Pbv 302 с десантом. Фото Wikimedia CommonsНесколько месяцев назад Швеция заявила о своём намерении передать Украине все свои старые бронетранспортёры Pansarbandvagn 302. Ожидается, что поставки начнутся в ближайшее время, и благодаря им украинские военные смогут значительно увеличить свой технический парк. Однако такая помощь имеет вполне объективные ограничения.
Предложение и согласиеВ конце мая правительство Швеции объявило о подготовке нового пакета военной помощи для Украины. Стоимость имущества для поставки составила около 13,3 млрд шведских крон (примерно 1,15 млрд евро), и это был крупнейший пакет.В официальном пресс-релизе было объявлено, что Швеция намерена помочь в создании новых пехотных бригад для Украины. Для этого планировалось передать бронетранспортёры Pansarbandvagn 302 (Pbv 302), которые ранее использовались шведской армией.Сообщалось, что на Украину отправятся все списанные и хранящиеся в Швеции бронетранспортёры старой модели. Также планировалось передать все имеющиеся запчасти и оборудование для ремонта. Планировалось организовать подготовку украинских экипажей.Официальный документ и представители правительства Швеции не назвали точное количество передаваемых бронетранспортёров, ограничившись общими формулировками. Также остались неизвестными и сроки поставок.Pbv 302 отличается характерными округлыми обводами корпуса. Фото Минобороны ШвецииВ течение нескольких месяцев после публикации информации о передаче БТР Pbv 302 не поступало. Новые сведения появились в зарубежных СМИ только несколько дней назад .Сообщается, что с конца мая правительство Швеции готовило необходимые документы для передачи техники. Затем документы были переданы украинскому руководству. Только в середине августа министерство обороны Украины одобрило предложение Швеции и согласилось принять предложенные бронетранспортёры.Все формальности были улажены, и теперь две страны могут приступить к передаче и приёмке техники. Вероятно, сейчас шведская армия готовит свои Pbv 302 к отправке на Украину.Если это так, то отправка шведских бронетранспортёров начнётся в ближайшие недели. По разным данным, в Швеции на хранении может находиться около 200 ед. Pansarbandvagn 302. Передача такого количества техники вместе с запчастями, оборудованием и боеприпасами займёт много времени. Этот процесс может растянуться на месяцы.Устаревший образецБТР Pbv 302 был разработан компанией Hägglund & Söner (ныне это часть BAE Systems) в первой половине шестидесятых годов по заказу шведской армии. В середине десятилетия прототипы прошли испытания, и в 1966 г. армия получила первые БТР.БТР на учениях. Фото Ointres.seВпоследствии Pbv 302 претерпел несколько модернизаций. Модели «302B» и «302C» отличались уровнем защиты и некоторыми особенностями конструкции.Кроме того, на базе БТР были созданы различные машины специального назначения — командно-штабная, разведывательная, санитарная и другие. Всего шведская армия получила ок. 650 единиц техники всех модификаций.Бронетехника семейства Pbv 302 использовалась в частях шведской армии до середины прошлого десятилетия. На тот момент в наличии было не более 200-250 машин всех типов. К 2014 г. их полностью заменили новой техникой семейства Stridsfordon 9040. Оставшиеся старые БТР отправили на хранение, и теперь нашли способ окончательно избавиться от них.Pansarbandvagn 302 — это гусеничная бронемашина, предназначенная для перевозки и высадки пехоты, а также для её поддержки артиллерийским огнём. Другие машины на базе БТР выполняют иной круг задач.Боевая масса в конфигурации бронетранспортёра составляет 14 т. Общая длина — 5,35 м, ширина — 2,86 м, высота (по крыше башни) — 2,5 м.БТР штатно вооружён только 20-мм пушкой. Фото Ointres.sePbv 302 построен на основе сварного корпуса с противопульной и противоосколочной бронёй. Лобовые детали способны выдержать попадание пуль крупнокалиберных пулемётов. Остальные проекции защищены от стрелкового оружия нормальных калибров.Серийные БТР оснащались двигателями Volvo THD 100 мощностью 270 л.с. Подвеска — индивидуальная торсионная. Pbv 302 может развивать скорость до 66 км/ч и имеет запас хода 300 км. Машина плавает и может самостоятельно пересекать водные преграды.На крыше корпуса, у левого борта, установлена вращающаяся башня с 20-мм автоматической пушкой m/47D — лицензионной версией Hispano-Suiza HS.404. Боепитание осуществляется из магазина с ручной заменой.Как и другая шведская бронетехника, Pbv 302 оснащён 71-мм минометом Lyran с осветительными боеприпасами.Экипаж БТР состоит из трёх человек: водителя, командира и наводчика. Для них в крыше корпуса предусмотрены собственные люки. Десантное отделение вмещает шесть человек. Доступ внутрь осуществляется через кормовые двери или люки в крыше.Опоздавшая помощьЕщё в мае Швеция сообщила, для чего собирается отправить свои БТР на Украину. За счет этой техники планировали восполнить часть потерь украинской бронетехники. Также хотели помочь с формированием новых соединений для дальнейших боевых действий.Pbv 302 и водная преграда. Фото Ointres.seНетрудно заметить, что шведская поставка бронетехники вряд ли справится с поставленными задачами. Более того, у Швеции и Украины вообще отсутствуют поводы для оптимистических прогнозов в отношении передаваемых БТР Pbv 302.Прежде всего, следует обратить внимание на возраст и техническое состояние шведских БТР. Самые новые из них были построены несколько десятилетий назад по старому проекту. Их боевые качества давно не соответствуют современным требованиям.Любая попытка боевого применения этих машин приведет к потерям. БТР Pbv 302 может быть уничтожен артиллерийским огнём, вооружением бронетехники, противотанковыми ракетами или FPV-беспилотниками. Даже установка дополнительной защиты не снизит объективные риски.Швеция планирует передать 200 или более БТР, что станет одной из крупнейших поставок иностранной бронетехники на Украину. Однако на фоне потерь украинских формирований такое количество бронемашин выглядит довольно скромно.По данным министерства обороны России, к настоящему времени украинские формирования потеряли более 17,5 тыс. танков и других бронемашин, включая образцы современных моделей. На фоне таких потерь перспективы морально устаревших изделий Pbv 302 выглядят предсказуемыми.Кроме того, недавно потери Украины в живой силе и технике заметно выросли. Киев предпринял попытку вторжения в Курскую область. В результате этого протяжённость фронта увеличилась, а вместе с ней и воздействие российской армии на противника.БТР шведского контингента в составе KFOR. Фото Минобороны ШвецииВ целом ситуация с парком бронемашин постоянно ухудшается, и Киеву требуются новые поставки подобной техники. Но зарубежные партнёры не могут оказывать такую помощь в желаемом виде. Швеция не является исключением. На данный момент она только готовит передачу списанных БТР, и их доставка растянется на недели или месяцы. Неизвестно, что за это время произойдёт с украинскими вооружёнными формированиями и как изменятся их нужды.Возможен сценарий, при котором к моменту прибытия первых Pbv 302 ситуация радикально ухудшится, и даже две сотни бронетранспортёров не смогут на неё повлиять. В этом случае Швеция не только отдаст бесполезные машины, но и сделает это слишком поздно.Сомнительные союзникиШвеция отдаёт Украине свою бронетехнику и сопровождает эту помощь громкими заявлениями. Указывают на большое количество отгружаемых бронетранспортёров и подчеркивают их важность для восстановления украинских вооружённых формирований.Однако у этой поставки есть сомнительные особенности. Швеция передаёт Украине бронетранспортёры, которые уже устарели и не используются в своей армии. Состояние этих БТР неизвестно. Кроме того, шведская сторона не спешит с началом поставок, и сроки передачи обещанной техники остаются неясными. Существует вероятность, что она может опоздать.С российской точки зрения, вся ситуация с поставками шведских бронетранспортёров выглядит оптимистично. Даже если Украина получит две сотни устаревших Pbv 302, это не изменит ситуацию на фронте и не помешает процессу демилитаризации Украины. Этот процесс будет продолжаться и завершится независимо от иностранных поставок для украинских формирований.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Система связи самолёта была полностью выведена из строя из-за использования российских средств радиоэлектронной борьбы, в результате чего само