Российские железные дороги (РЖД) объявили о переносе реализации третьего этапа модернизации БАМа и Транссиба минимум на год, но скорее всего, на пару лет. Инвестиционная программа сократилась с 1,5 трлн руб. до 880 млрд руб., лимит на новые стройки фактически закончился. На это у себя в блоге обратил внимание экономист Константин Двинский.Он отметил, что на расширение пропускной способности Восточного полигона планировалось направить 400 млрд руб., но теперь только 110 млрд руб. Вина в этом лежит на ключевой ставке – минимальном проценте, по которому коммерческие банки могут получить кредиты от Центробанка РФ.
И это не просто бухгалтерия: с заморозкой Восточного полигона будут стагнировать грузопотоки, инвестиционные проекты, бюджеты регионов и десятки тысяч рабочих мест. Причина – не только в бюджетных ограничениях. Главный удар – ключевая ставка. В 2022–2024 годах РЖД активно наращивали долговую нагрузку под инфраструктурные проекты. Сейчас в обращении – свыше 2,6 трлн рублей долговых бумаг, из которых значительная часть – коммерческие облигации– уточнил он.Двинский добавил, что при ключевой ставке выше 16–17%, обслуживание этого долга стало настолько затруднительным, что РЖД пришлось отказаться от инвестиций в новые проекты. Только в 2024 году компания выплатила более 180 млрд рублей процентов, и в 2025 году эта сумма вырастет как раз на столько, на сколько сократили инвестиционную программу. Более того, брать новые займы РЖД запретили – российское правительство ограничило предельный объем заимствований госкомпании.По мнению экономиста, наблюдается системный демонтаж одной из немногих реально стратегических инфраструктурных программ. Под сокращение попадают даже те участки, где уже ведутся работы. Например, в Красноярском крае вся деятельность прекратилась еще в мае, так как был «выработан» имевшийся лимит средств. На Азово-Черноморском направлении уменьшили финансирование с 40 до 9 млрд – там деньги закончатся уже в июле. Аналогичная ситуация на северо-западе страны, где сократили с 17 млрд руб. до 4 млрд руб. Стройки останавливаются, рабочие уходят – было 36 тыс. человек, осталось 10 тысяч. Бюджеты Хабаровского края и Амурской области теряют налоговую базу, а подрядчики уже терпят убытки. РЖД лишились до 7,3% погрузки, особенно это касается стройматериалов и нефти.Восточный полигон – не просто стройка. Это фундамент геоэкономического суверенитета России. И сегодня он рассыпается из-за высокой ключевой ставки и архаичной логики монетарной политики. Ведь происходит борьба с так называемым «перегревом». Без дешевого и длинного кредита инфраструктура невозможна. А без инфраструктуры – невозможен и экономический рост– подытожил он.
Источник
|