Саммит ШОС
Саммит ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) на этот раз стал юбилейным. Организация успешно функционирует уже 15 лет. Мероприятие было наполнено значимыми событиями: фактическое включение Индии и Пакистана, активизация иранского вопроса, переговоры между лидерами и принятие целого пакета документов. Аналитики отмечают, что расширение организации будет сопровождаться изменением механизмов её работы, поскольку в нынешнем виде она себя изживает.
Ключевой вопрос, который вероятнее всего придётся реформировать — это процесс принятия решений. На данный момент все решения принимаются консенсусом, а не голосованием. С включением новых членов в рамках организации возникнет несколько противоречий. Во-первых, конфликт по линии Индии и Пакистана, который страны не могут разрешить уже долгое время. Во-вторых, отчётливые противоречия той же Индии с Китаем.
Политологи видят 2 пути дальнейшей судьбы проекта. Первый вариант — это разный статус членства. По сути страны-создательницы при таком раскладе будут стоять особняком и обладать некоторым привилегированным статусом. Второй вариант — разноскоростная интеграция, при которой новым участникам придётся пройти длинный путь до полноправного членства.
Сам Путин высоко оценивает инициативу ШОС и механизм её работы, который не подходит под европейские стандарты. Чем эта организация отличается, например, от евроинтеграции? В основе ШОС лежит «открытый регионализм», который не ограничивает участников от вступления в другие региональные объединения. На все замечания и сравнения с Евросоюзом, который во время саммита оказался в затруднительном положении из-за Brexit, Владимир Путин однозначно ответил, что нет никакого противостояния между европейскими и евразийскими проектами интеграции.
К слову, с саммита он приехал не с пустыми руками. По результатам переговоров была подписана Ташкентская декларация, в рамках которой провозглашается укрепление политического и военного взаимодействия в борьбе с террористами из Афганистана и Ближнего Востока. Впрочем, это направление взаимодействия уже развивается довольно эффективно. По словам директора Исполкома Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Евгения Сысоева, организация стала каркасом региональной системы безопасности. Всё это благодаря сотрудничеству спецслужб стран-участниц.
В общем заявлении лидеры ШОС выступили за сохранение целостности, единства, суверенитета и стабильности в Сирии, за мир и стабильность в Афганистане и политическое урегулирование украинского кризиса. Все страны выступили против усиления систем ПРО, при которых одни страны выстраивают свою безопасность за счёт урезания безопасности других. В конечном счёте лидеры продемонстрировали позитивный настрой по вопросу скорейшего включения Индии и Пакистана. Как заметил российский президент, остались только формальные процедуры. В результате этого ШОС станет крупнейшей организацией с ядерным потенциалом, которая объединит в себе 60% территории Евразии, 45% населения и более 19% мирового ВВП.
Безопасность – это, конечно, важно. Однако в условиях кризисных явлений в экономике была заключена иная важная договорённость, по которой страны решили помогать друг другу во время кризиса. Путин призвал также те страны, которые не являются членами ЕАЭС, сопрягаться с китайским проектом Экономического Пояса Шёлкового Пути. Главным тормозом интеграции участники назвали неравномерное развитие экономик, поэтому они решили делиться опытом и не допускать, таким образом, замедления развития.
Также членами был принят план до 2020 года, который включает в себя свыше 70-ти мероприятий в сфере политики, экономики и культуры. Целью всего этого является создание общего гуманитарного пространства Евразии.
Истинный друг
На полях саммита Путин провёл двусторонние встречи с премьер-министром Индии Нарендрой Моди и президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Каримов на правах хозяина оказал российскому президенту крайне тёплый прием. Вместе они возложили цветы к памятнику Пушкина, вместе ехали и в аэропорт, откуда Путин отправился в Пекин. К слову, встреча лидеров состоялась накануне саммита, поскольку глава Узбекистана решил прощупать почву и выяснить позицию российского лидера, «чтобы не было неожиданностей» во время саммита.
Хотя о результатах встречи практически неизвестно, единение лидеров во время саммита значит, что всё прошло как по маслу. Консенсус был найден, а мнения глав Узбекистана и России сошлись.
В последние годы участились встречи Путина с Моди. Так и на саммите лидеры стран не упустили возможности встретиться и поговорить. Помимо разговоров о включении Индии в ШОС и её дальнейшей роли в рамках организации, состоялся обмен любезностями. Индийский премьер поблагодарил Путина за поддержку в вопросе подключения его страны к Группе ядерных поставщиков и за гостеприимство во время прошлого визита в Россию. Он также отметил роль российского президента в вопросе вступления Индии в ШОС.
Россия-Монголия-Китай: от треугольника к коридору
Также Владимир Путин провёл встречу в трёхстороннем формате с лидерами Монголии и Китая. Главы государств подписали совместную «Программу создания экономического коридора» и прошлись по 32 инвестиционным проектам, которые были приняты в прошлом году. Также были подписаны соглашения между таможенными службами о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров. По словам российского президента, эти соглашения помогут активизировать приграничные связи.
Особое внимание уделяется инфраструктурным инициативам. Российские компании планируют принять участие в модернизации Улан-Баторской железной дороги, за счёт которой будет увеличена её пропускная способность. Лидер КНР Си Цзиньпин отметил, что нужно сопрягать проекты стран: китайский Шёлковый путь, российский трансевразийский коридор и монгольский Степной путь.
Монголия является совместной сферой интересов и России, и Китая. В особенности в области железнодорожных грузоперевозок. Однако здесь есть некоторые трудности, например, разная ширина колеи и недостаток пропускной способности. На их разрешение требуются инвестиции, которых в кризис у стран недостаточно. Сам монгольский президент также активно агитирует за развитие транспортного коридора, поскольку в стране нет альтернативы железнодорожному транспорту. Интересы РФ и КНР на транспорте не заканчиваются. Бизнес стран привлекают залежи горнорудного сырья. Поэтому вполне вероятно, что сотрудничество может перерасти в конкуренцию.
Китайская калинка Путина
Визит российского президента в Китай позволил политологам со всего мира поразмышлять над разными политическими знаками между двумя лидерами. Одни эксперты увидели сигнал в контексте противостояния России с Западом и переговоров с Японией по вопросу Курильских островов. Другие обратили внимание на то, как Путин обнял руководителя китайского хора, исполнившего для него русскую песню «Калинка». Аналитики назвали это важным внешнеполитическим символом.
Китайская газета Синьхуа выделила целых 4 характеристики визита, которые демонстрируют высокий уровень отношений между странами:
1) молниеносный визит как знак зрелости двусторонних отношений
2) беспрецедентный уровень стратегического доверия
3) расширение практического сотрудничества
4) объединение усилий для сохранения международного порядка
В действительности, отношения с Китаем развиваются семимильными шагами. Несмотря на то, что товарооборот упал на 28,1%, продажи российских машин в Китай увеличились в 2 раза. Кроме того, возрос на 30% экспорт сельскохозяйственной продукции за счёт налаживания сухопутного зернового коридора. Увеличилась доля китайских компаний в проекте Ямал СПГ.
Постепенно растёт и доля национальных валют в расчётах между странами. Сейчас доля российского рубля составляет — 3%, а китайского юаня — 9%. Товарооборот с 2000 года увеличился с 5,5 млрд долларов до 65 млрд долларов.
Лидеры лично подписали 3 документа:
· совместное заявление России и Китая
· заявление об укрепление глобальной стратегической стабильности
· заявление о взаимодействии в области развития сотрудничества в информационном пространстве
Совместная комиссия по инвестиционному сотрудничеству отобрала 58 коммерческих инициатив на общую сумму 50 млрд долларов. Из них 12 уже реализуются.
Визит не только закрепил старые инициативы, но и дал старт новым. Продолжается работа над газопроводом «Сила Сибири», который должен быть запущен к 2020 году. Дан старт переговоров по разработке соглашений о сопряжении ЕАЭС и Шёлкового Пути. Планируется совместная разработка гидрофюзеляжного дальнемагистрального самолёта при участии компании «Вертолёты России».
В приоритете остаётся энергетическая сфера. Стороны заключили соглашение о поставках нефти в Китай компанией «Роснефть» в объёмах 1,2-2,4 млн тонн в год. Планируется строительство нефтехимического комплекса вместе с ChemChina.
На этот раз особое внимание лидеры уделили транспортному проекту. Речь идёт о строительстве высокоскоростной ж/д магистрали между Москвой и Казанью. Она станет частью большой дороги Москва-Пекин. Скорость поездов на ней будет достигать 400 км/ч, а весь путь займёт 3,5 часа. Проект находится в стадии обсуждения условий финансирования. Вложиться в него планирует China Development Bank и Silk Road Fund (400 млрд и 100 млрд долларов соответственно). Китайских инвесторов волнует вопрос государственных гарантий в случае, если проект не выйдет на самоокупаемость. В итоге проект должен быть согласован до конца года.
Наконец, стороны акцентировали внимание на культурном и спортивном сотрудничестве. Здесь также немало достижений. Так, в ближайшее время в Китае заработает третий русский телеканал «Катюша», китайская хоккейная команда «Красная звезда Куньлунь» примет участие в КХЛ, а студенческий обмен увеличится до 100 тысяч учащихся в год. Лидеры дали старт медиатуру российских и китайских журналистов по Дальнему Востоку. Организаторами стали российское информационное агентство ТАСС и китайская газета Жэньминь жибао.
Стоит отметить, что хотя большинство соглашений носят необязательный характер, они являются значимыми в политическом плане. Как отмечает политический обозреватель Майк Биллингтон для RT: лидеры КНР и РФ сейчас формируют новую парадигму, которая должна будет бросить вызов «самоубийственной политике США». В основе этого альтернативного мира лежит экономическое развитие, строительство АЭС, железных дорог и другой инфраструктуры, сотрудничество со странами БРИКС, ШОС и сопряжение ЭПШП и ЕАЭС.
В действительности, отношения России со странами Азии уже нельзя объяснить пресловутым разворотом на Восток. Разворот — значит поворачиваться к кому-то спиной. Однако нельзя сказать, что Россия отвернулась от Запада. Скорее политическое руководство находится в стадии ожидания, когда европейские партнёры одумаются и откажутся от политики санкций. Никакого противопоставления между европейским и евразийским направлением нет, как бы СМИ не муссировали эту тему. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что Россия и Китай пытаются отстоять свои лидерские позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с чем не согласны Соединённые Штаты. Но это уже совсем другая история.
Источник: http://politrussia.com