Закарпатская область – самый западный регион Украины. Нередко его отождествляют с Галичиной и бандеровцами. Но есть ведь и Закарпатская Русь, не говоря уже о других. Несмотря на то, что в закарпатских сёлах есть люди, практически не владеющие русским языком, разница между ними и галичанами весьма существенная. Причина её, скорее, историческая. Закарпатье большую часть своего существования относилось к Венгрии, где национальный гнёт был куда жёстче, чем в Австрии и даже в Польше времён Пилсудского. Потому закарпатцы не очень хорошо относятся к галицкому национализму, вызванному почти тепличными условиями в Австро-Венгрии. Исторически же в Закарпатье сталкиваются как минимум два деструктивных для Украины фактора. Это, во-первых, русинская идентичность значительной части местного славянского населения, и во-вторых, венгерский фактор. Есть и ещё один фактор – румынский, однако он малозначителен, хотя Румыния считает своим Раховский район. Но румынское национальное меньшинство там немногочисленно, политического влияния оно практически не имеет.
Там за Карпатами, за горизонтом
Русины – во-первых
Количество русинов за Карпатами неясное. Сами русинские лидеры оценивают их численность до полутора миллионов человек. Различные источники относят к русинам кого угодно: гуцулов, лемков и т. д. Не углубляясь в этнографическую специфику, можно сказать, что требования русинской автономии на Украине присутствуют только в Закарпатье, как бы далеко не простирался русинский ареал. Усугубляется это ещё и фактом присутствия значительного венгерского национального меньшинства. В основном венгры живут за пределами крупнейших городов региона, Ужгорода и Мукачево, и больше всего их в Берегово. Однако венгерскую речь можно услышать и на ужгородских улицах, и на рынках особенно, и в общественном транспорте.
Но об этом поговорим позже, пока же про основную проблему региона – русинскую. Численность русинов в Венгрии, Словакии, Румынии, в ряде балканских стран относительно известна. На Украине и в Молдове их численность неясна. В Молдове к «руснакам» часто ошибочно причисляют потомков старообрядцев, большая часть которых, например, жители сёл, прилегающих к Оргееву, уже румынизировалась. Тем не менее фамилии Руснак и Русу в Молдове – одни из самых распространенных, и их носители иногда даже не знают про свои корни. Большая же часть сохранивших в той или иной степени родной язык руснаков называет себя «хохлами». Да-да, в Молдове это не оскорбление, а эндоэтноним.На Украине русины ассимилированы гораздо меньше, но, в отличие от Венгрии, Чехии, Сербии, Словакии, Польши, не являются признанным национальным меньшинством. В Венгрии и Чехословакии русины даже какое-то время имели национально-культурную автономию. От украинских, молдавских и румынских властей такого дождаться невозможно. Официальный Киев считает русинов частью украинского этноса. И ответ на вопрос о такой позиции Киева коренится, скорее всего, в экономических причинах, заложенных еще в советское время. Через Закарпатье идёт трубопровод Уренгой – Помары – Ужгород, там имеются запасы золота. Поэтому автономию русинам не дали по той же причине, по которой не хотели давать автономию ни Донбассу, ни Крыму, экономически развитым регионам Украины.
Между строк – о Крыме, Карпатах и Сербии
Крым, как известно, автономию получил только уже в девяностые, пользуясь украинским параличом власти. Закарпатье тоже хотело автономию в то время, но, видимо, сыграла роль индифферентная позиция соседних стран. Если на стороне Крыма были Россия и Турция, имелся фактор наличия сдерживающего средства в виде Черноморского флота, то русинов никто не защищал. И ближе всего к черте национальной автономии русины подошли в Сербии, где они имеют статус коренного населения в Воеводине и свои национальные школы. Преподавание русинского языка есть и в других перечисленных странах, но отличие Сербии в том, что она оказывает услуги обучения нацменьшинства, как, кстати, и других народов Воеводины, на родном языке на государственном уровне. В городе Нови Сад даже есть в университете кафедра русинистики. Однако официальная позиция этой кафедры рассматривает русинов именно как украинское национальное меньшинство на территории Сербии, а не как отдельный народ. Это не очень согласуется с позицией русинского национального движения на Украине.
Вторая проблема – венгерское национальное меньшинство. Если русины далеко не всегда признают свою особую идентичность, то венгры в силу разницы языка (а говорит большая часть закарпатских венгров именно на родном языке, им также пользуются как вторым некоторые цыгане-ловари) и католицизма точно не признют себя украинцами. Мало того, такому противопоставлению способствует и историческая традиция, поскольку закарпатские венгры отлично знают, что их народ владел этой территорией столетиями. Так что, объективно говоря, венгры имеют, пожалуй, совсем немало оснований требовать себе Закарпатье. При этом, конечно, незыблемость границ в Евросоюзе не очень принято нарушать (Косово – это скорее исключение), иначе бы Венгрия уже давно прибрала к рукам приграничные части Словакии.Президент Венгрии Виктор Орбан старается не конфликтовать с Россией, при этом не скрывая свои националистические настроения. Такое соседство вряд ли может радовать Украину еще и на фоне раздачи гражданства этническим венграм из Закарпатья. Если президент Чехии недавно сменил свою позитивную позицию относительно президента Путина, то Виктор Орбан вряд ли это сделает: иначе лишится союзника, который не только поможет Венгрии с энергией и ещё многим. В том числе не исключено, что речь пойдёт о тех самых вожделенных, как для Венгрии, так и для отнюдь недружественной для неё Румынии, лоскутах украинской территории. Все старания собиравших её по этим лоскутам коммунистов, так ненавистных Европе, можно будет считать помноженными на ноль.
Венгры – только во-вторых
Русином можешь ты не быть
Выход из этой ситуации видится только один. В свое время Украина уже обожглась на своем безразличном отношении к своим регионам. Спору нет, что поправка Кивалова-Колесниченко была не самым лучшим решением, иначе страна распалась бы на субъекты Федерации по языковому принципу. Но власти дистанцировались от расширения крымской автономии, решения крымско-татарского вопроса, предоставления некоего статуса Донбассу. Причём первоначально жители этих регионов возлагали надежду на Виктора Януковича, за которого и голосовали.Однако эта надежда улетучилась тогда, когда он поставил своего сына главой налогового ведомства. Начались поборы и рейдерские захваты бизнеса именно в «родных» регионах семейства Януковичей: на Донбассе и в Крыму.В итоге теперь-то Украина должна хотя бы просто признать русинскую идентичность. В определённой степени это был бы противовес венгерскому фактору, как он мог бы быть противовесом российскому фактору на Донбассе и в Крыму: да, живём нормально, никто не притесняет, что нам ещё надо? Но пока Киев для этого ничего не делает, и в ближайшее время точно не будет делать, потому что трудно объяснимое затягивание с военными действиям, как со стороны Путина, так и со стороны Зеленского, связало руки обеим сторонам. А ведь Киеву достаточно было бы просто публично признать русинов отдельным народом, а там уже время покажет, как решать их вопрос. Но, видать, панам с Банковой не до этого. Москва же в тему если и сунется, то получит лишь ещё одну головную боль.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!