Сергей Фургал родился в селе Поярково Амурской области десятым ребенком в семье, окончил Благовещенский медицинский институт и работал неврологом в сельской больнице.
В 90-х он бросил работу по специальности и промышлял челноком, возил через границу китайские товары. В результате занялся продажей металлолома в Азию, считавшейся очень криминогенным бизнесом.
Существующие в то время нелегальные "пункты сбора" продавали в азиатские страны под видом безхозного лома действующее оборудование заводов и ценные детали, разоряя производственные предприятия России. Для перевозки через границу использовались коррумпированные связи, которые контролировали международные криминальные структуры.
В конце 90-х Фургал с женой, сестрой и тремя братьями переезжает в Хабаровск, где они регистрируют десяток предприятий в течение 2-3 лет, большая часть которых связана с вторчерметом, а остальная - с лесом.
Уже в 1999 году брат Сергея Фургала Алексей проворачивает крупную сделку через зарегистрированное на себя ИП, продав китайской промышленной компании 82,6 тонн лома (по договору), а на самом деле сельскохозяйственную технику за 350 тысяч рублей.
Именно в это время Фургал заводит дружбу с Николаем Мистрюковым и нанимает телохранителем Михаила Тимофеева, связанного с ОПГ спортивного клуба "Моисей", при поддержке которой Фургал и оказался в политике, вступив в партию ЛДПР в 2005 году, а затем избравшись депутатом от ЛДПР в Хабаровский краевой парламент и далее в Государственную Думу.
С этого периода Фургал дистанцируется от бизнеса, зато его жена Лариса Стародубова и друг Николай Мистрюков учреждают металлургический холдинг "Торэкс", объединив в нем уже развитую Фургалами ломозаготовительную сеть. В течение последующих 10 лет холдинг вырастает до крупнейшего в регионе метало-трейдера, объединив 53 ломозаготовительные и производственные площадки с офисами в Хабаровске и Москве.
Логичным продолжением стала потребность в собственном метало-перерабатывающем предприятии для переработки лома в продукт с высокой добавленной стоимостью. В 2017 году "Торэкс" покупает в ипотеку "Амурсталь" — единственный на Дальнем Востоке электросталеплавильный завод.
А через год у бизнеса жены Фургала неожиданно появляется неслыханная по щедрости льгота. Правительство РФ ограничило экспорт металлолома в Азию через дальневосточные порты на 180 дней, лишив в одночасье сотни предприятий Дальнего Востока своих покупателей, которые отошли бизнесу Стародубовой, т.к. продавать лом за границу было разрешено только заводу "Амурсталь", которому все остальные предприятия были вынуждены продавать свой лом по заниженной цене. Монополию "Амурстали" под прикрытием спасения отрасли пролоббировал депутат Госдумы Сергей Фургал.
Казалось бы, что после такой привилегии завод "Амурсталь" должен был выйти на огромные прибыли, и его работники, три с половиной тысячи человек, должны были бы получить значительную прибавку к зарплате. Но не тут-то было.
Юридически металлургический холдинг "Торэкс" входит в топ 10-ти крупнейших налогоплательщиков Хабаровского края, и после избрания Фургала губернатором, его супруга должна была выйти из учредителей холдинга. Однако Фургалы поступили умнее. Они оформили развод, и Лариса Стародубова продолжает владеть своей долей.
Сама Стародубова личность более чем закрытая. Неизвестно, ни кто ее родители, ни сколько ей лет, ни когда она стала супругой Фургала. В СМИ можно найти единственную ее фотографию рядом с мужем.
Есть у нее и другие странности, например, у нее сразу два ИНН, на которые оформлены разные компании, причем второй ее ИНН раньше принадлежал племяннику Фургала.
Стародубова имеет на свое имя 5 компаний, связанных с холдингом "Торэкс". Самая интересная из них - ООО "Сталком", где Стародубова является не только соучредителем, но и генеральным директором.
А интересна эта компания следующим. Основным родом деятельности ее является обработка и продажа лома черных металлов. По накладным компании за 2016 год "Сталком" провел 61 сделку продажи лома через порты Славянка и Ванино, но почему-то исключительно только одной корейской компании Kyungwon Networks Co.Ltd.
При этом реальная цена одной тонны лома чёрных металлов в 2016–1207 гг. в среднем по миру равнялась $293. Корейская компания, для того, чтобы стать эксклюзивным покупателем "Сталкома", предложили цену $375, а по документам "Сталкома" для налоговой службы лом был продан за $165 за тонну. Таким образом, в 2016 году "Сталком" не доплатил в бюджет края свыше 100 млн. рублей налогов.
Стоит ли после этого удивляться, что в то время, как семейка Фургалов выводила сворованные ими из бюджета края средства на свои оффшорные счета, рабочие завода "Амурсталь" получали копеечные зарплаты, а сам завод числился убыточным?
Понятное дело, что такие махинации невозможны без своих людей на ключевых местах. И они у Фургала есть, например, юридический отдел морского порта Ванино возглавляет Юрий Безденежных, а его брат Сергей Безденежных — новоизбранный депутат Хабаровской краевой думы является бизнес-партнёр Фургала.
И это далеко не все приключения компании "Сталком". Еще в 2014 году она засветилась в судебных базах. Сахалинский прокурор предъявил иск к компании за то, что ее приемные пункты работали без документов по черной схеме ухода от налогов.
А после того, как Фургал стал губернатором в 2018 году, уже известная нам корейская компания Kyungwon Networks Co.Ltd начала на постоянной основе закупать лом у нового хабаровского поставщика — ООО "Строитель", которым руководит некто Геннадий Савочкин, президент Дальневосточной ассоциации по переработке металлолома. А учредителями этой компании стали, да кто бы сомневался, два юридических лица "Сталком" и "Торэкс", оба принадлежащих Светлане Стародубовой.
Стоимость, по которой ООО "Строитель" продает лом корейской компании снова занижена почти на треть. Это значит, что в то время, когда хабаровский губернатор устраивал разнос своим чиновникам за платные завтраки в школах и требовал оплаты их из бюджета края, на сумму, которую он выводил в оффшоры из этого же бюджета можно было все население края целый год бесплатно кормить в ресторане.
Сразу после вступления Фургала в должность губернатора Хабаровского края в 2018 году предприятия Стародубовой "Сталком" и "Торэкс" выходят из состава учредителей ООО "Строитель", и его единственным владельцем становится Екатерина Малофеева, девичья фамилия которой Стародубова. Падчерица губернатора Сергея Фургала.
В 2019 году Фургал способствует тому, чтобы предприятие его падчерицы получило кредит из бюджета Хабаровского края и под попечительство Гарантийного фонда Хабаровского края в сумме 2 485 705 000 рублей на его развитие. (Кстати, именно на такую сумму увеличилась задолженность края перед государственным бюджетом).
А уже 14 мая 2020 года падчерица Фургала выходит из учредителей, а предприятие становится банкротом, но это уже не касается Малофеевой, за банкротство заплатит Гарантийный фонд из бюджета края. А два с половиной миллиарда рублей кредитованных средств успешно перекочевали на оффшорные счета Фургалов.
К 2019 году губернатор Сергей Фургал становится абсолютным властелином Хабаровского края, а его родственники, однопартийцы и друзья монополизировали в регионе и власть, и экономику.
Металлургический холдинг "Торэкс", принадлежащий жене губернатора Фургала, делегировал в региональный парламент трёх топ-менеджеров — гендиректора Сергея Кузнецова и его замов, Сергея Зюбра и Дмитрия Козлова.
К ним примкнул свояк губернатора Виктор Шохин — он управляет созданной Фургалом фирмой, торгующей металлоломом.
Комитет по бюджету и налогам в правительстве края возглавил брат губернатора Вячеслав Фургал.
Во главе Комитета по местному самоуправлению в правительстве края встал Сергей Безденежных, экс-руководитель фургаловской лесозаготовительной компании "Алькума".
В кресло депутата Госдумы от Хабаровского края уселся зять губернатора Иван Пиляев.
Галерея клана Фургалов:
У кого-то еще есть вопросы, как и почему удалось организовать такую масштабную поддержку Фургала "народом"?
Фургал - единственный губернатор, который миллионами разворовывая краевой бюджет, сумел перевести стрелки на Москву, обвинив федеральный центр в глазах жителей Хабаровского края во всех их бедах. А впрочем, ничего удивительного в этом нет, если учесть, что все краевые СМИ были в полном распоряжении его клана.
Первые тучи начали сгущаться над бизнес-империей Фургала в конце прошлого года, когда за давние убийства был арестован его старый друг и партнер Николай Мистрюков, а в офисах компании "Торэкс" прошли обыски.
Арест Фургала стал неожиданностью для жителей края, но не для самого Фургала. Он не мог не понимать, что скоро придут и за ним самим. Однако вместо того, чтобы, как говорится, рвать когти, он решается на последнюю аферу.
Фургал предлагает правительству края создать залоговый фонд на 130 млрд рублей для помощи введенному в убытки заводу "Амурсталь" и холдингу "Торэкс". Это очень похоже на попытку хапнуть на прощание побольше и покинуть страну. Ведь понятно же, что такая сумма критична для бюджета Хабаровского края и что вернуть в бюджет такую сумму "Амурстали" не под силу. За такое неминуемо придется отвечать. Однако Фургал идет на этот шаг.
Но на этот раз фортуна от него отвернулась. Преступная деятельность губернатора Сергея Фургала была наконец пресечена его арестом.
После задержания губернатора следствие пристально изучит не только криминальное прошлое, но и все бизнес-активы его семьи, поэтому не исключено появление новых уголовных дел. Если распорядители богатствами губернаторской четы не смогут объяснить происхождение своих доходов, сотни миллионов могут вернуться в бюджет, как это уже было ранее с другими губернаторами-коррупционерами.
Не исключён и другой сценарий: арест семейных активов губернатора для возмещения возможного ущерба и штрафов по уголовным делам. Нет сомнений и в том, что следствие поднимет все заявления местных бизнесменов, которые жаловались на произвол и притеснения на закупках, в которых фигурировали губернатор и близкие к нему бизнес-структуры.
А пока защитники Фургала собирают собственные средства из своих нищенских зарплат на адвокатов ограбившему их губернатору. Вот уж верно: глупость человеческая не знает границ.