После того, как в конце апреля стремительное наступление войск маршала Хафтара на Триполи увязло в боях в южных пригородах ливийской столицы, сражение приобрело затяжной позиционный характер. Ни одной из сторон не удается решительно переломить ход боевых действий в свою пользу. Позиционная мясорубка продолжается уже почти три месяца. В конфликт все больше втягиваются внешние силы, оказывая помощь его сторонам.
Фактически наступление Ливийской Национальной Армии ( ЛНА) захлебнулось еще в конце апреля. Низкие боевые качества армии Хафтара не позволили ему быстро занять ливийскую столицу, расчет на раскол между различными группировками, входящими в силы Правительства Национального Согласия также не оправдался. ЛНА увязла в боях южных пригородах Триполи. Стремительное наступление свелось к затяжной осаде. Впрочем, оппоненты Хафтара из сил ПНС также не отличаются высокими боевыми качествами. В конце апреля они попытались выбить ЛНА из пригородов столицы, но успеха не достигли.Более того, формирования ПНС понесли ощутимые, по меркам конфликта, потери в технике, лишившись трех танков и САУ Palmaria. У танка Т-55 разорвало пушку, после чего экипаж покинул машину и бежал, оставив её силам ЛНА, еще два Т-62 и самоходная артиллерийская установка достались армии Хафтара в исправном состоянии. Впрочем, наплевательское отношение к вооружению и низкий боевой дух характерен для обеих сторон конфликта.
Стремясь переломить ход событий в пользу Хафтара, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Египет увеличили военные поставки для ЛНА. Так в Ливии появились ударные беспилотники «Wing Loong» китайского производства, поставленные из ОАЭ. 28 июня они нанесли удары по контролируемой силами ПНС авиабазе Митига. В тот же день в ходе локальных столкновений ЛНА сумела несколько потеснить противника и захватить очередной танк, на этот раз Т-55. Армия Хафтара пыталась развить наступление к юго-востоку от Триполи, что бы отрезать столицу от Мисураты, однако, несмотря на первоначальные успехи, не сумела выполнить эту задачу. Силы ПНС без особого успеха атаковали позиции ЛНА в районе международного аэропорта Триполи.
К началу мая бои вновь приобрели позиционный характер. Обе стороны активно применяли авиацию. В конце апреля под Триполи были переброшены средства ПВО ЛНА, включающие в себя зенитно-ракетные комплексы. 7 мая зенитчики Хафтара добились своего первого успеха в ходе сражения за столицу. Им удалось сбить истребитель Мираж F-1 ВВС ПНС. Примечательно, что захваченный в плен пилот оказался гражданином США. Впоследствии он был освобожден.
Война в Ливии стала первым в мире конфликтом, в котором обе стороны активно применяли ударные беспилотники серийного производства. В начале мая поставленные из Турции БПЛА Bayraktar TB2 начали наносить удары по позициям ЛНА. 13 мая ПВО Хафтара удалось сбить турецкий аппарат. Примечательно, что обе стороны обвиняют иностранные государства в прямом вмешательстве в конфликт. Действительно, весьма вероятно, что БПЛА ПНС и ЛНА управляются операторами из Турции и ОАЭ соответственно. Весьма сомнительно, что местные вооруженные формирования в столь короткий срок подготовили специалистов для управления столь сложной техникой.
В середине мая Турция поставила силам ПНС партию бронемашин «Кирпи». Наряду с поставками вооружения, Анкара оказывает правительству Триполи помощь в подготовке военных специалистов, которые проходят обучение в турецких учебных заведениях.
В свою очередь армия Хафтара получила партию бронемашин Mbombe 6×6 из наличия иорданской армии. Саудовская Аравия и ОАЭ все более активно подключали своих региональных союзников к помощи силам ЛНА. Впрочем, вскоре одна из этих машин была уничтожена огнем из зенитной установки ЗУ-23-2.
Конец мая-начало июня прошли в ожесточенных позиционных боях в южных пригородах Триполи, в которых ни одна из сторон не могла добиться решительного успеха. Бои приводили лишь к гибели личного состава и уничтожению военной техники. Стоит отметить, что зачастую причинами потери матчасти являлось наплевательское отношение экипажей к вверенному вооружению. Так, силы ПНС лишились танка Т-55 и САУ Palmaria, стволы которых разорвало при выстрелах.
Обе стороны активно использовали авиацию, как боевые самолеты, так и беспилотники. Стоит отдать должное, в этот период армия Хафтара сумела более-менее наладить ПВО, безнаказанные удары ВВС Триполи, характерные для апреля, прекратились. 13 июня огнем с земли был сбит L-39ZO «Альбатрос» ПНС, пилот погиб.
Армия Хафтара продолжала наращивать свою ПВО. 18 июня в сети появились фото ЗРПК «Панцирь-С1», поставленных ЛНА из ОАЭ. Вероятнее всего, комплексы обслуживаются иностранными специалистами.Количество боевых вылетов, совершенных пилотируемой авиацией ПНС начало сокращаться, упор постепенно делался на применение беспилотников.
Конец июня принес Хафтару самое крупное поражение с начала осады Триполи. Силы ПНС проведя стремительный рейд атаковали расположенный в тылу ЛНА город Гарьян,который служил логистическим центром наступающей на столицу группировки. Операция оказалось успешной. Часть формирований ЛНА перешла на сторону ПНС, часть попросту разбежалась. Сторонникам правительства удалось захватить большое количество трофеев, в числе которых оказались поставленные из Франции противотанковые ракетные комплексы «Джавеллин». Но главной проблемой для Хафтара стала естественно не утрата вооружения и техники. Потеря Гарьяна поставила под угрозу снабжения ведущей бои за Триполи группировки. Однако, силам ПНС не удалось развить успех перерезать коммуникации ЛНА.
Маршал Хафтар обвинил Турцию в прямом вмешательстве в конфликт. Он угрожал начать топить турецкие корабли у побережья Ливии. В конце июня на территории страны силами ЛНА были задержаны 6 граждан Турции, которые, впрочем, были отпущены после угрозы Анкары нанести удары по формированиям Хафтара. В свою очередь, Египет начал формирование крупной военной группировки на границе с Ливией, что породило слухи возможности втягивания в войну египетской армии.
Египетские танки Абрамс на границе с Ливией
Обе стороны по прежнему активно использовали авиацию. Зачастую жертвами ударов становилось мирное население.Так, 2 июля под удар ВВС ЛНА попал центр содержания мигрантов в Триполи. Погибли 40 гражданских лиц, свыше 80 получили ранения.4 июля в районе города Тархуна в 80 километрах от Триполи огнем ПВО Хафтара был уничтожен L-39ZO «Альбатрос» ВВС ПНС. Оба пилота погибли. Согласно одной из версий, самолет был поражен из ЗРПК «Панцирь», хотя, более вероятно, что это очередной успех ЗРК «Куб».
Попытки сил ПНС развить успех после поражения ЛНА в Гарьяне успеха не имели. Контратака на позиции армии Хафтара, предпринятая 7 июля в в районе Калат Аль-Фурджан полностью провалилась. Вопреки ожиданиям, на этот раз силы ЛНА оказали упорное сопротивление и отразили удар. ПНС потеряло еще два танка Т-62.
Горящий Т-62 ПНС
В середине июля командование ЛНА заявило о начале нового мощного наступления на ливийскую столицу, однако пока все сводится к локальным атакам в её южных пригородах. Стороны обмениваются авиационными ударами с применением боевых самолетов и беспилотников. Вчера, в ходе боев за южные пригороды Триполи, огнем с земли был сбит ударный беспилотник турецкого производства, принадлежащий силам ПНС. ЛНА заявляет, что им управляли операторы из вооруженных сил Турции. Перед тем, как БПЛА был сбит, он нанес удар по позициям армии Хафтара, в результате которого погибли 8 бойцов. Кроме того, сегодня поврежденный самолет ВВС ЛНА совершил вынужденную посадку на территории Туниса. Первоначально сообщалось, что это был L-39ZO сил ПНС, однако эта информация оказалась недостоверной.
В данный момент бои за столицу Ливии вновь приобрели позиционный характер. Ни одна одна из сторон не располагает силами для быстрой победы. Очевидно, что противостояние ЛНА и ПНС затянется на долгие месяцы, в случаи, если в конфликт не вмешаются внешние силы. В ходе боев за Триполи, по самым скромным оценкам, погибли уже свыше тысячи человек, включая мирных жителей. Апрельский блицкриг Хафтара перерос в длительную позиционную мясорубку, которая, учитывая факт подпитки сторон из зарубежных стран, может продолжаться неопределенный срок.