Пандемия, американский раздрай, старт Brexit с букетом скандалов и, наконец, стабильные цены на нефть. Ситуация для рубля, как и для всех валют с реальным обеспечением – казалось бы, лучше не придумаешь.
Не потому ли Минфин и даёт старт скупке валюты конкурентов? Рублей для этого можно потратить ровно столько, сколько тот же Минфин по согласованию с Центробанком захочет.
Хотя какое-то ограничение в виде обязательств перед МВФ контролировать эмиссию никуда не денется. Сумма в 1,4 млрд долларов уже прозвучала, и кто-то из комментаторов успел назвать её несущественной для курса рубля. Сомневаемся.
Граждан давно приучили не верить в рубль. 2020 год, похоже, стал последним, когда они ещё верили в стойкость мировых валют и уже начали вкладываться в криптовалюты, а для подстраховки – по старинке, в золото.
Золото Россия тоже скупает – так много, как мало какая из других стран мира, а вот за биткоинами и его аналогами не спешит. Впрочем, на доллары с евро Минфин с Центробанком серьёзно раскошелиться тоже не торопятся.
Покупки валюты были прекращены в марте 2020 года – с началом карантина. И это уже после того, как обрушился курс рубля. Сейчас же речь идёт о сумме, повторим, всего-то в 1,4 млрд долларов – это меньше, чем 0,5 процента от резервов ЦБ РФ.
Однако вполне достаточно для того, чтобы заставить вибрировать валютный рынок. Хотя покупка валюты вовсе не обязательно должна отзываться сильным ростом её курса.
При чём здесь Китай? Китай, как обычно, ни при чём
Но не исключено, что глава Минфина Антон Силуанов намеренно решил обнародовать предстоящую акцию Минфина. Просто чтобы сбить возможную, особенно в нынешних тревожных реалиях, волну паники на бирже.
Эксперты сейчас почти единодушно обращают внимание на то, что пока по поводу операций с рублём, долларом и евро отмалчивается Центробанк. И вполне возможно, что комментарии из ЦБ опередят даже эту нашу публикацию.
Но важны всё же не сами по себе комментарии, а согласованная валютная политика. С этим у нас в последнее время явно не всё в порядке. Примерно, как с коронавирусом. Случился – значит, надо этим воспользоваться.
Комментируя молчание Центробанка, один из экспертов, представляющих либеральную ВШЭ, из всех сил пытался убедить авторов в том, что
Два ведомства, на самом деле жёстко конкурирующих, в чём не сомневаются даже их сотрудники и представители руководства, якобы регулярно согласовывают
Весной 2020 года все мы увидели плоды такой скоординированной политики и до сих пор ощущаем их на себе. Вот и получается, что случилась девальвация – так почему бы на этом не сыграть?
Хотя ведь даже экспортёры на ней почти ничего не выиграли из-за падения спроса и длительного отката нефтяных цен. Их-то, впрочем, удалось спасти, но только по согласованию с ОПЕК и благодаря спросу из Китая.
Потому-то и отметим от себя, что в Китае аккуратно и скрытно забили на девятнадцатый Covid и вернулись к разгону экономики. Назло конкурентам и на радость поставщикам энергоресурсов.
Перерыв не затянулся
Но наших финансистов при власти, как известно, даже китайским спросом так просто с избранного курса не собьёшь. Кто у них за спиной, думается, и объяснять не надо.
И не зря же они на протяжении многих лет закрепляли законодательно необходимость и возможность вкладываться только в высоконадёжные и высоколиквидные активы. Читай – в активы наших прямых конкурентов.
При этом не стоит ни на минуту забывать, что сегодня речь идёт как раз о скупке живых, хотя не обязательно наличных долларов и евро. Покупка разного рода американских и европейских активов, в том числе не только гособлигаций, но и бумаг частных структур, с марта 2020 года не прерывалась.
Но не афишировалась – скорее всего, чтобы не раздражать публику и не дразнить журналистов. Их-то совсем неспроста так агрессивно загнали на удалёнку. А телевизионщиков, правда не всех – приодели в защитные костюмы не хуже, чем медицинский персонал.
И Америка, и единая совсем недавно Европа не устают благодарить руководителей всех российских экономических ведомств за беспрецедентную помощь их экономикам. Эти экономики не только из-за Covid-19 и его штаммов, но и в силу целого ряда иных причин буквально трещат по швам. Как бы нас не убеждали в обратном.
Не спорим, и старый континент, и расколовшаяся уже заокеанская держава нам нужны. Не как воздух, конечно, но как рынки сбыта для сырья и немногого другого, и как источник поставок высокотехнологичных товаров. Точнее, по большей части – уже только ключевых комплектующих для них, так как отвёрточные когда-то сборки уже разбросаны буквально по всей России.
Без последствий не обойдётся
Закупка Минфином РФ иностранной валюты на почти полтора миллиарда рублей, извините за повтор, потребует от Минфина рублёвых расходов. На минфиновском сайте сообщается, что на финансовые операции планируется потратить порядка 106 миллиардов рублей.
Иначе как прямым манипулированием рублёвым курсом это назвать нельзя. По теории, хотя практика у нас с теорией очень плохо стыкуется. Рубль только-только начал приходить в себя, и вот опять – ну точно, как у Виктора Степановича Черномырдина.
За время пандемии россиян, слегка удивлённых тем, что цены росли не так быстро, как падал рубль, убеждали в том, что курс валют для них теперь не имеет значения. Прежде всего потому, что границы перекрыты.
Но для подавляющего большинства населения, совсем небогатого, эти границы никогда и не открывались. И разубедить россиян в том, что Центробанк и Минфин однозначно за то, чтобы рубль был слабым – вряд ли удастся.
А слабый рубль хорош только для экспортёров, получающих на курсовых играх сверхприбыли. Россиянам же он рано или поздно аукается ростом цен. Который, будучи отложенным из-за катастрофического падения чуть ли не с весны, уже возобновляется.
И как всегда, начинается всё с тарифов ЖКХ, с цен на проезд в транспорте и с бензина. С сахаром и подсолнечным маслом проблемы и перебои уже были, а хлеб и соль пока только стоят в очереди.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!