Как пишет «Интерфакс», этот вопрос остаётся в подвешенном состоянии за три дня до конца текущего финансового года (30 сентября), после завершения которого финансирование американского правительства будет прекращено. Причиной конфликта стало нежелание республиканцев повышать лимит госдолга США, к чему ранее призвала министр финансов Джанет Йеллен.
По факту это означает, что американское правительство становится финансово замороженным. Деньги продолжат выделяться на экстренные нужды в особом режиме. Что же касается всего стального, то это лишается финансирования до разблокировки вопроса.
Такое происходит в Америке не впервые. Чаще всего тогда, когда она оказывается неспособна платить по каким-либо обязательствам. И раньше такое происходило раз в 30-40 лет. Но в последние годы это происходит всё чаще. Последний раз такое было в 2019 году.
Так в чём же здесь дело? Данный вопрос важно понимать, так как для пока ещё действующего мирового гегемона он носит откровенно угрожающий характер. По сути, США всё глубже загоняет себя в большой тупик.
Дело в том, что, когда у Америки заканчиваются деньги, она их попросту допечатывает. Таково её особое положение, как глобального доминирующего субъекта.
Но размер текущего государственного долга в итоге всё равно упирается в физический предел заимствований, который ставит американский закон. Именно по этому поводу сейчас и столкнулись республиканцы и демократы. Но почему запрос на его повышение вызвал противодействие консервативных республиканцев? Всё очень непросто. И с каждым разом становится всё более опасно.
Раньше подобные повышения проходили почти безболезненно. Но суммы росли и аппетиты тоже. До пандемии и локдауна в структуре расходов бюджета США обслуживание госдолга занимало 9,4%. Ещё тогда прогнозировали, что эта цифра может вырасти до 12-13%.
А теперь следите за мыслью.
В американском бюджете около 61% расходов тратится на социальные программы. Сейчас эта цифра может ещё вырасти в связи с популистскими мерами леваков из Демпартии. На все остальные потребности остаётся лишь около 39%. Из них силовой блок забирает чуть больше трети. Секвестировать армию — она обеспечивает до 10-11 миллиона рабочих мест.
Таким образом, на обслуживание госдолга ещё до локдауна уходило около четверти «свободных средств» бюджета. А если данная планка достигнет 13%, то уходить начнёт до 50% «свободных денег», и Америка упрётся в ту самую стену тупика, в который много лет сама себя загоняла.
То есть даже печатный станок «бесплатных денег» упрётся в естественный потолок.
Для того, чтобы поднимать планку долга дальше, придётся сокращать (или вовсе отменять) финансирование чего-то другого. Например, космоса. Или ВПК. Или внутренних инфраструктурных отраслей. Начнёт происходить то, что было в России «святых 90-х».
Дальше им останется только играть со ставкой ФРС. Если она составит 2,5% — Америка сможет обслуживать долг до 35 триллионов долларов. Это первый критический предел, и он уже близко. За ним начнутся потери.
При нулевой учётной ставке предел можно будет поднять до 70-80 триллионов. Но это будет означать гарантированную смерть всех социальных программ (пенсионной системы, образования, здравоохранения). То есть в Америке сразу появится до 50 миллионов нищих и безработных. А это катастрофа. Но если учётную ставку поднять, то США окажутся не в состоянии обслуживать даже нынешний госдолг.
Вот поэтому республиканцы и требуют если не остановиться, то хотя бы притормозить. У них тоже нет решения на системном уровне, но они хотят потянуть время. А у демократов сорвало резьбу. И новый закон они, скорее всего, продавят. К добру или к худу — жизнь покажет.
Но в любом случае победит неумолимый закон, главными апологетами которого всегда были сами американцы: за всё надо платить.
Павел Кухмиров