В июне писал, что к осени украинское руководство попытается показать свои наступательные возможности для того, чтобы иметь какой-то паритет на мирных переговорах с Россией. Однако, всё может ограничиться провокацией на подобие той, что была в г.Буча, лишь бы привлечь внимание мировой общественности к конфликту и неизбежным переговорам с Россией. Сейчас мы можем отследить подготовку к этой новой провокации.
10 июля министр обороны Украины Алексей Резников заявил в интервью The Times, что украинский президент Владимир Зеленский приказал военным отвоевать южные территории, которые сейчас находятся под контролем российской армии и для этого ВСУ собирают «миллионные боевые силы», оснащенные западным оружием. 22 июля The New York Times сообщала, что Украина решила провести контрнаступление на юге страны, а 25 июля журнал Politico привел слова главы комитета Палаты представителей Конгресса США по вооруженным силам Адама Смита, который после визита в Киев заявил, что ближайшие 3-6 недель станут решающими, поскольку Киев намерен начать контрнаступление.
Однако, 9 августа советник украинского президента Михаил Подоляк в интервью BBC назвал слова о контрнаступлении частью информационной специальной операции, а не реальными действиями. "У нас война совсем другая, креативная война, и наши партнеры видят это" - пояснил Подоляк. Таким образом, украинские власти признались, что не в состоянии организовать какое-либо значительное контрнаступление.
Поэтому-то в последние несколько недель обострилась ситуация вокруг Запорожской атомной электростанции. Хотя ещё в апреле главный дипломат ЕС Жозеп Боррель и комиссар по энергетике ЕС Кадри Симсон говорили о том, что спецоперация России, якобы, «ставит под угрозу ядерную безопасность» и призвали вернуть украинским властям контроль «над захваченной Запорожской АЭС и отказаться в дальнейшем от любых действий в отношении ядерных объектов».
С тех пор эта тема исчезла из информационного пространства до того момента, как 20 июля украинские дроны взорвались на территории ЗАЭС. С этого момента количество украинских ударов, угрожающих целостности опасного объекта, стало только расти. После обстрела 5 августа на одном из энергоблоков сработала аварийная защита, и он был отключен. В сообщении «Энергоатома» говорится, что обстрел АЭС «вызвал серьезный риск для безопасного функционирования станции».
12 августа Россия собрала экстренное заседание совета безопасности ООН по этому вопросу. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил: «По моим оценкам, на данный момент немедленная угроза ядерной безопасности на Запорожской АЭС отсутствует». При этом он подчеркнул, что ситуация может принять катастрофической оборот в любой момент, призвал немедленно прекратить военные действия рядом со станцией и высказался за проведение визита экспертов МАГАТЭ, который ранее всё откладывался "по соображениям безопасности".
По словам представителя России Василия Небензи, Украина "вынашивает опасные планы нарушить нормальное функционирование Запорожской АЭС", с тем, чтобы обвинить в этом Россию. Заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Бонни Дженкинс заявила: "Россия - единственная, кто спровоцировала эти риски, начав свое полномасштабное вторжение. И лишь она может устранить угрозу, выведя свои войска с Украины". Данную позицию фактически поддержали и другие представители Запада.
Посол Украины в ООН Сергей Кислица обвинил Россию в использовании "тщательно продуманных планов обмана, саботажа и сокрытия" для организации обстрелов Запорожья, что создает “беспрецедентную угрозу ядерной безопасности Украины, Европы и мира в целом”.
Представитель МИД России Мария Захарова чуть позже выразила возмущение поведением западных дипломатов, "которые в угоду своим русофобским установкам сразу принялись отрицать очевидные факты, связанные с украинскими обстрелами ЗАЭС".
Следует отметить, что позиция официальных лиц стран Запада по данному вопросу уже давно сформирована. Государственный секретарь США Энтони Блинкен после обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия назвал действия России вокруг ЗАЭС "верхом безответственности", сравнив её с "ядерным щитом" используемым при атаках на украинские войска. "Конечно, украинцы не могут стрелять в ответ, чтобы не произошла ужасная авария с участием атомной станции", - сказал Блинкен.
Представитель Пентагона заявил, что Украина не обстреливает ЗАЭС, хотя в Минобороны РФ сообщили, что 11 августа подразделениями 44-й артиллерийской бригады ВСУ со стороны населенного пункта Никополь обстреляли ЗАЭС из орудий калибра 152 мм.
Конечно же, перед грядущей провокацией идет информационная обработка народных масс на Западе, где виновником происходящего назначена Россия. На первом канале германского телевидения журналистка рассказывает, что ЗАЭС не отключают из-за обстрелов, так как она уже снабжает электроэнергией российский Крым. Эксперт Welt поясняет, что происходящими обстрелами ЗАЭС Россия пытается привлечь внимание западной общественности, чтобы оказать давление на Украину.
Журнал Spiegel в большой статье, посвященной проблеме ЗАЭС, просто транслирует украинскую пропаганду, цитируя главу украинского Энергоатома Петра Котина, который обвиняет Россию в намерении целенаправленно разрушить линии электропередач, чтобы впоследствии подключить станцию к электросети Крыма. Так же журнал приводит публикацию центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности Министерства информационной политики Украины, который в Твиттере сообщил, что командир российских военных, дислоцированных на ЗАЭС, сделал заявление, что они "готовы взорвать электростанцию в любое время". Станция "либо будет русской землей, либо выжженной землей". Однако, правдивость данного сообщения не может быть проверена, пишет издание.
По расчетам технологического института Карлсруэ, согласно розе ветров с северо-востока, в случае аварии на станции с выделением радиоактивных веществ, эвакуации подлежат части южной Украины и Турции вплоть до Стамбула и Измира, сообщает Spiegel.
СNN в своем материале приводит заявление украинского Энергоатома, который 11 августа обвинил российские войска в том, что они в ходе обстрела целились в хранилище для "источников радиации" и попали в пожарную часть рядом со станцией.
14 августа власти Евросоюза совместно с представителями 42 стран выпустили заявление в котором призвали Россию вывести войска с территории ЗАЭС и вернуть полный контроль над станцией украинскому руководству.
На мой взгляд, в этой информационной компании стоит обратить отдельное внимание на материал в американском журнале Politico, где президент Европейского ядерного общества Леон Сизель поясняет, что риски аварии от обстрелов АЭС ограничены, так как реакторы защищены бетоном толщиной до 10 метров. По его мнению только "шквал целенаправленных воздушных бомбардировок, вероятно, пробьет стенки реактора". Он добавил, что атака на места хранения отработанного ядерного топлива будет иметь ограниченный эффект, поскольку любой после этого выброшенный радиоактивный материал пролетит всего около 10-20 километров.
Джеймс Эктон, содиректор программы ядерной политики "Фонда Карнеги за международный мир", согласился с тем, что обстрелы реактора не являются реальным риском аварии, указав вместо этого на уязвимость систем охлаждения станции. Оба эксперта подчеркнули, что даже в худшем случае - если системы охлаждения выйдут из строя, что приведет к расплавлению реактора - это нанесет серьезный ущерб только на местном уровне, в радиусе, примерно, 30 километров.
"Это будет трагедией для местного населения", - сказал Эктон, даже если это не приведет к немедленным жертвам, но "для нас в Европе … это было бы очень незначительным событием с точки зрения последствий для здоровья или чего-либо еще в окружающей среде".
Politico приводит анализ "Института изучения войны", где указывается, что происходящее может быть стратегией России "сыграть на страхах Запада перед ядерной катастрофой и ослабить его волю к оказанию дополнительной военной поддержки Украине". Касаемо Украины, то её цель состоит в том, чтобы вызвать "общественное сочувствие" вокруг захваченной АЭС, резюмирует издание.
Однако, такие предположения показывают ограниченность мышления западных аналитиков. Ослабить волю к оказанию дополнительной военной поддержки Украине сейчас могут лишь экономические потери Запада и недееспособность самого украинского военного руководства. Реальной целью провокаций Украины на ЗАЭС является попытка не только привлечь внимание мировой общественности, но и сорвать референдум о присоединении к России, который уже готовится, по заявлению местных властей.
Именно поэтому, украинский министр внутренних дел сейчас заявляет о высоком уровне угрозы на ЗАЭС и готовности к эвакуации населения. Нагнетание страха и создание паники в день референдума для его срыва, был бы лучшим вариантом действий, в логике украинских властей.
Член главного совета запорожской администрации Владимир Рогов заявил, что из-за обстрелов возможна полная остановка ЗАЭС. Однако, это проблемы не решает, так как даже в случае остановки реакторов нужно будет продолжать их охлаждение и угроза их безопасному функционированию будет сохраняться.
Кроме того, отработанное ядерное топливо остается на площадке хранения под открытым небом. Конечно оно находится в специальных бетонных цилиндрах, которые по идее должны выдержать падение самолета. Теоретически их можно перевезти в другое место, однако такие односторонние действия России вероятно будут нарушением правил МАГАТЭ, так как официально станция находится под контролем украинского Энергоатома.
По факту, чтобы организовать "ядерную катастрофу" на ЗАЭС, которая контролируется российским военными, украинским заинтересантам необходимо будет наносить систематические удары по площадке хранения ядерных отходов, так как пробить купол с реакторами у них вряд ли получится, а в случае реальной угрозы эти реакторы будут заглушены.
В текущих условиях давления стран Запада надежды на МАГАТЭ мало, но неисполнение этой организацией своих обязанностей ставит под вопрос существование единых правил использования атомной энергетики и сам смысл существования этой организации. Поэтому, есть шанс, что сотрудники МАГАТЭ появятся на ЗАЭС и будут мониторить ситуацию, что снизит вероятность "ядерной катастрофы".
Однако, чтобы встряхнуть мировосприятие на Западе зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев указал, что потакание украинскому ядерному терроризму может обернуться "случайностями" на атомных станциях Европы.
Рассуждая рационально, сама угроза остановки станции должна бы охладить пыл руководства Украины. ЗАЭС вырабатывала от 15 до 30% всей электроэнергии, которая вырабатывается электростанциями на Украине и потеря этих мощностей в преддверии отопительного сезона катастрофически скажется на центральных районах этой страны.
В случае эскалации проблемы с ЗАЭС Россия вообще в состоянии погрузить Украину во тьму. Тут стоит напомнить, что киевские ТЭЦ не останавливали своей работы даже тогда, когда боевые действия шли вокруг украинской столицы. Свет и вода в Киева имеются, фильтровальные станции работали и продолжают работать по гуманитарным соображениям российского руководства.
Резюмируя информационную кампанию Западных СМИ вокруг ЗАЭС, однозначно можно сказать, что западного обывателя готовят к "ядерной катастрофе" по вине России. Кроме этого единого русофобского подхода можно отметить разницу в подаче информации между немецкими и американским изданиями. Так как последние не особо беспокоятся об "аборигенах" в случае "ядерной катастрофы", а значит, создают в сознании читателя такой вариант развития событий вполне приемлемым.
Однако же, ситуация вокруг ЗАЭС вполне может заморозиться на текущем уровне эскалации. Пока Украина получает свою часть электроэнергии, а Россия не торопится с референдумом на Запорожье, и ведь торопится ей реально незачем, так как территория его проведения может расшириться. В то же время, пока ЗАЭС остается под контролем украинского Энергоатома информационных вбросов можно ожидать в любой момент.
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха