Затянувшийся день Суркова
В сети появились слухи о том, что из Администрации президента ушел Владислав Сурков. В последнее время он был помощников Президента и курировал работу со странами бывшего СССР и особенно пристально украинское и грузинское направления. Люди приходят, люди уходят ничего нового. Но некоторые люди занимают посты, имеющие особое политическое значение столь долго, а их участие в тех или иных событиях столь очевидное, что это не может не вызывать определённых вопросов или хотя бы попытки дать произошедшему какое-то обоснование.
Сейчас с информацией о Суркове некоторая неопределенность. Пресс-секретарь Президента Песков говорит о том, что указа о снятии Суркова с должности еще не было, нов Администрации Президента утверждают, что это решенный вопрос. Скорее всего сейчас Владислав Сурков отдохнет, после чего ему, вероятно будет предложена какая-то работа в государственном аппарате. И дело не в том, что в услугах Суркова особо нуждаются и, безусловно, не в том, что он незаменим (по большому счету это было справедливо для начала 00-х но не сейчас), а в том, Что Сурков относится к такому кругу людей, которых лучше держать поближе, дабы они не начали какой то процесс, который будет угрожать собственно безопасности того, кто его отпустил подальше.
Отпуск Суркова вполне может и затянуться, поскольку любой, кто пробыл в большой политике (а Сурков был именно в ней, хотя и не на первых ролях, обычно) нуждается в достаточно долгом периоде отхода от мира политики. Что будет дальше утверждать вряд ли возможно, но то, что Сурков не потеряется это факт.
При этом, уход Суркова обставлен таинственностью. Несогласие с «изменением в позиции России в работе по Украине». Это сказано буквально через сутки после прихода в администрацию Президента Д. Козака. При этом, хотя была масса слухов о том, что Козака ставят на направление отношений со странами бывшего СССР, то есть на направление на котором ранее работал Сурков. Весьма вероятно, что в Кремле была попытка объединить работу Козака и Суркова, однако в координатах российской политики и то и другой персоналия весьма весомая, а, следовательно, работать в одной упряжке им будет сложно. Хотя жаль конечно. По большому счету связка Козак, Сурков, Бабич закрывала бы большую часть направлений в соответствующей сфере и могла бы принести большую пользу, но видимо вопрос о том, кто будет собственно «рулить» отношениями на отдельных участках оказался очень сложным и неразрешимым.
Больше вопросов, чем ответов, согласитесь. Пояснения вроде бы должны последовать через месяц. Хотя с трудом верится, что в этих объяснениях будет много искренности.
Ты помнишь, как все начиналось
Эта статья, разумеется не некролог, хотя что-то в ней есть от поминовения покойного человека. Наверное, то, что и в том и в другом случае речь идет об уходе. Только в некрологе речь идет об уходе из жизни, а мы сейчас говорим об уходе из большой политики. Не в том, разумеется плане, что Сурков больше никогда не будет участвовать в политических баталиях, очень вероятно, что как полит консультант, организатор избирательной компании или, например, руководитель GR направления в крупной корпорации он появится. Но одно дело заниматься политикой и другое фактически ее создавать, чем Сурков и занимался последние 20 лет. С момента своего прихода в Администрацию Президента в 1999 году.
Что было до. Родился. Учился. Служил. Служил, кстати в спецназе ГРУ, там же, кстати, где служил и Козак. В 1987 году возглавил рекламный отдел Центра межотраслевых научно-технических программ Фонда молодежной инициативы при Фрунзенском райкоме ВЛКСМ Москвы, руководителем которого был Михаил Ходорковский. Поговаривают, что сурков начинал телохранителем Ходорковского. Правда или нет, вопрос. Работа пошла и Вот, наш фигурант возглавляет агентство «Метапресс», в 1992 году руководит Российской ассоциацией рекламодателей. Поговаривают, что один из персонажей известного произведения В.Пелевина «Generation P» списан с Суркова.
Потом были годы в руководстве банка «Менатэп» (опять же при Ходорковском), консультировал правительство России в области PR, потом, с 1996 года должности в ЗАО «Роспром» и Альфа-банке, с владельцем которого М.Фридманом он жил в одной общаге, когда оба учили в Московском институте стали и сплавов.
В 1998-1999 годах был направлен на ниву PR в Общественном российском телевидении тогда, когда им руководил Игорь Шабдурасулов, с отставкой которого, Сурков, которого многие в стране уже тогда считали лучшим специалистом по PR в стране переместился в кресло в Администрации Президента, фактически взяв на себя большой объем работы в части избирательной проводки как В.В. Путина в Президенты, так и Единства на выборах в Думу. Не ясно по чьей квоте он попал в Администрацию Президента, но гарантировано, что это был кто-то из «Семибанкирщины».
Собственно, с работой в Администрации Президента оказались связаны следующие 12 лет его жизни и были они весьма и весьма насыщенными. Причем настолько, что некоторые комментаторы вообще говорят об «эре Суркова». Возможно это преувеличение, но по большому счету участие в подготовке посланий Президента, подготовка программных статей в СМИ, разработка сценариев выступлений, говорит и формат пресс конференций со СМИ и прямой линии с населением – это тоже разработки Суркова.
«Незаменимый»
Конец 90-х – начало 00-х годов в Администрации Президента России Сурков занимался многим, если не всем. Т не просто занимался, а был по сути основным «креативщиком» в Администрации.
Именно с его легкой руки рождались такие вещи, как, например, «суверенная демократия», которой долго пытались найти внятное обоснование, но так и забросили за неимением возможности что-то предложить, или сравнительно недавшее "глубинный народ". Сам Сурков в интервью неоднократно говорил, что видит себя в роли «идеолога», «создателя смыслов».
Сурков приложил свою руку в очень многим политическим проектам. Именно его задумкой было объединение Единства и Отечества в «Единую Россию», создание «Справедливой России», партийная реформа, которая по сути должна была свестись к двухпартийной системе Единой и Справедливой России, и партийной стабильности на долгие годы (но не срослось). О нем говорят, как об инициаторе выхода в президентскую гонку М. Прохорова, как своеобразный пример свободного волеизъявления в России. В общем деятельный и активный, это про него.
Весьма интересно, что именно в эти годы пришелся пик борьбы В.В. Путина с олигархатом в лице Гусинского, Березовского, Ходорковского. И Сурков, бывший человек Ходорковского фактически принял участие в процессе ликвидации политического могущества последнего. Это опять же многое говорит о человеке.
Нужно заметить, при этом, что Сурков всегда умел наладить системную работу без сбоев и затягивания процесса, имел способность убедить оппонента, когда это было нужно, а иногда и настоять на своей точке зрения.
Большой вопрос возникает в связи с ролью Суркова в событиях 2012 года на «Болотной площади» некоторые поговаривают, что это был спектакль, в постановке которого Сурков принял не последнее участие, кто то, что он стоял за стратегиями одной из групп, которые собственно сошлись в схватке за власть. При любых обстоятельствах практически ни один политический процесс не проходил без участия Суркова. При этом многие его называли не иначе чем кукловодом. Что в принципе его устраивало, так как роль «серого кардинала» была Суркову вполне к лицу.
Однако в начале 10-х карьера Суркова сделала резкий вираж, вытолкнув его в сферу публичной политики. Сначала в самом конце 2011 года он был откомандирован в Правительство, для того, чтобы готовить аппаратную «рокировку» В.В. Путина и Д.А. Медведева. С задачей своей он справился и задержался в Правительстве до 8 мая 2013 года. И вряд ли он эту работу занесет себе в актив. Сурков никогда не любил быть на свету.
Жертва майского указа
Самой большой проблемой в карьере Суркова оказались известные майские указы. Сразу же после начала работы правительства Д.А. Медведва в 2012 году Сурков был брошен на организацию работы аппарата правительства.
Попутно именно ему был поручен контроль за исполнением небезызвестных «майских указов». К этому делу Сурков подошел ответственно, вследствие чего им был налажен документооборот в части реализации этих самых указов.
К собственно указам Сурков отношения не имел, это не его фронт работ – социальная политика. Более того в этот период времени начали рушиться его прежние проекты. Так, активно формировавшаяся «двухпартийная система», приказала долго жить, а партии в России начали расти как грибы после дождя.
Собственно, возвращаясь к майским указам Сурков никогда не скрывал в отношение них своего скептического отношения. Он признавал, что социальный вопрос и в первую очередь социальная справедливость имеет приоритетное значение для России и ее граждан, что государство должно предпринимать меры к решению вопроса о торжестве социальной справедливости. Однако по поводу майских указов он продолжал с упорством заявлять, что они нереализуемые.
Благодаря успешной работе аппарата Суркову удалось добиться того, что в точно указанное время все министерства и ведомства подавали точные, идеально скроенные, обоснованные и серьезные по объемам отчеты. В которых, однако, констатировалось, что выполнить майские указы они не могут.
Это, однако, совершенно не устраивало В.В. Путина, рассматривавшего майские указы, как часть необходимой России большой социальной стратегии и искренне надеявшегося, что правительство сможет решить вопрос претворения этих указов в жизнь. Естественно, что Президенту это крайне не нравилось. И одним из ответственных виделся собственно Сурков, хотя к вопросу документооборота и взаимодействию между министерствами и ведомствами, собственно, никаких вопросов не возникало. Механизм работал как часы, но упорно не желал выдавать нужный Президенту результат. Майские указы исполнялись со скрипом, а после 2014 года вообще пошли в развал. Причем настолько, что, охватывая взором прошлое с позиций текущего 2020 года задаешься вопросам, не стоило ли еще тогда в 2014 году скорректировать эти указы? Но это вопрос не этого повествования.
В результате, блистательно справившийся с вопросами бюрократическими, но провалив содержательный аспект (хотя его ли это было направление?), Сурков 8 мая 2013 года покинул Правительство Российской Федерации.
Дежурный «по союзу»
Но, покинул не на долго. Как мы помним в конце 2013 года резко обострилась ситуация на Украине. Украинский «лидер» В. Янукович, мечущийся между евроинтеграцией и таможенным союзом (в придачу к которому давался еще и невиданный по щедрости пакет приданного – многомиллиардный кредит, льготные цены на нефть и газ, инвестиционная программа для ряда предприятий).
В это время (20 сентября 2013 года) Сурков был возвращен в Кремль и стал помощником Президента, курирующим вопросы СНГ (хоть это называлось работой по СНГ по большому счету управление решало один вопрос, что делать с Абхазией и Южной Осетией).
Однако, Янукович был смещен с должности и отбыл в Ростов-на-Дону. В то же время в Россию отбыл с Украины и Крым. А на востоке Украины начало зарождаться новое явление, получившее название «русской весны», политическая абстракция «Новороссия» и ряд других очень интересных концептов. Права крайне сомнительно, что к этому приложил руку Сурков. Хотя к тому, как показывать на российском телевидении реалии событий на Донбассе он безусловно приложил, причем настолько успешно, что практически все население России выступало за то, чтобы ввести на Украину войска и решить возникшую проблему. Общество так перегрели, что пришлось запускать легенду о том, что войска России на Украине – это неизбежная война с НАТО.
Все что в эти дни происходило на Украине вызывало в Кремле смешанные чувства. С одной стороны, все понимали, что возвращение Крыма в состав России, событие необходимое и более того, исторически закономерное и даже неизбежное. Однако то, какие формы приобрел процесс на Украине вызывал оторопь. Буйный рост украинского нацизма на фоне дезинтеграции и фактического развала механизма государственного управления. Появление на востоке Украины Донецкой и Луганской народных республик, которые оказались детищем с одной стороны стихийных масс, подстегнутых событиями в Крыму, а с другой, игрой местных кланов, каждый из которых хотел себе что-то получить. Ситуация стала еще хуже, когда на востоке Украины фактически началась гражданская война, а киевская хунта, начала де-факто геноцид по языковому принципу (который сейчас старательно продолжает). На фоне этого еще более проблемной стала ситуация в взаимодействии с руководством вновь образованных республик. В которых было все и внутренняя политическая борьба, и политические убийства Киевом лидеров политического движения Донбасса и не совсем ясная картина с тем, кто и кого там представляет.
Россия долгое время выбирала то, какими средствами решать сложившуюся ситуацию, но для начала посчитала нужным навести хотя бы порядок (в смысле единообразие) во взаимоотношениях с Киевом и вновь образованными республиками.
Постепенно повестку дня по Украине и в первую очередь работу с ЛНР и ДНР перехватил Сурков. Злые языки говорят, что не бескорыстно и что у Суркова на Украине есть партнёры по переговорам, например, небезызвестный украинский олигарх Р. Ахметов, что некоторые решения принимались в том числе для пользы некоторых интересантов там. Но это то, что может когда-то всплывёт в чьих-то мемуарах (хотя не уверен, что украинские «деятели» той поры вообще могут написать что-то более-менее сложное, чем пост в Facebook), а может и нет. Более добрые, говоря, что именно Сурков приложил руку к операции по передаче Киеву Н. Савченко, что привело там к небольшому, но вполне осязаемому политическому взрыву. Сурков также являлся одним из идеологов минского формата, как способа вытащить Киев на диалог и уменьшить степень его алармизма. Что-то получалось, что то нет.
Концом карьеры на данном поприще для Суркова стала ситуация в Абхазии. Успешно разрешив кризис там в 2014 году Россия столкнулась с тем, что в 2020 он вдруг снова возник. Причем среди зачинщиков был один из ранее его подчиненных в Администрации Президента.
Финальным аккордом Суркова стала смена правительства к которой он судя по всему оказался непричастен и даже несколько не готов. Появление в составе Администрации Президента Д. Козака, который вероятно будет курировать работу ос странами бывшего СССР (в первую очередь Абхазию, Южную Осетию, Молдавию (которой уже занимался), Украину (во всех ее проявлениях и формах), ну и Белоруссию в контексте обострившегося приступа свободолюбия и борьбы за суверенитет Лукашенко). Суркову в комбинации Козака в Администрации Президента и Бабича в Министерстве экономического развития места не нашлось, так как Сурков всегда готов был «креативить» и создавать картинку, но никогда не плестись в хвосте у кого-то.
Сурков безусловно еще где-то «всплывет». Где и когда это вопрос более интересный. Посмотрим. Скучно точно не будет.