О Жанне д'Арк написано всего столько, что впору открывать тему «жанноведение». Есть исторические исследования, есть романы, есть книга из серии ЖЗЛ, изданная у нас еще в эпоху СССР, много чего есть. И… Несмотря на все, что о ней написано, никто даже на шаг не приблизился к разгадке ее тайны. А кто такой Жиль де Ре? А это маршал Франции – ее сподвижник, а затем и колдун, содомит и преступник, умерщвленный по приговору суда. Его судьба столь же таинственна и загадочна, сколь и судьба самой Жанны. Его судебный процесс вызывает столько же вопросов, сколько и процесс самой Жанны, если даже не больше. Однако его тайна также продолжает оставаться тайной… Ну, а мы сегодня постараемся рассказать читателям ВО (по просьбе многих из них) о некоторых любопытных точках зрения на судьбу сразу двух этих исторических персонажей.
Начнем мы с истории Жанны д'Арк, но повторять ее не будем, поскольку она достаточно подробно изложена в Википедии. Занимались ею многие видные историки и литераторы, смотрели на нее с разных точек зрения, и ничего нового сказать не могли, пока на нее уже под своим углом не посмотрели два видных российских специалиста по связям с общественностью: А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров. Посмотрели и сделали вывод, что выглядит она, как самый что ни на есть настоящий PR-проект. Причем, существует огромное количество биографических хроник, описывающих ее жизнь, но реальных сведений о том, кем была девушка Жанна, на самом деле, как прежде не было, так и теперь нет, хотя документы разыскивают не одно столетие. И что-то никто не решается их подделать, как об этом любят писать некоторые горе-любители истории и диванные знатоки на ВО. Ну нет же темы благодатнее, чем история героини французского народа. Найти-то ведь надо всего лишь один документ – свидетельство о крещении. Но нет, при всей совершенной технике подделок никто на такой шаг не решился в прошлом и не решается сегодня. Значит – не все с этим просто.
А что просто, и чем занимаются историки вот уже сотни лет? А они читают уже написанное. И чем больше читают, тем больше нелепостей и нестыковок в документах и хрониках находят. Например, выяснилось, что целых девять поэтов и 22 королевских летописца, то есть практически все хроникеры и трубадуры, которые описывали жизнь Жанны, служили у короля Карла VII. Это были его девять придворных поэтов и целых 22 королевских летописца. Так что мы не будем говорить о том, что она была незаконнорожденной сестрой Карла VII, воспитанницей ордена францисканцев и даже канонической пастушкой из деревни Домреми, еще в детстве тронувшейся умом на почве религиозного экстаза.
Все это вполне могло быть. Важно другое: почему-то Великой девой Франции пленился барон Жиль де Ре, наследник старинных и знатных фамилий с запада Франции – Краон и Монморанси. Конечно, и пастушки привлекают баронов, если они молоды, красивы, обладают прелестными выпуклостями и не обделены умом, однако, тут явно было что-то еще. Вопрос – что именно?!Но прежде, чем мы попытаемся на него ответить, давайте посмотрим в каковом качестве он с ней познакомился. Итак, женился он на Екатерине де Труар, от брака которой он получил приданного более двух миллионов ливров. То есть был он человеком очень богатым. Не просто богатым, а очень! Имея такие деньги, Жиль де Ре быстро смог добиться расположения у дофина Карла и получить место в его свите. Дофина он ссужал деньгами и поставил его в полную от себя зависимость. Напомним, что как раз в те годы шла Столетняя война, в которой французы и англичане яростно бились за французский трон, решая, кому – английским ли королям, происходившим по материнской линии от потомков Гуго Капеета, или же французским представителям династии Валуа, на нем восседать. Впрочем, яростно велись лишь сами боевые столкновения, а вот война шла довольно вяло. Как говорят – «никто не хотел умирать». Да и служить сюзерену по праву можно было всего 40 дней в году или же пока у тебя не закончится провиант. Вот почему за всю войну произошло не больше десятка крупных сражений, которые все вместе по продолжительности заняли не более недели. Но зато положение рыцарской знати было очень выгодным: ведь любой француз только из-за своей личной корысти вполне мог заявить, что признает королем либо дофина – отпрыска Валуа, или короля Англии, потомка королевы Маргариты Французской и законной дочери Филиппа Красивого. И многие так и поступали, причем «ложились спать сторонниками дофина Карла, а просыпались – подданными короля Эдуарда».Оба наперебой предлагали льготы вельможам по налогообложению, лишь бы только перетянуть их на свою сторону. Ну а французская знать попросту шантажировала династию Валуа (она была все-таки ближе): и получала за верность и земли, и ссуды, и громкие титулы.
Интересно, что английская экономика в то время была несколько более развитой, чем французская. К тому же к началу XV века от династии Валуа почти вся знать отвернулась. Дофину Карлу приходилось совершать самые настоящие разбойничьи набеги на свои же собственные города или просто богатых сеньоров, отложившихся от его власти, чтобы хотя бы таким образом добывать продовольствие или деньги на привычный для него образ жизни.И вот тут и происходят известные нам события. К дофину приходит девушка Жанна, он ей почему-то верит на слово и дает отряд воинов, с которым она идет освобождать Орлеан, а Жиль де Ре становится ее провой рукой. Вопрос: а кто этих воинов оплачивал? Профессионалы дорого стоят, а там были именно они. Это уж потом в ее отряд стали сбегаться все, кому не лень. И опять же – чтобы вооружать весь этот «народ» и кормить его, требовались деньги. А что, если Карлу именно Жиль де Ре сделал такое предложение: финансировать за свой счет либо на деньги, которые он же ссудит королю, создание ополчения и набрать армию из профессиональных солдат? Но самое главное, что к дофину должна будет прийти простая деревенская девушка, которая станет пророчествовать, что Франция опять станет счастливой и процветающей, как только дофин Карл станет ее законным королем. Армия же Жиля де Ре наносит удар по тем французским сеньорам, что платят налоги англичанам, и для всех остальных это станет уроком. Ну, а девушка, которая слышит голоса святых, будет находиться среди солдат, простолюдинам такое нравится, и они с радостью пойдут в такое ополчение, потому как иной оплачиваемой работы, в стране для них просто нет.
Но самое главное в этой затее будет в том, что приснопамятная всем Жакерия закончилась не очень-то давно, память о мятежных «жаках» в памяти французской знати еще свежа, и повторения этого ужаса никто не хочет. Поэтому ей придется выбирать: или идти против «святой девушки» и дофина, то есть выбрать сторону англичан. Или ужасы Жакерии повторятся, но знать на этот раз будет управляемой! То, что некий подобный план имел место, подтверждается тем, что церковь также его поддержала. Солдаты грабят монастыри, страх Божий уже не страшен, десятину не платят? Что во всем этом хорошего? А тут выходит так, что есть решение этого вопроса, и есть человек, который возьмет этот труд на себя? Судить же о том, что был план, и церковь приняла в нем активное участие, помогает нам взгляд на имевшие место события. Ведь именно она и стала тем самым источником информации, который разнес по всей Франции известия о Деве! Нищие монахи, с которых нечего было взять, переносили в своих рясах грамоты, а то и изустно передавали приказы по епархиям – сказать в проповеди о том-то и о том-то. И вот уже со всех амвонов Французского королевства зазвучало: «Возрадуйтесь братья и сестры благой вести! Ибо объявилась непорочная Дева и дадена ей сила от Господа, и являла она чудеса, и пришла к дофину, и сказала, что Бог открыл ей…» Ну и так далее и тому подобное, каждый уже дальше сам может продлить это выступление. Главное тут в том, что так и было, и к тому же одновременно чуть ли не по всей Франции!Правда, остается вопрос о «голосах», которые слышала Жанна. А что, если ей давали обыкновенный допинг (Жиль де Ре ведь был алхимик), и ей все ее святые и голоса просто привиделись? Он же, кстати, обладает и обезболивающим действием. И можно тогда не удивляться тому, что раненная стрелой Жанна, пусть даже до легкого она и не дошла, встала уже на следующий день и появилась перед войсками. «Ведьма, ведьма!» – закричали тогда англичане, понимавшие, что обычный человек на это не способен. Конечно, можно говорить, что «любовь к Родине все превозмогает»!
Одним словом, план этот был принят. И начал исполняться: вилланы (крестьяне) и городская беднота с радостью в сердце пошли в ополчение, а войска Жиля де Ре разбили несколько французских феодалов, настроенных проанглийски, и даже освободили от англичан несколько провинций. Благодаря этому уже через год удалось короновать Карла в Реймсе, а Жиль де Ре непонятно за что получил высокое звание маршала Франции и уже официально стал главнокомандующим французской армией.
А после снятия осады Орлеана де Ре получил право добавить к своему гербу – черному прямому кресту на золотом щите, королевские геральдические лилии на лазурной кайме – честь, которой удостаивались разве что принцы крови. В патентных письмах, разрешающих это благоприобретение, упоминались его «высокие и похвальные заслуги», «большие опасности и опасности», с которыми он столкнулся, и «многие другие храбрые подвиги». Но ведь это же все совершала Жанна? Ей, впрочем, тоже дали герб… Так что, по идее, все участники этого «действа» должны были быть довольны.Ну, а разных там герцогов и графов все это реально испугало, и они дружно встали в очередь приложиться к монаршей длани, ибо сразу ощутили ее силу. Завершение войны стало делом времени, и вот тут-то король и понял, что и маршал Жиль де Ре, и его пастушка-простушка (кем бы она ни была) ему теперь уже совсем не нужны.
Королю банально не хотелось отдавать долги, а задолжал он немало. И тут вновь церковь пришла ему на помощь. По всей Франции и именно священники вдруг заговорили о том, что Бог отвернулся от Жанны и покарал за ее гордыню, после чего Жанна погибла уже по-настоящему, причем погибла, с точки зрения короля, очень своевременно и удачно. Когда предатели-бургундцы взяли ее в плен и продали англичанам за 10 тысяч фунтов, Жиль приложил огромные усилия, чтобы спасти своего кумира, собрал войско из наемников и двинулся к Руану. Однако опоздал: Жанну уже казнили. Причем Генрих VI, чтобы бросить тень на новоиспеченного французского короля, приказал сжечь ее именно как ведьму, чтобы говорить – «это из рук ведьмы получил он трон». Но он тоже опоздал, и никакой роли это уже не сыграло. Интересно, что существуют свидетельства, что после казни Жанна «воскресла», по крайней мере, еще один раз, причем именно маршал Жиль де Ре представил в качестве «подлинной Жанны» некую Жанну д'Армуаз, которая затем также командовала небольшим военным отрядом. Соратники Жанны ее почему-то признали за настоящую, но по дороге в Париж она была задержана солдатами короля, доставившими ее в парламент. Там ее судили за самозванство, приговорили к наказанию у позорного столба, но почему-то сразу отпустили, когда она в самозванстве призналась, после чего она уехала в поместье к мужу. То есть было и поместье, и муж, сидевший дома, в то время как его жена предводительствовала войсками на поле боя.
После неудачной попытки подсунуть королю новую «Жанну» Жиль де Ре уехал в отдаленный замок Тиффож, где занялся театральными постановками представлений о Жанне, а остальное время проводил в окружении алхимиков и магов, включая и известного магистра черной магии Франческо Прелати. Вот этим-то обстоятельством и воспользовался герцог Бретани Иоанн V, которому его земельных угодий явно не хватало. Конечно, посягнуть на героя, что сражался рука об руку с «Девой», было делом опасным. Однако он, видимо, о долгах короля знал и понимал, что всякий, кто поможет монарху освободиться от обязанности их платить, получит все, что ему угодно, лишь бы только за чужой счет! И все так оно и получилось!
В общем, герцог создал настоящую PR-группу во главе с епископом Нанта Жаном Мальтруа. Стали распускаться слухи о пропавших детях, коих зарезал Жиль де Ре. Пошли жалобы от родителей, хотя сначала хода им не давали. А в итоге Жиля де Рене арестовали и даже пытали (это маршала Франции), и тот под пыткой рассказал, что погубил 800 детей, хотя инкриминировалось ему только 150. Ну а потом 26 октября 1440 года по приговору епископского трибунала Бретани его сначала задушили, потом немного подержали на костре и только после этого выдали родственникам для погребения. Но обвинен он был всего по двум пунктам – занятия алхимией и оскорбление духовного лица. Причем за такое в то время вроде бы не сжигали? Не сожгли ведь одного из главных свидетелей обвинения мага и колдуна Франческо Прелати, и он отделался церковным покаянием на хлебе и воде, а еще должен был выучить наизусть молитву Святой Деве. Впрочем, если за всем этим стоял сам король (а он должен был знать о таком процессе, не мог не знать), то было возможно все. А главное, что в Нанте все были искренне убеждены, что убивал он именно крестьянских детей. То есть был «врагом народа». И несчастным бретонцам так это запало в голову, что потом их потомки пугали им детей. Правда, когда Шарль Перро в начале XVIII века приехал в Бретань за фольклором, то в рассказах крестьян фигурировали почему-то уже убитые жены, а самого барона буйная народная фантазия почему-то наградила синей бородой.
Уже в наше время в 1992 году по инициативе писателя-историка Жильбера Пруто был проведен повторный судебный процесс по делу Жиля де Ре, на котором доброе его имя было полностью восстановлено. Изучение архивов показало, что не было никаких замученных крестьянских детей и кровавыми опытами он не занимался. Но не все приняли этот новый вердикт, а главное – считается, что суд этот был неправомочен пересматривать дело XV века. А теперь, давайте подумаем вот о чем: неверно, что PR (или на русском – «связи с общественностью») – это порождение только нашей индустриальной эпохи. Первый раз этот термин использовал еще в 1807 году в США американский президент Т. Джефферсон в одном из своих посланий к Конгрессу. Но сам по себе «пиар» был известен задолго до этого и проявлялся и в объявлениях на стенах, и в постройке величественных пирамид, дворцов и храмов, в одежде фараонов и средневековой знати, в манере общения, обычаях и традициях. Ведь суть этого «действа» – добиться «хорошей молвы» о чем-то или о ком-то и изменить поведение окружающих посредством именно этой самой «хорошей молвы».
Доказано, что для оказания информационного воздействия на общество необходимо:– создание организаций, способных возглавлять массовые компании и объединять людей единым порывом;– использование эмоциональных символов и броских, хорошо запоминающихся лозунгов;– проведение акций, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на простых людей;– опережение своих противников в выгодной для себя интерпретации, потому что тот, кто первым сказал, тот и прав;– воздействие на мнение больших масс людей при помощи различных мероприятий.Все это теория, изложенная в современных учебниках. Но если обратим наш взгляд на целый ряд исторических событий, то, несомненно, увидим, что все они на самом деле есть не что иное, как хорошо продуманные и проведенные PR-кампании. Вот и Жанна д'Арк была одним из инструментов этой продуманной PR-компании, а Жиль де Ре – ее организатором, вдохновителем и спонсором. Вот потому-то их обоих и убили!
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!