Эксперты или "эксперты" (кому как нравится) из околоправительственных центров рисуют нерадостные перспективы экономического спада в 2016 году.
Перед нефтью все равны
Четвертый за четверть века экономический кризис в РФ сопровождается небывалым за последние 15 лет спадом доходов домохозяйств и ростом уровня бедности. Они происходят в отсутствие у государства и общества финансовых и институциональных возможностей для социальной адаптации. Прогнозы неутешительны: аналитики ждут массового падения уровня и качества жизни граждан. По уровню бедных в обществе в 2016 году Россия может ликвидировать все завоевания последнего десятилетия, вернувшись к ситуации 2005 года.
В 2012-2013 годах никто не мог предвидеть войны санкций и лишь немногие предсказывали падение цены нефти до нынешних уровней. Но уже тогда многие экономисты предвидели: в ближайшем будущем потребительский пузырь, раздутый сверхдорогой нефтью и щедрыми бюджетными выплатами, лопнет. С 2006 года уровень зарплат в ВВП в России рос, а в остальном мире с 2007 года — сокращался, что, впрочем, негативно отражалось на конкурентоспособности и производительности экономики. В 2014 году этот показатель сравнялся со среднемировым (52%) и на 11 процентных пунктов (п. п.) превысил средний уровень в развивающихся странах (41%).
В уходящем году правительство России, несмотря на очевидный экономический кризис, не выглядело как пожарная команда, воодушевленно спешащая во тьму искать очаги возгорания. Раздражение, вызванное переходом от активной борьбы с кризисом к адаптации к нему, несмотря на его вынужденность, не должно заслонять очевидных плюсов происходящего в сравнении с 2008 годом. Правительство, готовое снизить объемы прямого вмешательства в экономику, пусть и по не зависящим от него причинам,— это безусловное благо
2015 год ознаменовался сильнейшим в новом тысячелетии реальным падением доходов, зарплат, пенсий и увеличением неполной занятости, которые продолжатся в 2016 году. Консенсус Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ), РАНХиГС, ЦМАКПа и Всемирного банка (за исключением Минэкономики, где ждут роста реальных доходов уже в 2016 году) в том, что даже официальный уровень бедности будет расти на 2 п. п. в 2015 и 2016 годах — до 16% и достигнет максимума с 2005 года. Замглавы Минэкономики Алексей Ведев считает, что падение уровня жизни происходит при "общественном согласии", характеризуя ситуацию как "тревожную". Независимые аналитики менее сдержанны. Нефтяной ренты теперь на домохозяйства хватать не будет.
Ресурсов поддерживать потребительскую модель роста больше нет ни у государства, ни у компаний, ни у большей части домохозяйств, а эффективных инструментов перераспределения богатства и социальной адаптации так и не создано. "Страна съезжает к нормальному уровню зарплат и потребления. Жалко людей, но это реальность",— говорит главный советник руководителя АЦ Леонид Григорьев. "При детальном анализе обнаруживается, что "некризисный кризис" является вполне кризисным. И тот факт, что его сегодняшние социальные проявления не носят острого и драматического характера, никого не должен вводить в заблуждение",— предупреждают аналитики Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
По данным декабрьского доклада о человеческом развитии АЦ, к 2013 году крайняя бедность в РФ (в Декларации тысячелетия ООН — доля населения с доходами ниже $1,25 и ниже $2,5 в день с учетом паритета покупательной способности) была ликвидирована. Сокращались и ее усредненные официальные показатели: доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума с начала века к 2013 году сократилась вдвое — до 10,8%, а уровень крайней бедности (доля граждан с доходами менее его половины) к 2014 году — почти в четыре раза, до 1,1%.
В то же время уровень детской бедности (до 16 лет) вырос на 4,3 п. п.— до 28,7% в 2014 году от общего числа малоимущих. Если же пользоваться методикой оценки уровня бедности, принятой в мире (доля граждан, получающих менее половины медианного среднедушевого денежного дохода), то он увеличился с 17,5% в 2001 году до 18,5% в 2014 году. Доля домохозяйств, у которых все характеристики благосостояния — материально-имущественные (доходы, сбережения, движимое и недвижимое имущество), социально-профессиональные (образование и наличие регулярной занятости) и субъективные (самооценка социального самочувствия), составляла в 2014 году 10% и не менялась последние 15 лет.
Утрата привычного уровня жизни заставляет людей иначе относиться ко многим вещам. К примеру, за год россияне со средними доходами стали куда больше ценить шоколад. Но растущему в численности бедному населению остается ценить разве что оставшийся с лета запас овощей
Несмотря на бурный рост доходов, из-за неизменной сверхвысокой концентрации национального богатства в отдельных социальных группах и регионах уровень неравенства в обществе не изменился — в 2014 году 28,4 млн человек (20% населения) жили на 7 тыс. руб. в месяц, а в январе--сентябре 2015 года на них приходилось лишь 5,6% всех доходов. Но реальный уровень расслоения по доходам гораздо выше, чем принято считать в российском обществе. В октябре 2015 года российские респонденты считали, что на долю 1% самых обеспеченных граждан России приходится 53% всех доходов, но фактический показатель — 70%, свидетельствует исследование "Ловушки восприятия-2015" Ipsos Public Affairs, которое проводилось в 33 странах (см. график). "Если речь все же идет о социальных процессах, то исключительно в терминах ответа на вопрос, грядет ли социальный взрыв или удастся его избежать",— заключают аналитики Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
По оценкам АЦ и РАНХиГС, в зоне риска пополнить армию бедных в обозримом будущем находятся от 30% до 50% населения РФ — прежде всего дети, пенсионеры и их семьи, а также занятые неполный рабочий день. И если они об этом еще не знают, то точно узнают в 2016 году.
Алексей Шаповалов
http://www.kommersant.ru/doc/2884661 - цинк
PS. Насчет заголовка я бы поспорил, наиболее богатые слои населения кризис вряд ли так серьезно затронет, как нижнюю часть среднего класса и бедноту. Скорее наоборот - на фоне продолжения кризиса разрыв между богатыми и бедными будет возрастать, как это скажем происходило в США или других капиталистических странах http://www.interfax.ru/business/307187 на фоне обвала 2008 года. Богатые станут еще богаче, бедные еще беднее. И учитывая общемировые тенденции Россия тут вряд ли станет исключением.
В принципе вполне понятно, почему из околоправительственных кругов вдогонку к мрачным прогнозам Силуанова летят подобные предсказания. Объективных предпосылок к снятию санкций и прекращению конфронтации с США нет (недавняя добавка к санкционному списку в очередной раз развеяла возникшие было иллюзии), цены на нефть в лучшем случае могут отдрейфовать к 40-50, а в худшем уехать ниже 30, на балансе две войны + перспективы связанные с новыми конфликтами.
Поэтому население начинают готовить к неибежному - как и всякая длительная война, текущая ведет к снижению уровня жизни (исключения составляют лишь агрессивные войны основанные на грабеже). Но конечно нельзя все списывать только на объективные внешние факторы. Существующая экономическая модель, которая так и не подверглась должной коррекции в период "стабильности", ныне на ходу уже не может быть перестроена во что-то иное, вряд ли можно всерьез рассчитывать на неоиндустриализацию или же полный отход от сырьевой экономики. Запоздалые попытки перестроить экономику на ходу, как это предлагает Глазьев, натолкнулись не только на сопротивление неолибералов, считающих, что проводимый экономический курс единственно правильный, но и на общую инерцию системы, которая в условиях нарастающей общемировой нестабильности и собственных структурных проблем, заинтересована скорее в консервации ситуации, нежели в каких-то резких шагах связанных с структурными экономическими реформами, время для которых было в свое время бездарно растрачено под аккомпонемент модных тогда словечек подменивших собой реальные преобразования. В войну страна вступила с тем что есть, а не тем, чего хотелось и это будет накладывать своей отпечаток на уже имеющиеся и предстоящие экономические проблемы.
Ну а так, вполне очевидно, что 2016-й год будет более сложным, нежели 2015-й. Если это кого-то утешит, то полагаю, что снижение уровня жизни в следующем году скорее всего мы будем наблюдать как в РФ, так и в США и ЕС. Идущий конфликт затрагивает все больше стран, а кризис капитализма носит структурный характер, поэтому тех, кого он не затрагивает, становится все меньше, а последствия разрастающихся войн и кризисных экономических явлений настигают даже те страны, которые еще недавно считались относительно благополучными.
Источник: http://colonelcassad.livejournal.com