Фернандо Альварес де Толедо, более известный как «железный» или «великий» герцог Альба, был одним из самых знатных грандов Испании. Список его титулов (помимо герцогского) более чем впечатляет: 4-ый маркиз Кориа, 3-ий граф Сальватьерра-де-Тормес, 2-ой граф Пьедрахиты, 8-ой лорд Вальдекорне. Девиз этого рода – Deo patrum nostrorum («Богу наших отцов»). С 1546 года он стал и великим магистром ордена Золотого руна. Именно он представлял короля Филиппа II на церемониях помолвки с его третьей и четвёртой жёнами – Елизаветой Валуа и Анной Австрийской. При этом Альба без предубеждения относился к людям, не имевшим дворянского звания, и большинство высших офицеров в его штабе не имели права добавлять к своему имени приставку «дон». Он прожил достаточно долгую жизнь, много и успешно воевал, вошёл в историю как первый испанский полководец, по достоинству оценивший мушкеты, которые требовали установки вилки-подпорки. Менее громоздкая аркебуза ещё оставалась самым массовым огнестрельным оружием, однако герцог Альба постепенно довёл численность своих мушкетёров до 8 процентов от общего количества солдат. Он был также весьма способным организатором и администратором, что особенно явно проявилось при разработке маршрутов так называемой «Испанской дороги» – из Ломбардии в Нидерланды. Однако в памяти потомков герцог Альба остался, прежде всего, как «палач Нидерландов». Следует сказать, что его противники также не были ангелами, и своей бессмысленной жёсткостью часто не уступали ему. Особенно «отмороженными» оказались морские гёзы адмирала Виллема де ла Марка. Но роли в этой исторической драме расписаны раз и навсегда, и вряд ли уже когда-нибудь изменятся.
Первые годы жизни героя статьи
Фернандо (Эрнан) Альварес де Толедо родился в испанской провинции Авила 29 октября 1507 года и умер в Лиссабоне в 1582 году. То есть герой нашей статьи был современником Великого князя московского Василия III, Ивана IV (Грозного), Бориса Годунова и Ермака. А также Магеллана, Кортеса, Писарро, Генриха VIII, Елизаветы Тюдор, Марии Стюарт, Генриха Наваррского – первого Бурбона на французском троне, Сулеймана Великолепного, первого великого могола Бабура, Лютера, Кальвина, Микеланджело, Тициана, Челлини, Джордано Бруно, Ариосто, Тассо, Лукреции Борджиа и Макиавелли. В один год с ним родились московский митрополит Филипп (Колычев) и Анна Болейн. И умерли в том же 1507 году Джентиле Беллини, Чезаре Борджиа и Жан Молине (французский хронист, композитор, поэт, составивший прозаическое переложение «Романа о Розе»).Отец Фернандо Альвареса погиб в 1510 году на острове Джерба во время войны с маврами. Трёхлетний мальчик оказался в доме своего деда – герцога Фадрике Альба. Вопрос о его дальнейшей судьбе был решён уже в 6 лет, когда дед взял его в свою армию, направлявшуюся на войну в Наварру. Поход закончился завоеванием этого королевства. Вернувшись домой, Фернандо продолжил обучение, получив хорошее образование и строгое католическое воспитание. Известно, что он свободно говорил на французском, английском и немецком языках, знал латынь. В 1524 году 17-летний юноша оказался в армии Иньиго Фернандеса де Веласко, которая овладела баскским городом Фуэнтеррабией (в то время он принадлежал Франции). Именно Фернандо, несмотря на молодость, был назначен военным губернатором этого города. В 1525 году мы видим его участником знаменитой битвы при Павии, в которой был пленён французский король Франциск I. Позже Франциск удивит весь христианский мир, заключив союз с Сулейманом Кануни (Великолепным), и даже предоставит Тулон для зимовки флота османского адмирала Хайр-ад-Дина Барбароссы. А союзником Карла V окажется Генрих VIII Английский.В 1526 году Фернандо вступил в связь с дочерью мельника из городка Ла-Альдехуэла, которая в 1527 году родила от него сына, названного так же, как и отец – Фернандо. Он будет признан и сделает неплохую карьеру, став рыцарем Мальтийского ордена и губернатором Каталонии. В том же 1527 году 20-летний Фернандо Альварес заключил брак с дочерью графа Альба-дель-Листе Марией Энрике, которая приходилась ему двоюродной сестрой. С ней он прожил 54 года, жена родила ему 4-х детей.
В 1531 году умер его дед, и Фернандо Альварес получил герцогский титул. С женой он виделся нечасто, поскольку принимал самое активное участие во всех войнах, которые вели Карл V и его сын Филипп II. В 25 лет он уже стал генералом, в 30 лет впервые был назначен командующим армией.В 1532 году молодой герцог участвовал в походе Карла V к Вене, которой правил другой Габсбург – брат императора Фердинанд. Однако испанская армия сумела подойти лишь в сентябре, османы же, весь август простоявшие у небольшой крепости Гюнс, не дойдя до Вены, ушли из Венгрии.
Герцог Альба против Хайр-ад-Дина Барбароссы
Между тем на Средиземном море всё громче было слышно имя перешедшего на османскую службу знаменитого магрибского пирата Хайр-ад-Дина Барбароссы. Он уже захватил испанскую крепость на острове Пеньон, запиравшую гавань Алжира, а затем разгромил опоздавшую испанскую эскадру, взяв в плен около 2500 матросов и солдат. В 1531 году он разбил флот госпитальеров и опустошил берега Испании, Калабрии и Апулии. В 1533 году 60 кораблей Барбароссы разорили калабрийские города Реджо и Фонди. Наконец, в августе 1534 года его эскадра, поддержанная янычарами, захватила Тунис, что угрожало Сицилии, которой владел Карл V. За счёт средств, доставленных из Перу Эрнаном Писарро (сводный брат знаменитого Франсиско), был организован поход на Тунис. Союзниками испанцев выступили госпитальеры, недавно (в 1530 г.) получившие от Карла V острова Мальту, Гоцо, Камино, а также африканский город Триполи, генуэзцы и португальцы. В этом походе участвовал и герцог Альба. Решающую роль тогда сыграл самый большой и мощный в мире галеон «Сан-Жуан Баптиста» (São João Baptista, «Святой Иоанн Креститель»), который разорвал цепи, закрывающие вход в гавань Голетта (порт города Тунис). Этим кораблем, известным также род прозвищем «Ботафого» («Поджигатель»), командовал принц Луиш – внебрачный сын которого через много лет станет соперником наследника Карла V, Филиппа, в борьбе за португальский престол. В июле 1535 года Тунис был захвачен, но Барбаросса сумел уйти в Алжир и потом ударил по Минорке, захватив португальский галеон, вернувшийся из Америки, и 6 тысяч пленных. После этого султан Сулейман Великолепный назначил его «эмиром эмиров» Африки и главнокомандующим имперским флотом.
28 сентября 1538 г. в битве у Превезе Барбаросса разгромил флот Священной лиги, собранный римским папой Павлом III. У него тогда было 122 корабля против 156 боевых судов противника (36 папских, 61 генуэзских, 50 португальских и 10 мальтийских). Флот Барбароссы потопил 3 вражеских корабля, сжёг 10 и захватил 36. В течение трёх лет не было на Средиземном море силы, способной бросить вызов этому османскому адмиралу. Наконец, в 1541 году Карл V сумел собрать новый флот из 500 кораблей. Командовать им был назначен герцог Альба. В поход тогда отправились также знаменитый генуэзский адмирал Андреа Дориа и Эрнан Кортес, который в 1540 г. вернулся из Мексики. Карл V был настолько уверен в успехе этой экспедиции, что пригласил принять в ней участие многих жён испанских грандов, обещая этим дамам «красивое зрелище».Барбароссы тогда не было в Алжире, и город оборонял евнух Хасан – уроженец Сардинии, захваченный магрибскими пиратами ещё в детском возрасте. Барбаросса сделал его своим помощником и не прогадал: Хасан дослужился до звания адмирала, стал третьим бейлербеем Алжира и не раз опустошал побережья Италии и Испании. Его преемником в 1544 году стал Хаджи-паша – сын Барбароссы. Испанцев подвела стихия. Кардинал Талавера сообщает, что 23 октября, когда десантные войска только закончили высадку на берег близ Алжира,
«поднялась такая буря, что было не только невозможно выгрузить пушки, но многие мелкие суда просто перевернулись, тринадцать-четырнадцать галеонов тоже.»
Этот шторм не утихал 4 дня, были потеряны более 150 кораблей, погибли около 12 тысяч солдат и матросов. Кортес предложил Карлу V штурмовать Алжир, невзирая на обстоятельства, но тот совершенно пал духом и приказал отступить. Потрясение императора было так велико, что, как утверждают, перед выходом в море он бросил свою корону в воду, сказав:
«Прощай, безделушка. Пусть тебя носит тот, кто более удачлив.»
На оставшихся судах испанцы едва сумели добраться до Майорки. Через 47 лет трагедия испанского флота повторится при отходе от берегов Англии знаменитой Непобедимой Армады. А великое противостояние на Средиземном море будет продолжаться ещё несколько сотен лет. Миллионы европейцев будут проданы на невольничьих рынках – пока в середине XIX столетия Франция не завоюет Алжир, Тунис и Марокко. Только тогда спокойно вздохнут жители побережий, и перестанут бесследно исчезать христианские корабли. Французы попытаются создать в Северной Африке кусочек Европы, и у них даже будет что-то получаться. Однако закончится всё появлением Магриба в самой Франции. Но вернёмся в Испанию XVI столетия. Неудача в Алжире не повлияла на карьеру герцога Фернандо Альвареса де Толедо, который в 1541 году был назначен майордомом (верховным управляющим) короля Испании. В 1542 году отряд герцога деблокировал Перпиньян, осаждённый войсками французского дофина Генриха. После этого он был назначен военным советником наследника Карла V – Филиппа.
Первая война католиков и протестантов
18 октября 1517 года Мартин Лютер опубликовал свои знаменитые «Тезисы» (в количестве 95 штук). И уже через 29 лет началась первая большая война между католиками и протестантами. Ещё в феврале 1531 года в лютеранских землях Германии был создан оборонительный Шмалькальденский союз, в который вошли восемь князей и одиннадцать городов. Здесь понимали, что католик Карл V, император Священной римской империи, рано или поздно попытается вернуть их в лоно Римской церкви. Так оно и случилось: заключив мирный договор с Францией и перемирие с Османской империей, Карл V в 1546 году начал так называемую Шмалькальдскую войну. Командующим армией был назначен герцог Альба, в войсках которого оказались тяжёлая кавалерия из Неаполя, испанские ландскнехты, венгерские гусары и отряд кондотьера Джана Джакомо Медичи. Решающим стало сражение у Мюльберга 24 апреля 1547 года. В лютеранском лагере служили мессу, когда войска Альбы, форсировав Эльбу, атаковали противника. Победа была полной и безоговорочной. Военный руководитель Лиги, курфюрст Иоганн-Фридрих I Саксонский был взят в плен и приговорён к смерти. Оценивая итоги битвы, Карл V сказал:
«Vine, vi y venció Dios!»
(«Я пришёл, я увидел, а Бог победил!»)
Однако это был лишь первый и не слишком значительный эпизод многолетнего кровавого противостояния католиков и протестантов. С 1548 года Карл V стал задумываться о возможности передачи власти своему сыну Филиппу. Герцог Альба был назначен майордомом наследника. Он сопровождал его и в Англию, где Филипп вступил в брак с Марией Тюдор – 25 июля 1554 года.Между делом Альба успел поучаствовать в неудачной осаде города Мец: испанские войска возглавлял сам Карл V, французский гарнизон – герцог Франсуа де Гиз.
Самое любопытное, что происходило всё это на северо-востоке Франции (в Лотарингии) в рамках то ли Восьмой, то ли аж Десятой (по разным авторам) Итальянской войны. Эти войны велись Испанией, Францией, Священной Римской империей, а также другими государствами (в том числе Турцией) с 1494 по 1559 гг.После отхода от Меца, герцог Альба был направлен командовать испанскими войсками в Италии. А принц Филипп в 1554 году стал королём Неаполя и Сицилии. В 1556 году Карл V отрёкся от престола и скоро умер, простудившись на репетиции своих похорон. Филипп стал королём Испании, герцогом Нидерландов, повелителем ряда европейских княжеств и заморских владений Испании.
Герцог Альба в Италии
Герцога Альба Филипп II назначил вице-королем Неаполя. В этот город тот перебрался из Милана, где с 1555 года исполнял должность губернатора. И сразу же началась новая война, в которой против него выступили французские войска Генриха II и армия папской области (римским понтификом тогда был Павел IV).Альба занял у польской королевы Боны Сфорца 430 тысяч дукатов (их потом полякам так и не вернули) и сформировал 12-тысячную армию, которую повёл на Рим. Папа пытался тянуть время, надеясь на помощь знакомого нам Франсуа Гиза. Однако на этот раз удачливее был другой герцог – Альба, который разбил французов в битве при Сан-Квентине (10 августа 1557 г.). Разгромив затем и папскую армию, в сентябре 1557 года он вошёл в Рим, где Павел IV вынужден был подписать выгодный Испании мирный договор.В апреле 1559 года был заключён и Като-Камбрезийский договор, положивший конец этим, надоевшим всем (в том числе и студентам истфаков), Итальянским войнам.
С испанской стороны его подписал и герцог Альба. Этот мирный договор был скреплён браком во второй раз овдовевшего Филиппа II и дочери Генриха II Изабеллы Валуа, свадьба состоялась в Париже. Позже, после убийства бездетного Генриха III, Филипп II попытается объявить королевой Франции свою дочь от Елизаветы Изабеллу. Королём в итоге станет знаменитый Генрих IV, который вовремя сообразит, что «».Несмотря на близость герцога к Филиппу II и большие заслуги перед ним и Испанией, в 1566 году его сын – Фадрике Альварес де Толедо и Энрикес де Гусман, попал под арест. Причиной королевского гнева стало нарушение обещания жениться на Магдалене де Гусман, придворной даме королевы Анны Австрийской.
Поначалу Фадрике был заключён в замок Ла Мота (провинция Вальядолид), но в 1557 году был освобождён и на три года отправлен на службу в алжирскую крепость Оран. Между тем в 1566 году в Нидерландах началось «Иконоборческое восстание», ставшее прологом Восьмидесятилетней войны. Герцогу было поручено подавить мятеж и сменить на посту наместника этой провинции сестру короля – Маргариту Пармскую (внебрачная дочь Карла V). По приказу Филиппа II в 1568 году к нему присоединился и сын Фадрике, который потом возглавлял войска, захватившие Мехелен, Зютфен, Наарден и осаждавшие Алкмар и Харлем. Отправляя герцога в Нидерланды, Филипп II приказал ему «обезглавить» восставших – захватить самых видных и богатых граждан провинции, имущество которых подлежало конфискации. Альба же был безупречным исполнителем, который буквально и без раздумий выполнял приказы и Карла V, и его сына. Таким образом, он был просто обречён стать антигероем той войны, приняв на себя те потоки грязи, что на самом деле предназначались Филиппу II. И назначение Альбы на пост наместника Нидерландов было ошибкой Филиппа – именно потому, что герцог слишком буквально выполнил его инструкции. Будучи неплохим полководцем, хорошим организатором и администратором, политиком он оказался никудышным. О жестокой и кровавой войне в Нидерландах мы поговорим в следующей статье.