеством уголовных дел против бойцов батальона.
Гораздо важнее, что этим сообщением была заложена база для последующих сообщений. Изо дня в день, давая официальную оценку происходящему на линии соприкосновения, должностные лица Республик подчеркивают, что огонь по ополченцам открывают не подчиняющиеся Киеву националисты.
Только один из многочисленных примеров - сообщение того же Басурина об обстреле Донецка 7 ноября ракетами «Град»: «По анализу найденных фрагментов боеприпаса эксперты определили, что осколочный снаряд был выпущен с использованием самодельной пусковой установки. Данный факт свидетельствует о бесконтрольности применения реактивных снарядов радикальными националистами в рядах ВСУ, а также о возможности хищения боеприпасов, в том числе со складов города Сватово».
Вот и всплыл «пожар в Сватово». Причем снова Киев не виноват – это «радикальные националисты», которые выбором заместителя командующего корпусом Минобороны ДНР почему-то вдруг отнесены к тем, кто не подконтролен Киеву.
Чем вызвана смена парадигмы? Откуда вдруг желание оправдать руководство Хунты и Порошенко, взвалив ответственность за нарушение режима прекращения огня на «радикальных националистов»?
Ответ очевиден – Москва, Вашингтон и европейские столицы приняли решение любой ценой воплотить в жизнь «Минск-2», жестко нажав на Киев, Донецк и Луганск. Отсюда и экономические преференции киевскому режиму в виде кредитов, изменения политики МВФ, скидка на газ из России и многие другие факторы, без которых Порошенко просто не удержится во власти.
Дело в том, что уже первый тур местных выборов показал, что при всей своей изворотливости Порошенко так и не сумел создать за полтора года сильную и сплоченную команду единомышленников. Придя к власти по настоянию Вашингтона, он устраивал всех именно потому, что был никем.
Кто такой Порошенко на момент переворота?
- Миллиардер, хозяин «Рошен»;
- кум Ющенко;
- соучредитель «Партии регионов»;
- тот, кого майданные активисты 1 декабря 2013 года с матерком стаскивали с бульдозера, которым таранили милиционеров на Грушевского.
НИКТО. Именно этим он всех и устраивал. Но сегодня, полтора года спустя, вчерашнее преимущество превратилось в смертельную угрозу режиму. Порошенко вынужден опираться в идеологическом плане на идеалы бандеровцев и откровенных нацистов – в стране просто нет никакой другой русофобской идеологии. Они же являются и самой надежной частью армии и милиции-полиции, включая Национальную гвардию, которая «держит фронт». Они же запугивают и население городов Юга и Востока страны, в которых местная милиция и по сей день молчаливо ненавидит тех, кто жег и стрелял в них на Майдане.
В результате Порошенко находится в патовой ситуации. Он вынужден зачищать националистов, во многом опирающихся на того же Коломойского, и одновременно как-то удерживать их в узде. Получается плохо – что и показал первый тур выборов. Даже с учетом «ширки» выходить к весне на парламентские выборы нельзя – результаты для Порошенко будут еще хуже.
Мало того, в Киеве все лучше понимают, что и выполнение "Минска-2" реально приведет к краху режима. Во-первых, экономика не выдержит включения Республик в платежный баланс – у Киева банально нет денег, чтобы выплатить более 100 миллиардов гривен (5 миллиардов долларов) бюджетных долгов пенсионерам и имеющим право на субсидии. Невозможно это и политически – взбунтуются те самые националисты, которые «не за это стояли на Майдане».
Не говоря уже о том, что особый статус Донецка и Луганска неизбежно вызовет требования такой же «особенности» из других регионов. Прежде всего – из Харькова, где местные силы и население, объединившись вокруг мэра Кернеса (близкого к Коломойскому), получили абсолютное большинство. И… из Галиции – как раз самого сепаратистского региона, который до этого в составе «единоукраины» удерживала только надежда подмять под себя, под свою идеологию и ценности всю Украину. Жить же вместе с «пророссийскими сепаратистами» Харькова, Луганска, Донецка они не будут.
Именно поэтому мы видим, что сразу после первого тура выборов на фронте заговорили пушки. Если до 25 октября всех «симпатиков» вялотекущей войны (контрабандистов всех уровней, полевых командиров, радикалов по обе стороны фронта) еще удавалось держать в узде, то после осознания в Киеве слабости своего положения началась последовательная эскалация на линии соприкосновения.
Хорошая война как апофеоз пожара способна скрыть истинных виновников срыва "Минска-2". Похоже, именно на это сегодня делает ставку Порошенко. Не какие-то наступательные операции, которые могут привести к контрудару и потере того же Мариуполя, что автоматически вынесет Порошенко из кресла президента, но именно вялотекущая войнушка с обстрелами и тактическими успехами-неудачами, которые позволят ему сказать: «Мы не можем вести переговоры с врагом и вносить изменения в Конституцию до конца этого года, когда гибнут наши люди, а враг вот-вот перейдет в наступление при поддержке всей армии России».
Учитывая, что на Порошенко давит Запад, ему сегодня только и остается что кивать на «неподконтрольные Киеву батальоны радикальных националистов», списывая их действия на Коломойского и Корбана с «УКРОПОМ». Попытка откровенно слабая – западные покровители Киева давно уже разобрались в происходящем и не строят иллюзий по поводу своих марионеток.
Возможно, Вашингтон сделал ставку на затягивание сложившегося положения вещей на возможно более долгий срок с перспективой последующего краха Хунты и развала Украины. Заранее смирившись с тем, что американцам достанется часть Правобережной Украины, а Юг и Восток «уйдут к России». Подобный вариант их вполне устроит, даже если придется ограничиться, собственно, Галицией. Главное, сохранится навечно русофобская часть бывшей Украины с населением в несколько миллионов человек. Хорошая «прокладка» между Россией и Евросоюзом, гораздо менее затратная, чем вся Украина, и способная в любой момент поставить под ружьё несколько сот тысяч бандеровцев, люто ненавидящих как «москалей», так и «схидняков, отобравших у них Украину». Да и о базах для ракет и авиации забывать не стоит.
Безусловно, этот план прекрасно и давно просчитали и в Кремле. Руководство России не строит иллюзий, что подобное окончание гражданской войны на Украине ведет к стратегическому проигрышу.
И как раз это понимание делает весьма вероятным некое альтернативное развитие событий. Какое? В том-то и интрига, что никто до сих пор даже близко не может предположить дальнейшие шаги России, как не смогли в США предупредить удары ВКС России в Сирии, полностью сломавшие планы Вашингтона в этом регионе.
Источник: http://politrussia.com