Дипломатическое представительство — зарубежный орган взаимоотношений страны, находящийся на территории другой страны. Миссии утверждаются в экстренных случаях, например, для предотвращения военного конфликта.
В чём разница между посольством и дипмиссией?
Учреждение дипломатического представительства возможно на двух уровнях:
- посольство, представляющее политико-экономические интересы своей страны. Вся территория и имущество посольства считается собственностью представленного государства;
- дипломатическая миссия, во главе которой находится поверенный или посланник.
Согласно международному праву, между разными видами представительствами разницы нет, хотя дипмиссию обычно возглавляет руководитель более низкого ранга, чем посол, поэтому и статус миссии фактически ниже. Привилегия учреждения посольства на протяжении веков принадлежала крупным державам-гегемонам, в то время как дипмиссии могли создавать мелкие государства. С распространением международного права, уравнивающего все страны, такое ранжирование сошло на нет.
Основная функция посла — представление своего государства по всем вопросам. Разные отделы посольства выполняют широкий спектр задач, среди которых:
- политические вопросы;
- культурные связи;
- консульские вопросы;
- связь с прессой.
Цели представительства — законным способом собирать информацию о происходящем в стране, где оно находится, налаживать культурные и политические связи, а также защищать интересы своих граждан.
Структура дипломатического представительства
Дипломатическое представительство возглавляет чрезвычайный посол. Он ведёт переговоры от лица своего государства и подписывает договоры. В случае его отсутствия, всем этим занимается заместитель. Не все работники посольства имеют дипломатический статус, обычно им наделено около трети от общего числа, так как остальные являются вспомогательным и техническим персоналом.
Дипломатическая миссия, как правило, является временным представительством и свидетельствует о проблемах в межгосударственных связях. Послы отчитываются главам государств, посланники — правительству, а поверенные в делах — министерству иностранных дел.
Следует различать посольство и консульство. Задачи посольства — решение политических, экономических, культурных и военных вопросов на высшем уровне, а также подписание соответствующих международных договоров. Консульство подчиняется посольству и контактирует с местными властями, оказывая помощь гражданам в выдаче документов и решении проблем с законом.
Помимо посольств и дипмиссий, есть и другой вид органов дипломатических отношений — постоянные представительства, учреждаемые при организациях, например, постпредство России при ООН, созданное в 1946 году. Их структура схожа с посольствами, только они занимаются отношениями не двух государств, а своей страны и организации, при которой состоят.
Россия в международных отношениях
История отношений России с иностранными державами ведёт свой отсчёт со времён первых князей и восходит к договору с Византией, датируемому 860 года, в результате которого Русь утвердилась на международной арене. В XVI веке был создан Посольский приказ. Министерство иностранных дел было учреждено манифестом Александра I в 1802 году и, после смены названия в годы Советской России, сформировалось в привычном виде лишь в 1946 году.
Развал Советского Союза повлиял на отношения Российской Федерации с зарубежными странами. Не имевшие достаточного веса во внешней политике, отечественные дипломаты неоднократно шли на уступки, порой принимая неоднозначные и невыгодные решения. И лишь в середине 90-х годов ситуация стала меняться, когда российская дипломатия, наконец, заявила о себе и стала принимать активное участие в формировании многополярного мира и способствовать урегулированию международных конфликтов. Среди её первых весомых достижений — урегулирование войны между Абхазией и Грузией 1992-1993 года.
Укрепление позиций России
Россия одной из первых стран пыталась урегулировать грузино-абхазский конфликт в роли посредника. Главные документы, касающиеся вопросов об прекращении боевых действий, статусе беженцев были подписаны в Москве в 1994 г. Россия неоднократно вовлекала враждующие стороны в процесс переговоров, представляла проекты договоров и влияла на мнение других стран бывшего СССР. В результате был подписан «Меморандум о понимании между грузинской и абхазской сторонами» и «Коммюнике о втором раунде переговоров». Обе стороны приняли на себя ответственность за применение силы в отношении друг друга и дали согласие на размещение в зоне конфликта сил, санкционированных ООН — российского военного контингента.
Вторым, не менее важным, является дипломатический успех, принадлежащий бывшему министру иностранных дел Е. Примакову. Он одним из первых выдвинул тезис о необходимости отстаивания интересов России и неоднократно обращался к нему на совещаниях и встречах со своими иностранными коллегами. Был взят новый курс — от безоговорочного подчинения западным странам на необходимость согласовывать интересы с Россией. Помимо предпочтительного сотрудничества с США, странами ЕС и НАТО, Примаков полагал, что надо развивать отношения со странами Азии и Ближнего Востока.
Результатом этого стала идея создания политического альянса России, Индии и Китая, принадлежавшая именно Е. Примакову. С целью не допустить гегемонии НАТО и установления однополярного мирового порядка, он призвал к сотрудничеству Индию и Китай. Трёхсторонние встречи проходили с 2002 по 2005 год. Сотрудничество трёх крупных государств, чьё население составляет почти половину от земного шара, позволяет прочнее утвердиться на политической арене каждому из них. Согласно заявлениям лидеров этих стран, их союз ни в коем случае не направлен против США и стран запада, скорее, он призван обустроить многополярный мир.
Преемники Евгения Примакова Игорь Иванов и Сергей Лавров также внесли свою лепту в развитие отечественной дипломатии, укрепляя позиции России в мире и отстаивая её национальные интересы. Так, по некоторым данным именно С. Лавров очистил Министерство иностранных дел от так называемого «нефтяного лобби» и не допустил срыва договора о нормализации армянско-турецких отношений.
Курьёзы мировой дипломатии
История мировых дипотношений не обходится без забавных случаев. Вот некоторые из них:
- неприятное происшествие случилось во время визита в Испанию иранского президента в 2002 году. Когда он прибыл, из программы вечера в срочном порядке исключили ужин, потому что президент Ирана не захотел садиться за стол, где был алкоголь, а испанцы не хотели его убирать. Спор не был разрёшен, и в итоге обе стороны остались без ужина;
- в ноябре 2009 г. итальянский председатель совета министров Сильвио Берлускони пошутил, сказав что президент США Барак Обама «очень красивый и загорелый». Позже он включил в эту шутку и жену президента — Мишель Обаму. Критикам он отвечал, что всего лишь хотел сделать комплимент;
- с американскими президентами из семьи Бушей постоянно случались нелепые ситуации. Во время визита в Японию Буша-старшего стошнило на торжественном ужине на японского премьера. Впрочем, сам президент всегда ссылался на проблемы с кишечником и перенесённую болезнь, так что вряд ли его можно обвинить в этом происшествии;
- следующий президент США Джордж Буш-младший во время выступления в Ираке был атакован местным журналистом, метнувшим в него ботинок. Стоит отдать президенту должное, так как он смог проворно увернуться от снаряда.
Есть и множество других забавных случаев из мира дипломатии. Это подтверждает наблюдение, что, какой бы серьёзной ни была сфера международных отношений, где из-за одного неверно выбранного слова может развязаться военный конфликт, в ней всё же остаётся место юмору.
Учреждение дипломатических связей — наиболее надёжный способ решения международных проблем в современном мире. На фоне глобализации лишь устойчивый диалог на основе соблюдения взаимных интересов способен помочь государствам преодолеть различные конфликты.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас