Противостояние великих держав не всегда происходит исключительно на полях сражений. Ведь войны способны принести неисчислимые бедствия не только проигравшей стороне. Победа с течением времени вполне может обернуться поражением. Военные расходы могут так подкосить государство, что оно больше никогда не вернёт себе былого величия, которое оно, конечно, стремилось сохранить, участвуя в войне.
Так, например, произошло с Британской империей. После Первой мировой войны она утратила статус величайшей морской державы, пусть и не сразу, но со временем уступив господство на море другим странам. То же самое произошло и после Второй мировой войны.
Сверхдержавы, получившие в своё распоряжение мощнейшее ядерное оружие, понимали, что следующая война может стать последней не только для них, но и для всего человечества. Однако, несмотря на это, накал противостояния не спадал. Пусть это и не было войной в обычном понимании, но тот период историки впоследствии назовут «Холодной войной».
К концу 70-х годов XX века оба противостоящих друг другу блока — НАТО и Организация Варшавского договора — накопили в своём арсенале столько ядерного вооружения, что вопрос гарантированного уничтожения противника больше не стоял. Вместо него встал вопрос упреждения атаки или же перехвата вражеских ракет до того, как они попадут в цель. Разрабатывалось множество технологий, средств, предлагались различные решения. Многие из них засекречены и сейчас. Некоторые же стали общеизвестны, и из заложенных в них идей во многом выросло современное цифровое сообщество.
Вполне логичным шагом в процессе перехвата или упреждения ядерного удара стало обнаружение старта ракет или вспышек взрывов при испытаниях ядерного оружия. В 1963 году две сверхдержавы, СССР и США, а также Великобритания подписали договор о частичном запрещении ядерных испытаний. И 17 октября 1963 года США запустили в космос первую пару спутников «Вела», предназначенных для мониторинга поверхности Земли на признаки ядерных взрывов. Всего в группировке было 12 спутников, каждый из которых имел на борту системы обнаружения рентгеновского и гамма-излучения, а также детекторы нейтронов.
Атмосферные ядерные взрывы имеют уникальную сигнатуру, которую ещё называют «двугорбой кривой». Она представляет из себя группу из первой интенсивной вспышки длительностью примерно в 1 миллисекунду и второй, более слабой и длительной вспышки продолжительностью до нескольких секунд. Нет ни одного природного явления, которое давало бы такой же визуальный эффект. Группировка спутников «Вела» была предназначена для обнаружения именно таких вспышек и могла определить место ядерного взрыва с точностью до 3000 миль.
22 сентября 1979 года в 00:53 по Гринвичу два спутника группировки «Вела» передали сигнал о двойной вспышке, предположительно, от ядерного взрыва мощностью от двух до трёх килотонн.
Место вспышки располагалось в южной части Индийского океана, между островами Крозе и Принца Эдуарда по координатам 47° ю. ш. 40° в. д. Сразу после получения информации и в течение недели после американские самолёты-разведчики совершили 25 полётов над местом вспышки для забора проб атмосферы и последующего их анализа. Прочие системы обнаружения США и их союзников, предназначенные, например, для поиска и отслеживания советских подводных лодок, дали неоднозначные результаты. Место вспышки было довольно удалённым и малоинтересным.
По косвенным данным и розе ветров в этом регионе остаточные следы изотопов Йода-131, появление которых характерно при взрыве ядерных зарядов, были обнаружены у домашних животных на побережье Австралии, в чью сторону и дул ветер от места гипотетического взрыва. Однако, поскольку остальные системы обнаружения дали спорные результаты, однозначного вывода сделано не было.
Довольно быстро новость попала в СМИ, и Министерство обороны США поспешно выступило с заявлением, что, вероятнее всего, это был либо редчайший природный феномен, неизвестный современным учёным, либо «…отблеск солнца или же микрометеорит…», попавший в спутник. Однако спустя какое-то время они скорректировали своё сообщение, заявив, что это, скорее всего, всё же было ядерное испытание.
Точные данные систем, находящихся под контролем военных США, конечно, были недоступны широкой общественности, что и породило в дальнейшем множество домыслов и теорий.
Одним из первых и, как на тот момент казалось, логичных предположений было участие в инциденте СССР. В те времена политическая напряжённость между двумя сверхдержавами была крайне высокой, и взаимные обвинения в нарушении тех или иных договоров регулярно имели место. Однако само место возникновения инцидента, а также отсутствие каких-либо доказательств наличия на момент происшествия в том районе советских судов и субмарин в итоге свели эту версию на нет.
Ещё одной версией стала причастность к инциденту Индии. Воды, в которых всё произошло, вполне могли быть использованы ВМС Индии для испытаний, однако эта версия в конце концов была отклонена, как маловероятная. Индия произвела испытания ядерного оружия в 1974 году в операции под названием «Улыбающийся Будда». Она не скрывала как наличие у себя зарядов, так и проведение испытаний, подписала договор об ограничении испытаний ядерного оружия, не нарушала его и не имела мотивов для этого.
Самыми логичными версиями со временем были признаны возможное участие в инциденте Израиля либо ЮАР.
ЮАР — первое в истории государство, которое разработало ядерное оружие, а затем добровольно отказалось от него и уничтожило все имевшиеся заряды. После произошедшего инцидента эксперты МАГАТЭ проанализировали все документы, касающиеся имевшегося у ЮАР оружия массового поражения, и пришли к выводу о маловероятной причастности этого государства к инциденту. Дело в том, что на момент происшествия Южно-Африканская Республика не обладала необходимыми технологиями и смогла получить их лишь спустя два месяца после инцидента. Изучив все данные, к такому же выводу пришли и специалисты из армии США, в итоге заключив что «… скорее всего, ЮАР невиновна в произошедшем, более же вероятный кандидат — Израиль».
Такой и стала основная версия. Наличие ядерного оружия у Израиля никогда так и не было официально подтверждено. Однако со временем множество отставных сотрудников правительства США, ссылаясь на закрытые данные и различные оговорки, так или иначе упоминали о причастности Израиля к инциденту. Официальная поддержка Израиля правительством США, а также нежелание подставлять союзника под обвинения в нарушении договора об ограничении ядерных испытаний, естественно, могли подтолкнуть США к замалчиванию имеющихся у них данных.
Безусловно, разработанное оружие необходимо испытывать, и большинство экспертов со временем склонились именно к версии причастности Израиля. В большинстве трудов, в которых упоминается «Инцидент Вела», авторы сходятся во мнении о том, что причиной происшествия являются испытания ядерного оружия Израилем в одиночку или же совместно с ЮАР. Так, например, в 2008 году в книге «Ядерный экспресс: Политическая история Бомбы и ее распространения» Томас С. Рид и Дэнни Б. Стиллман заявляли, что выбор места гипотетических испытаний ядерного заряда Израилем был не случайным. Дело в том, что спутники «Вела» к этому моменту были официально выведены из эксплуатации, хотя и продолжали функционировать и передавать данные. К тому же, согласно книге в этом районе в момент инцидента был тайфун, что также могло скрыть взрыв от потенциальных наблюдателей и замаскировать последствия испытания ядерного оружия сравнительно небольшой мощности.
Так или иначе, официальных подтверждений этой гипотезе на данный момент не существует. Все возможные доказательства причастности той или иной стороны являются косвенными. Пожалуй, единственный вывод, который возможно сделать, изучив имеющиеся на текущий момент данные — что инцидент был рукотворным, а не природным явлением. Опубликованные в 2010 году данные из архивов США, относящиеся к «Инциденту Вела», очень сильно отредактированы и также не дают каких-либо определённых ответов.
Несмотря на уверенность некоторых экспертов в том, что «Инцидент Вела» был именно испытанием ядерного оружия, не стоит окончательно списывать со счетов и версию о том, что сигнал со спутников Вела мог быть всего лишь сбоем отслуживших своё приборов. А обнаруженные остатки ядерных частиц могли быть следствием необычного природного феномена или же могли попасть в Индийский океан из какого-то другого места. Так или иначе, «Инцидент Вела» пока что остаётся одной из загадок морей, ответ на которую может быть скрыт в глубинах секретных правительственных архивов.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас