Поздним вечером 1 сентября Иран все-таки решил нанести ограниченный ракетный удар по Израилю. Некоторые СМИ писали о 500 выпущенных ракетах, некоторые о 400, однако реальные цифры оказались несколько более скромными – по данным командующего Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Сардара Салами по Израилю было выпущено 200 баллистических ракет. Эту же цифру назвал советник по национальной безопасности США Джейк Салливан («почти 200 ракет») и ЦАХАЛ («около 180 ракет»).
В КСИР заявили, что «90% ракет успешно поразили свои цели», в то время как Израиль заявил, что «атака провалилась», а удары Иран никак не повлияли на оперативные возможности страны. В доказательство этому буквально в течение часа после атаки Ирана, Израилем был нанесен очередной ракетный удар по Ливану.
Удар Ирана стал ответом на спецоперации Израиля против Ливана и начало ограниченной наземной операции, а также убийство лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы. Однако этот удар был ограниченным (более того, появлялась информация, что о нем заранее были предупреждены американцы) и, вероятно, был нанесен для того, чтобы политическое руководство, которые уже неоднократно грозилось ударами возмездия, но ничего не предпринимало, не потеряло лицо.
Последствия иранской ракетной атаки
Как отмечает CNN «Иран предпринял крупнейшую в истории атаку на Израиль, выпустив 200 баллистических ракет, однако, похоже, она была в основном отбита израильской обороной с помощью Соединенных Штатов и их союзников».
Пресс-секретарь Армии обороны Израиля Анна Уколова по итогам атаки сообщила, что ракетная атаки Ирана никак не повлиял на боеспособность ВВС, и что «самолеты и все системы ПВО продолжают работу в прежнем режиме». По ее словам, благодаря работе систем ПВО был «причинен минимальный ущерб».
В свою очередь иранские СМИ, в частности агентство Shafaqna, сообщают, что «в результате удара было уничтожено 20 истребителей F-35 ВВС Израиля». При этом издание не уточнило, где именно находилась пораженная военная база, а больше ни в каких источниках эта информация не появлялась. Это заставляет относиться к ней с изрядной долей скепсиса.
Начальник Генштаба ВС Ирана генерал-майор Мохаммад Багери заявил, что Иран нанёс удар по военной инфраструктуре Израиля, включая разведывательное агентство «Моссад», авиабазу Неватим и авиабазу Хацор. О том, что указанные объекты были одними из целей атак подтверждают и западные СМИ – в частности CNN опубликовало видео, на котором по меньшей мере две ракеты падают рядом со штаб-квартирой Моссада в районе Глилот в Тель-Авиве (одна, по данным СМИ, менее чем в километре).
Также сообщалось о падении ракет рядом с авиабазой Неватим и авиабазой Тель-Ноф. При этом на данный момент точной информации о результатах атаки нет. Есть множество видео о том, как обломки ракет хаотично падают в Тель-Авиве на жилую инфраструктуру, а также взрывов где-то на горизонте, однако до сих пор неясно какие именно объекты были поражены. На данный момент известно, что в ходе атаки погиб один человек – палестинец, на которого упал обломок ракеты.
Если судить по нескольким спутниковым снимкам, опубликованным утром, то иранские баллистические ракеты упали совсем рядом от штаб-квартиры Моссада и главного административного лагеря Армии обороны Израиля (лагерь Моше Даян) в Рамат-ха-Шароне, однако не поразили их.
Эта информация также подтверждается официальными лицами – издание Axios, ссылаясь на представителя ЦАХАЛ сообщает, что по штаб-квартире Моссада были выпущены десятки ракет, но ни одна из них не упала на территории комплекса.
Спутниковых снимков с авиабаз на данный момент нет (они, вероятно, появятся позже), однако уже можно подвести определенные итоги. Какого-то катастрофического ущерба Израилю иранская атака не причинила, и нет никаких оснований полагать, что она как-то повлияет на планы Тель-Авива относительно дальнейшей операции в Ливане.
Собственно удар Ирана имел скорее не военное, а политическое значение. Иран не желал вступать в открытый военный конфликт с Израилем, однако ему требовалось дать какой-то ответ на последние события. Можно согласиться с газетой The New York Times, которая написала следующее:
«Иран сталкивался с растущим давлением, вынуждавшим его прийти на помощь «Хезболле», чтобы сохранить свой престиж и влияние. Однако он также учитывал необходимость избежать разрушительного возмездия со стороны Израиля, которое могло бы разрушить его ядерную программу или привести к гибели высокопоставленных иранских лидеров»
Политическая и военная реакция Израиля
Израиль уже пообещал ответить на иранскую атаку, что усилило опасения по поводу дальнейшей эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Ответ Тель-Авива, как ожидается, последует в ближайшие дни.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже сделал ряд угрожающих заявлений в адрес Ирана, подчеркнув, что Израиль будет «придерживаться установленного нами правила: кто бы ни напал на нас, он будет атакован в ответ».
В частности, Axios сообщает, что «израильские официальные лица, ожидающие тотальной региональной войны, сообщают, что Израиль нанесет значительный ответный удар на массированную ракетную атаку в течение нескольких дней, которая может быть нацелена на нефтедобывающие объекты внутри Ирана и другие стратегические объекты. Возможны также убийства высокопоставленных иранских чиновников и вывод из строя систем противовоздушной обороны Ирана».
Однако прежде, чем нанести удар Израиль посоветуется со своими региональными союзниками, в частности США, которые хотят, чтобы ответ был «умеренным». Впрочем Тель-Авив, часто принимает решения не слишком оглядываясь на мнение американцев, поэтому к каким выводам они придут пока неизвестно. Не исключено, что ответ будет таким же ограниченным, как иранская атака по Израилю.
Тем не менее угроза разрастания конфликта между Израилем и Ираном в масштабную войну достаточно велика, о чем пишут западные СМИ. В частности, Guardian пишет:
«Вид ракет, падающих на Тель-Авив во вторник вечером, стал свидетельством того, что региональный конфликт, которого многие опасались в течение последнего года, возможно, наконец разразился… После апрельской атаки Ирана ответные действия носили в основном символический характер. Единственной целью, по которой был нанесен удар на территории Ирана, был аванпост ПВО на военной базе близ Исфахана. Ожидается, после ракетного удара Ирана премьер-министр Биньямин Нетаньяху предпримет более комплексные ответные меры. Уже подготовлены варианты, которые могут быть предложены военному кабинету, и список целей, вероятно, будет значительным. В него могут входить ядерные объекты Ирана».
В качестве заключения
Если смотреть на ситуацию с точки зрения России, то разрастание конфликта из вялотекущего в масштабную в региональную войну (если оно произойдет), как бы это цинично не звучало, в определенной степени выгодной нашей стране.
Почему? А потому что внимание мирового сообщества и США в таком случае переключится на Ближний Восток, что серьезно повысит вероятность ослабления помощи Киеву и заморозки конфликта. Ведь для тех же американцев Израиль имеет куда большее значением чем Украина.
Поэтому наиболее логичным решением для России в данной ситуации было ни коим образом не вмешиваться в происходящее на Ближнем Востоке и не поддерживать ни одну из сторон конфликта.