В прошлый раз мы оставили наших героев – герцогов Гарольда и Гийома, в тот самый момент, когда граф Ги наконец-то передал своего пленника своему сюзерену. И «». Потому что Гийому тут же понадобилось выступить в поход, в котором Гарольд его сопровождал.Динан – город-крепость, и один из самых живописных городков Франции, находился, да и находится сегодня в Северной Бретани, на расстоянии 30 км от Сен-Мало и 50 км от Ренна. В годы Второй мировой войны этот город практически не пострадал, так что сегодня это едва ли не самый «средневековый город» во Франции. Но в то время это, скорее всего, был небольшой городок, так что вряд ли его осада затянулась надолго. Но важно другое: видимо, Гарольд утратил свои доспехи и вооружение во время кораблекрушения. И герцог Гийом сделал ему поистине «герцогский подарок» – подарил полную рыцарскую «справу», то есть кольчужную броню, шлем и, несомненно, меч – поскольку тот как раз и являлся тогда главным атрибутом рыцарства. Подарок был щедр, безусловно, и обязывал Гарольда к благодарности. Сказано ведь: «
». Такова была формула ещё римского права, устанавливающая правила отношений между двумя лицами. И раз Гарольд доспехи взял, то этим самым он автоматически вменил себя в обязанность также отблагодарить Гийома.Опять-таки они вместе вернулись в Байё, и вот тут-то Гийом и потребовал от Гарольда оказать ему услугу: принести клятву верности ему, Гийому, то есть стать его вассалом. Конечно, Гарольд понимал, что если он хочет когда-либо вернуться в Англию и к тому же освободить Вальфнота и Харкона, то ему следует это принять. Сцена на гобелене как раз и изображает акт принесения им такой клятвы перед святыми реликвиями. Но будучи хорошим политиком, он понимал, что особого значения эта клятва не имеет. Потому что он всегда мог сказать, что давал её, находясь фактически в плену, так что юридической силы она не имеет. Но дав её, Гарольд своей цели достиг, хотя и частично: Харкон, его племянник, был отпущен вместе с ним в Англию. Но вот Вальфнота ему так и не отдали и тот остался в заложниках в Нормандии.
Гарольд вернулся в Англию в 1065 году, где началось восстание Нортумбрии против его брата Тостига. Гарольд, выступавший от имени короля Эдуарда, встретился с вождями восстания в Оксфорде и… согласился на изгнание Тостига, то есть дипломатично уступил местной знати. Сумел бескровно подавить восстание, но зато его собственный брат остался им очень недоволен и примкнул к его недругам во Фландрии и в Норвегии.А год спустя, 5 января 1066 года умер король Эдуард Исповедник. Скорее всего, перед смертью он успел высказаться за то, чтобы корону получил Гарольд — единственный на то время человек, способный защитить Англию от внешней угрозы, но точно ли это так – точно неизвестно. Как бы там ни было, герцог Гарольд стал королём Англии!
В ней одним из персонажей обязательно должен быть Гарольд, потому что последние слова Эдуарда были обращены именно к нему:
«Я поручаю мою жену твоим заботам и вместе с ней – все мое королевство.»
Сказал ли Эдуард именно эти слова, или как-то иначе выразил свою предсмертную волю – вопрос дискуссионный. Но если даже и сказал, то Гарольд понял их с выгодой для себя, хотя по своему смыслу эта фраза весьма многозначна.Нет сведений, что в самой Англии у Гарольда была сильная оппозиция, хотя то, что власть досталась именно ему, понравилось далеко не всем. Но с этим мирились, потому что существовала сильная внешняя угроза. И вот тут Гарольду пришлось потрудиться. Дело в том, что система комплектации войск в тогдашней Англии была поставлена из рук вон плохо. Корабли для флота набирали с графств на основе военной повинности, поэтому долго держать их в боевой готовности было невозможно. Ещё хуже дело обстояло с сухопутной армией, которая состояла из ополчения крестьян (фирд), дружин тэнов (танов) и элитного подразделения хускерлов – по сути королевской гвардии, вооруженной топорами на длинных-предлинных рукоятках. Да, численно англосаксонская армия была не хуже, чем армии европейских государств, но в качественном отношении сильно уступала тем же норвежцам и нормандцам. Укреплённых замков в стране было мало, конницы как таковой не было вообще, а лучники... лучники были, но в небольшом количестве и с луками, годными разве что для охоты в лесу.
И тут в небе появилась комета! Это была комета Галлея, впервые замеченная 24 апреля 1066 года. Саксы посчитали её появление плохим предзнаменованием. Причём считается, что тогда эта комета была намного ярче, чем когда она появилась зимой 1985. Понятно, что любые небесные аномалии в то время люди считали Божьим знамением, посланным им прежде всего в качестве предупреждения либо предзнаменования. А предзнаменованиям в Средние века придавалось очень большое значение!Насколько эту комету посчитали зловещей, сегодня трудно сказать, но то, что к кометам люди всегда относились с суеверным ужасом – несомненно! Впрочем, её появление не помешало началу военных действий, причём начал их против Гарольда его родной брат Тостиг, атаковавший в мае 1066 года с моря острова Уайт и Сандвич. Затем он попытался высадиться уже собственно в Британии, но тут к побережью подошла армия Гарольда. В итоге Тостигу пришлось уходить на север, в Шотландию, и уже там затевать козни против брата, пользуясь поддержкой норвежского короля Харальда Хардрада.
Не имея возможности содержать флот и далее, в сентябре Гарольд был вынужден распустить судовые команды. И вот тут-то к северо-восточному побережью страны как раз и подошёл норвежский флот с войсками Харальда Сурового. Высадившись в устье реки Хамбер, норвежцы двинулись к Йорку. Поскольку основные силы Гарольда находились на юге страны, отпор армии «северных людей» пришлось давать воинам местного ополчения эрлов Эдвина и Моркара. В битве при Фулфорде 20 сентября 1066 года англосаксы потерпели поражение, а Йорк открыл им свои ворота. Но тут из Южной Англии подошла армия Гарольда. Решающая битва состоялась 25 сентября у местечка Стамфорд-Бридж, причём в ожесточённом бою англичане одолели норвежцев и одержали полную победу. Причём и Харальд Суровый, и Тостиг погибли в этой битве. Так что кому и что предвещала тогда пролетавшая в небе комета, судить всяк мог по-разному…Между тем весть о коронации Гарольда вызывает бурный гнев у герцога Гийома, и он принимается убеждать своих графов и баронов присоединиться к нему в его походе против клятвопреступника. Вдобавок к своим личным заявлениям он оправляет посланца к Папе в Рим и заручается поддержкой самого Папы. Так начинается подготовка к интервенции в Англии.
А далее, глядя на гобелен, мы видим, как подготовка к вторжению набирает обороты.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!