Главная » 2021 » Июль » 12
13:29

Зомби должен жевать…

Зомби должен жевать…

Зомби идут по свету. Шаркают тяжело по асфальту разбухшими от влаги  незашнурованными ботинками. Роняют куски плоти. Грызут горло американскому обывателю на голливудских экранах. Ласково и жадно пялятся на читателей с ярких обложек книг. Служат пока что выдуманными противниками доблестных американских военных на учениях по гражданской обороне.

В массовом сознании они стали настолько родными и обыденными, что, наверное, появись они завтра на улицах, никого это не удивит. Не одно десятилетие в культуре царит зомбопомешательство. Тут зомбаки с разгромным счетом обставили даже зеленых алиенов и интеллигентных вампиров, присвоив себе гордое звание вестников Апокалипсиса.

А  жадный крик «Мы съедим ваши мозги!» вообще стал девизом западных элит. Они этим и занимаются - сожрали мозг своего обывателя, теперь жрут мозги наших соотечественников. Человек с пожратым ими мозгом превращается в такого же зомбака, у которого одна цель – жрать. То есть в важный винтик общества потребления и прожирания невосполнимых ресурсов.

Что касается высоких и не слишком высоких искусств. Лично для себя жанр зомби-апокалипсиса держу за самый маразматичный во всем спектре фантастики. Изначально он весь строится на совершенно глупом допущении об оживших зомби. Они кусают, заражают,их убивают. И все!

Весь этот жанр пережеван и выплюнут сто раз. Все сюжетные ходы, все перипетии, все идеи несут на себе отпечаток не то, что вторичности, а третичности – прям окаменелости третичного периода. Все повороты скучны, предсказуемы и в целом, вялы. Отстрел зомби и крушение мира – два слона, на которых держится этот плоский мир. А третий слон – куркульство и собирательство ништяков. Грабежи складов и караванов. А дальше пустота. Все социальные и психологические изгибы из-за изначально идиотского допущения об атаке зомби выглядят до абсурда несерьезными.

Вообще, этот жанр чисто западный. То, что он приживается на нашей почве, объясняется целенаправленным уничтожением нашей национальной культуры. Издавна у западного обывателя была нездоровая тяга к мертвякам и смерти. Сколько образов в западном искусстве посвящены им. Смерть с косой, идущая по городам королева чума. А в двадцатом веке эта тема благодаря Голливуду была фантасмагорически искажена и опошлена, выродившись в бесконечные картинки про зомбаков и духов Преисподней. Попугать и вместе с тем потешить обрюзгшего западного обывателя, душой находящегося во власти древних архетипов смерти, разрушения и сатанизма  – вот и вся цель. Русское национальное сознание тут несколько иное, более уважительное к этим вопросам, более философское и мистическое. Поэтому то, что нам привозят выставки трупов из Германии – для фашистов это нормально. А для русских – кощунственно. Но из нас же хотят сделать таких же, как они, только бесправных. И мы почему-то покупаемся на эту дрянь.

Кроме того, люблю литературу оптимизма. А все эти Апокплипсисы вгоняют в депрессию, прежде всего потому, что видел их уже не один в жизни, наяву. В пылающем Баку, во взрывающейся Чечне. В нынешних сводках Ковида.

С чтением и просмотром зомби-апокалипсисов завязал давно.  

  

Однако решил отписаться по этому жанру. Причина – освоил аудиокнигу камрада по сайту «Автор тудэй». Н. Берг «Ночная смена. Крепость живых».

В целом не пожалел. И озвучка хорошая, и текст увлекательный. Речь там идет, как обычно, о кусающих мирных питерцев зомбаках, которые после этого тоже превращаются в зомби и сносят все вокруг. Уцелевший народ забивается в Петропавловскую крепость и в Кронштадт. Военные и добровольцы спасают людей. Уничтожают зомби. Выживают и пытаются сохранить как современную человеческую цивилизацию, так и человечность в душах.

Повествование идет от лица простого врача, оказывающегося в центре событий и твердо выполняющего и гражданский, и профессиональный долг. Кстати, сам автор врач с большим стажем, поэтому все, что касается медицины в экстремальных условиях, передано очень хорошо.

Необходимо отметить, что книжка этот жанр оживила. Придала ему национальный колорит. Правильную русскую тональность.

Прежде всего, в большой плюс – получилось литературное произведение. С динамикой, внутренней логикой, достаточно приятными героями. Вышло трехмерное пространство повествования.

Большинство «зомбописцев» будто задались целью изготовить инструкцию по уничтожению зомби, загребанию ништяков и установлению власти над всей Вселенной и всеми красотками.  При этом написано это в разной степени картонности, корявости, но легко до идиотии, чем и привлекают вирши не слишком изысканного читателя.

У Берга получилась картинка вполне разностороння и серьезная. Тема всемирного развала и хаоса -  это фишка всего жанра, но тут она расписана с точки зрения людей, которые пытаются удержать ситуацию и не дать скатиться всему в ад.

Все же в который убеждаюсь, что должен быть какой-то возрастной ценз для авторов. Как воздух для водолаза необходим для нормального произведения живительный жизненный опыт и знание, как устроено общество и вообще этот мир.

Произведения большинства молодых, или не очень молодых, но чересчур инфантильных дарований источают абрикосовый туманящий аромат беззаботного слабоумия. В центре повествования там или суперспецназовец, вручную  снимающий самолеты с неба. Или вдруг преисполнившийся нереальных талантов менеджер по продажам резиновых кукол, пораженный нарцистизмом, на которого из кустов сыпятся и сыпятся рояли, и на них он наяривает подобно Президенту Украины. В общем, все сводится: «А там зомбаки толпой валят. А я по ним блымс из бластера. А они хрясь – и на куски! А телка мне прыг на шею! А потом еще одна! И все на меня смотрят, как на героя. Потому что я герой из подвида «крутяк нереальный»!

Жуются такие чтива, как поп-корн в кинотеатре -  весело, с хрустом. После в голове ничего не остается - ни герои, ни ситуации, ни мораль, только лишь космическая пустота. Хотя это пользуется  огромной популярностью, особенно у молодежи.

Как книгопродавец в «Четвертом позвонке» говорил: «Людям в книгах не нужна ваша психология и философия. Людям нужны любовь и убийства». Людям не нужны всякие социальные рассуждения и психологические навороты, им нужны грубые зомби, трепетные эльфийки, нагибаторство и гаремы. Все эти хотелки взбудораженного гормонами юного сознания. Ну, прямо так и мерещатся навальнята с «Мы здесь власть!» И рекламный слоган, очертивший суть аномалий нашего современного общественного бытия «Ведь я этого достойна!» Но тут уж ничего не поделаешь. Время сурророгатов и фастфуда.

У Берга получилось произведение взрослого человека, видевшего мир.  Реальные мужчины, состоявшиеся профессионально и нравственно, опытные и позитивные, делают свою работу - тяжелую, грязную. И каждый на своем месте, без пафоса, профессионально спасает мир. Смело, И, главное, вместе.

Греет душу не раз прокатанная и принятая взрослыми людьми и опоганенная безбашенным молодняком (не в плане возраста, а в плане развития разума) истина – нормальная жизнь может быть только там, где есть коллективные интересы, взаимопомощь, система. И где есть сильное государство, которое Конфуций еще называл главной ценностью, о которой люди должны заботиться неустанно и трепетно. Иначе люди быстро скатятся, как антигерои этой книги, к мародерству и чуть позже к людоедству.

Хороший образ получился человека, мечтающего себя поставить  вне государства и системы, кретина, который всю жизнь копал схроны, надеясь на конец света, и вот мечта у него сбылась. Показано, какая это гнида и что ничего у него никогда не выйдет путного. Потому что он трус, псих и гнида. Кстати, как и набившие оскомину приблатненные герои Беркема, немало сделавшего для активизации выживальческой истерии и создания шизофренической атмосферы а истерическом разрезе «все пропало, двигаем по схронам!»

Достаточно стандартно показано постепенное озверение людей. И видно, что главный враг человека – это вовсе не зомби, а сам человек. Эти мысли привычные для жанра, да и вообще имеют весьма близкое отношение к нашему миру. Расписаны хорошо.

Приятно порадовало описание поведения этнических диаспор, как сразу наружу при ослаблении контроля лезет их дикарская сущность. Видел я это по Закавказью восьмидесятых, по Сумгаиту, как оно все происходит, когда из человека проклевывается дикарь. Надо отметить, что, как не играй в интернационализм, наши смуглые братья и небратья по СССР к этому дикому состоянию гораздо ближе, чем русский человек, который живет не стадом или племенем, а коллективом.

Что вызывало вопросы, которые больше относятся к моему вкусу и восприятию литературы. Книга из серии «Миры Круза». Меня это уже настраивает на некоторую настороженность.  Прежде всего, по моему, может, и не слишком компетентному мнению, в России не было создано ни одного удачного межавторского цикла.  «Сталкер» с сотнями книг дал пару интересных вещей, но от бесконечного повторения этих «сталкеры», «хабар», «зона» просто зубы ноют. А нескончаемые фанфики по «Метро» Глуховского. Автор так искренне и  мило ненавидит Россию и такой он весь теплый и интеллигентный антисоветчик, что вообще пропагандировать плоды его творчества есть по сути свинство. Но и ведь не было создано ни одной нормальной книги по его мирам. Не говоря уж о том, что весь мир «Метро» за уши притянут и носит на себе отпечаток глупой несуразности, что научной, что социальной. Пусть авторы хотя бы ночь в метро попытаются провести, не то, чтобы поселиться там.

То ж самое «Миры Круза». Он автор, конечно, неплохой. Но миры его никакой сильной ценностью и оригинальностью не обладают. Нечто подобное обсосано в тысячах фантастических книжек. А почему, вообще, нет серии «Мир Аэлиты» или «Беляева», или «Гарина с гиперболоидом»? Может, потому что шиш даже приблизительно напишешь нечто-то близкое по уровню. А вот на жвачку налепить еще одну жвачку – труда не составит. Никто и не заметит разницы.

Зачем это делается и почему? Мотивы очевидны. Бизнес и ничего личного. Такова читательская аудитория, утонувшая в бурном потоке массовой литературы. Вот пошло что-то у людей на ура, так потом с этого уже и не слезут. Вот и множатся фанфики и недофанфики, радуя бредовостью и повышенным спросом.

Для бизнеса это хорошо. Для писателя очень плохо.

Вот взять ту же книгу Берга. Получилась она получше, чем у самого Круза, убедительнее. Да и герои более привлекательные, чем социал-дарвинисты Круза. Но это не мир Берга. Он в нем иммигрант, который никогда не достигнет положения  старых фамилий, родившихся на этой земле.

Вместе с тем у автора вполне есть потенциал создавать свои миры. Которые будут куда интереснее и оригинальнее, если только он захочет изготовить что-то действительно новое.

Тут выступал один известный бизнесмен и озвучил неглупую мысль, что коммерческий успех может прийти только когда у тебя новая идея. Идти следом – это бесполезно, или продуешься, или будешь еле-еле сводить концы с концами. Нужно что-то яркое и новое.

Хотя новое и яркое – это еще не все. Тут вопрос раскрутки сразу встает. Которая, честно сказать, почти невозможна, чаще случайна, и вовсе не зависит от качества произведений, а то и зависит наоборот – чем лучше, тем хуже… Ну опять-таки – такой массовый читатель, такой спрос…

Что в книге мне не то, чтобы не понравилось, но немножко напрягло. Как-то очень быстро происходит переход от нормальной жизни к полному Апокалепцу. Люди с готовностью разбиваются на обособленные группы, строят оборону. И начинают жить, будто сто лет так и жили. Нет ощущения наползающего кошмара, растерянности и преодоления – прежде всего себя. При этом непонятно, что делают централизованные структуры, как они борются за выживание огромного города.

Не показано, как рушатся инфраструктурные системы. Электричество есть. Связь работает. А почему? Какими усилиями? Перво-наперво должны отключиться мобилы, а потом и электричество. Должны пойти пожары, катастрофы. Ничего этого нет или не видно.

Я понимаю, что это сделано ради динамики. Но тут можно было бы как-то прокрутиться.

Затянуты некоторые моменты с дебилом-выживальщиком. Сорок минут адуиокниги он в своей захоронке разделывает дичь, и все это описано с явно лишними подробностями. Может, кому интересно. По мне так не шибко.

Что касается характеристик оружия, тут все по нынешним законам жанра – каждый ствол расписать, какая нарезка, сколько патронов.

Может, оно и увлекает читателя. В общем, местами по делу. Но злоупотреблять этим излишне.

Образ кретина из схрона, как мне кажется, можно было бы расписать более карикатурно. Показать, какой он идиот на каких-то его совсем дурацких поступках.

Ну а вообще что касается взглядов на жизнь, на политику, на историю – это созвучно и мне. Нет либерального сюсюканья, самолюбования. Нет «положительных героев», которые все из себя яркие личности и непременно против прогнившей государственной системы и особенно кровавой гэбни – из-за них я терпеть не могу большинство наших фантастов, в том числе и  из девяностых, типа обожаемого интеллектуалами Логинова, или некоторые фолианты Лукьяненко, который в последнее время исправился. В «Крепости» виден деловой подход – как реально спасать себя и людей без всяких химер типа прав человека, толерантности. Наверное, потому что автор доктор и видел всякое, а не мендежер по покупкам и распределениям…

У автора большой потенциал. Главное, что умеет писать убедительно и увлекательно и еще легко. Легкость изложения ныне в цене. Вовсе не интересно читать словесные навороты, в которых сам леший заблудится, как в трех соснах.

Хочу отметить, что я не литературовед. Пишу в стиле – нравится не нравится, и как созвучно с моим настроем. Нормальная книга – это еще и возможность поглядеть на наше общество со стороны. Увидеть его болевые точки…



Источник

Просмотров: 370 | Добавил: kravcov_ivan | Зомби должен жевать… | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх