Новый президент Украины Владимир Зеленский предложил созвать внеплановое заседание Верховной рады для обсуждения изменений в законе о парламентских выборах. Причем это была та самая Рада, которую тот же Зеленский 21 мая успел официально распустить.
Зачем это понадобилось Зеленскому? Неужели с момента инаугурации он успел так соскучиться по лицам депутатов? Или украинскому президенту что-то от них срочно понадобилось?
В вопросе разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.
Полторак на фоне Кремля
Чем дальше, тем больше начало президентства Владимира Зеленского на Украине превращается в театр абсурда.
Например, во время своей инаугурации 20 мая шестой президент «Незалежной» призвал уволить министра обороны Степана Полторака и объявил, что досрочно распускает Верховную раду восьмого созыва.
И, на первый взгляд, оба эти решения выглядели вполне логичными.
Досрочный роспуск Верховной рады был обусловлен тем, что своя политическая партия у Зеленского могла появиться лишь после новых парламентских выборов.
К деятельности же Степана Полторака на посту главы военного ведомства высказывалось множество претензий. К тому же, он являлся главным «смотрящим» за ВСУ от экс-президента Украины Петра Порошенко. В общем, без замены Полторака на более приемлемую для общественности, а главное — лояльную по отношению лично к себе фигуру, Зеленскому было не обойтись.
В ответ на грозное заявление нового президента Полторак пожал плечами, написал заявление об отставке и разместил его в Facebook, сопроводив публикацию изображением себя, любимого, на фоне рушащегося Кремля. К этому министр обороны добавил душещипательную эпистолу:
«Я растроган. Я благодарю всех за поддержку и теплые слова. Благодарен за то, что все эти годы вы были вместе со мной. Мы подняли армию с колен. И сейчас — она на уровне с ведущими армиями мира».
Тут абсурда никакого не было. Он начался на следующий день.
Не успел Зеленский подписать 21 мая указ о роспуске парламента, спикер последнего Андрей Парубий — прокомментировать этот демарш фразой «Плохой знак», а Полторак — положить на стол президента заявление об отставке, как выяснилась неожиданная деталь.
Дело в том, что кандидатуру Полторака на должность министра обороны утверждала в октябре 2014 года Верховная Рада. Соответственно, снять его с должности можно было тоже только после соответствующего решения парламента. Но он-то уже формально был распущен!
Пришлось Зеленскому вызвать Полторака в свою администрацию и униженно просить его побыть министром обороны еще немножко — по меньшей мере, до тех пор, пока Рада не примет решения о его отставке. Правда, когда именно Рада сможет собраться и проголосовать по означенному вопросу, осталось совершенно непонятным, ибо парламент нового созыва мог появиться только после 21 июля.
В общем, Полторак снова пожал плечами и вернулся на свое рабочее место.
Курьезы по-президентски
Но на этом украинский цирк, разумеется, не закончился. Потому что в тот же день 21 мая исходящий желчью по поводу досрочного роспуска Рады Парубий вдруг получил письмо от Зеленского. В нем президент Украины предложил спикеру… созвать внеплановое заседание парламента для обсуждения предлагаемых Зеленским изменений в законе о выборах!
Парубий тоже, видимо, пожал плечами — и подписал распоряжение о созыве внеочередного пленарного заседания уже распущенной Верховной рады Украины, назначенного на 12.00 22 мая. Не исключено, что на этом заседании Зеленский может попробовать «протащить» через Раду и решение об отставке Полторака.
Соответствовали ли все эти эскапады украинскому законодательству? Ну, как сказать… «Темна вода во облацех».
Добавим к этим курьезам еще два момента.
На протяжении всей своей предвыборной кампании Зеленский всячески подчеркивал собственную самостоятельность и убеждал электорат в том, что он — независимая политическая фигура. Но стремительное назначение 21 мая главой президентской администрации Андрея Богдана, известного всем в качестве «адвоката Коломойского», нанесло по «независимому» имиджу Зеленского сильный удар. К тому же, это назначение способно серьезно осложнить диалог Зеленского с Соединенными Штатами, так как персона Коломойского серьезно раздражает Дональда Трампа.
Совершенно непонятно, зачем Зеленскому потребовалось срочно менять закон о парламентских выборах, добавляя в него положения о выборах только по партийным спискам, отмене мажоритарной системы и снижении проходного барьера в Раду с 5% до 3%. Ведь подобные нововведения позволят «проскользнуть» в парламент куда большему количеству противников нового президента, чем это допускала прежняя редакция закона.
Словом, назначение главой АП Богдана и стремление изменить закон о парламентских выборах — это меткий дуплет Зеленского в собственную ногу. Зачем?!..
Вопрос есть, а ответа на него нет. Новый президент Украины после своей инаугурации действует просто алогично. А с учетом уже подписанного им указа о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, так и вовсе — парадоксально…
Трагичное закулисье
Однако есть в этом театре абсурда и откровенно трагичное закулисье.
Если присмотреться к ситуации, то станет ясно, что самым слабым местом команды Зеленского являются украинские силовики. Ни ВСУ, ни СБУ он на текущий момент не контролирует: там везде на ключевых постах остаются люди Порошенко.
Заявление об отставке председателя СБУ Василия Грицака, а также замена начальника генштаба Виктора Муженко на «героя Иловайска» Руслана Хомчака в этом раскладе мало что меняют. Тем более что Полторака Зеленскому убрать с игровой доски на момент написания этого текста не удалось.
Украинские силовики не могут не понимать, что при новом президенте государства серьезные кадровые перестановки со временем неизбежны, и поэтому они с куда большей легкостью, чем прежде, готовы на рискованные поступки. Чего опасаться, если впереди все равно — отставка или понижение в должности?
При этом они по-прежнему тесно связаны с экс-президентом Порошенко, против которого Госбюро расследований Украины уже возбудило уголовное дело о государственной измене.
Таким образом, создается ситуация, при которой Порошенко требуется получить от Зеленского гарантии своей безопасности, хотя бы на ближайшее время. Как известно, Зеленский грозился посадить Порошенко за решетку, что совсем не устраивает Петра Алексеевича.
Поэтому Порошенко вполне способен подтолкнуть украинских силовиков к какой-нибудь кровавой провокации в Донбассе. Это сделает Зеленского заложником ситуации и, возможно, поставит крест на столь тщательно лелеемом новым главой украинского государства образе «президента мира». Что, в свою очередь, будет совершенно не устраивать уже Владимира Александровича.
Словом, у Порошенко в рукаве вполне хватает козырей для торга с Зеленским, а также с теми людьми, которые стоят за новым президентом Украины. Не исключено, что отмеченные нами странности в действиях Зеленского являются, в той или иной мере, фрагментами или последствиями этого торга.
Резюмируя, можно отметить, что украинский сериал «Игра престолов», в отличие от американской киносаги, еще далек от завершения и чреват самыми неожиданными поворотами сюжета.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас