Вот буквально только что вышел очередной материал про замки, и тут же читатели ВО начали ко мне обращаться: «напишите ещё», а кто-то задавать и конкретные вопросы, чем отличались замки разных эпох, каковы, скажем, были особенности их архитектуры, то есть хочется им в эту тему углубляться и дальше. Вообще-то, на ВО много моих заметок о замках, но их придется искать на профиле среди 1 780 статей на 60 страницах, что потребует времени. Поэтому есть смысл в очередном материале поведать немного из общей истории замков, а уж затем рассказать о чем-то совсем новом…
Итак, замки начали строить прежде всего в Нормандии уже в IX веке. Причина такова: после кончины Карла Великого огромная империя распалась. Сыновья и внуки Карла всё глубже влезали в территориальные распри, центральная власть захирела и разрушилась, а рейды викингов, которые на своих ладьях поднимались вверх по рекам все дальше и дальше вглубь Франции, участились. Вот и получилось так, что на севере и на западе Франции люди, как бедняки, так и знать, оказывались перед лицом необходимости самим заботиться о собственной защите. Стремясь оградить свои владения от вражеских посягательств, нобили стали набирать рыцарей и прочих воинов к себе на службу, а жилища окружать стенами и валами, превращая обычный дом в крепость. Такие замки или крепости в латинских текстах назывались по-разному, но суть всех названий была одна: castrum, castellani, munitio, municipium или oppidum – это были укрепления, одновременно являвшиеся ещё и символами власти. Всадники из такого замка могли контролировать местность вокруг него в радиусе 15–20 км, причем это расстояние позволяло им вернуться назад в тот же день.
Первые замки Европы строили нормандцы
Изначально укрепления были очень просты и функциональны. В основе лежала насыпь, естественная или искусственная (мотт), окруженная внутренним двором (бейли) с одним либо двумя рядами частокола из бревен. В центре такого укрепления, стоял большой деревянный дом квадратной формы, в три-четыре этажа (первый нередко сплошь забитый землей!), соединенных лестницей с подвалом для запасов в толще самой насыпи. Дома крестьян и ремесленников, которые обслуживали господина, находились внутри наружной ограды и тоже были защищены. Дороговизна и трудоемкость каменного строительства на раннем этапе замкового строительства обусловливала сравнительно незначительную частоту его применения.
Вскоре домом сеньора сделалась деревянная башня донжон (от норв. donjon – башня). Термин употреблялся не только для обозначения самих этих башен, но мог служить также и синонимом всего кургана (мотт) или же территории замка. Иначе донжоны называются «большими башнями». Затем донжоны, а также окружавшие их стены, начали строить из камня, причем опять-таки именно в Нормандии, о чем имеются и письменные свидетельства, относящиеся к большой башне герцогской крепости Руан, построенной в середине X столетия герцогом Ричардом I Бесстрашным (942–996).
Как утверждают хроники, он же приказал построить себе и укрепленный дворец в Байё, а наследники герцога, вдохновленные его примером, традицию продолжили. В Англии, завоеванной нормандцами в 1066 году, строительство замков было продолжено в силу необходимости держать в узде покоренных саксов. То есть они, говоря языком современности, экспортировали каменное замковое строительство сначала в Англию, затем в Южную Италию и Сицилию. Конечно, в той же Англии дома знатных саксов – танов, тоже бывали укреплены и имели ограду, однако к замкам их отнести нельзя, поскольку принадлежность к замку определялась этажностью постройки. Грубо говоря: есть стены и башня – значит замок, есть стены, но башни нет – просто укрепленная усадьба, в особенности если все сооружения деревянные, а площадь невелика!
Возможно, что норманны строили башни ещё и потому, что они оказывали на местное население, привыкшее к одноэтажным домам с двухскатной соломенной крышей, сильное психологическое воздействие, как небоскреб на провинциала. В частности, именно так оценивал замки норманнов и современник завоевания Ордерик Виталис (1075–1142), видевший именно в их каменных громадах залог успеха захвата.Причем строить каменные замки начали сразу после завоевания, уже в 1067 году. Именно из камня Уильям Фитц-Озберн в 1067–1071 годах выстроил свой замок в Чепстоу, к которому в 1200 году граф Пембрук добавил ещё две башни, а его сыновья – сторожку и барбакан (постройка, обороняющая подъемный мост). И именно Чепстоу стал первым замком Великобритании, который был полностью сооружен из камня.
К началу XII века замков в Англии насчитывалось не менее 600. Причем на исходе века именно донжон стал объектом творческих экспериментов строителей и заказчиков – появляются многоугольные и круглые в плане донжоны.Некоторые замки в той же Англии строили короли, чтобы обуздать своеволие уже своих феодалов. Так, в XI веке Гуго Биго, граф Норфолкский контролировал земли в районе Орфорд в Саффолке и был одним из тех баронов, которые отказывались подчиняться власти короля Стефана, а затем и Генриха II Плантагенета. Генриху такое самовластье не понравилось, и в 1165 году он начал строить в Орфорде замок, башня которого сохранилась до сих пор и примечательна в двух отношениях – своей уникальной формой и необычайно сложной внутренней конструкцией.
Донжоны – башни для жизни в трудной ситуации или же символ могущества?
Но самое главное – сохранились все записи и счета, относящиеся к строительству замка. Благодаря им, известно, что его постройка в 1165–1173 годах обошлось в 1 413 фунтов, большую часть которых истратили за первые два года. Поскольку в 1167 году для замка стали заказывать продовольствие, очевидно, что строительство его к этому времени было в основном завершено, поскольку там поселились люди.Распространение замкового строительства, однако, вовсе не означало, что абсолютно все замки раннего Средневековья копировали схему «мотт и бейли» и походили один на другой как две капли воды. Так, Вильгельм Завоеватель в 1060 году в Кане построил впечатляющий по размерам замок площадью около 30 гектаров. И это был именно замок – то есть место, где резиденции. Причем стены сначала башен не имели, а достроили их только в ХII веке, и почему-то на разном расстоянии друг от друга.
В ХII веке донжоны все чаще стали строить круглыми, но укрепляли их стены контрофорсами. Внутри на одном этаже находилась одна большая комната, а в толщине стены – камины и уборные. Однако при этом собственно жилые покои сеньора могли находиться уже во дворе замка, а в башенные «покои» он и его семья перебиралась в случае угрозы нападения.Кстати, уже в то далекое время, по крайней мере, знать стала заботиться о своей чистоте и даже принимать ванну. Хотя для этого требовались дрова, чтобы нагреть воду, ткань – постелить на дно деревянной ванны, ароматические масла – то есть удовольствие это было и хлопотное, и дорогое. Во всяком случае известно, что английский король Иоанн Безземельный (1167–1216) принимал ванну… раз в месяц и обходилась она ему в пять пенсов, что составляло недельный заработок многих категорий британских тружеников того времени.Кстати, именно с 1150 по 1250 год стал периодом самого настоящего строительного бума, когда по всей Европе замки начали строить уже не десятками, а тысячами! Так что в итоге в ней было построено более 15 тыс. замков. Но не все они появились именно в эти годы. Позднее они тоже строились в немалом количестве. Но о том, что это были за замки, будет рассказано в следующем материале.