Плавучая батарея «Лев»В самом начале второй половины XIX века в мировом кораблестроении произошёл качественный скачок – корабли обзавелись бронёй. Первыми стали французские плавбатареи «Лев», «Тоннат» и «Девастасьон», которые построили для штурма Севастополя, но не успели до падения крепости доставить на Чёрное море. Впрочем, работа для них нашлась: 17 октября 1855 года плавучие батареи за 4 часа 15 минут принудили к капитуляции русскую крепость Кинбурн. Русские артиллеристы стреляли метко: на броне французских монстров после боя насчитали порядка 200 вмятин от ядер. Но пробить броню гладскоствольные пушки не смогли.
Броненосный фрегат «Глуар»А потом – как портал открылся! В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар». В 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». В ходе Гражданской войны в США и южане, и северяне поставили на поток производство речных броненосцев. Возможным это стало благодаря трудам русского металлурга, мастера Ижорского завода В. С. Пятова, изобретшего прокат броневых листов (ну, американцы, конечно, и рельсами свои корабли бронировали, но это всё был эрзац). Само собой, и Российская империя в стороне от этого бронебума не осталась...Генерал-адмирал великий князь Константин НиколаевичВ 1858 году генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич обратился в Государственный совет с ходатайством о выделении средств на постройку первых броненосцев. Иначе, по его мнению, Российский Императорский флот при встрече с вражескими броненосцами «обратится в совершенное ничтожество». 23 ноября 1860 года последовало указание: «Помимо заказа в Англии броненосной батареи, проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов».«Опыт» – первый русский бронированный корабльВпрочем, после Крымской войны в бюджете Империи мышь повесилась, так что найти деньги на постройку «окованных фрегатов» удалось только в 1861 году. Поскольку, согласно Парижскому договору, держать военно-морской флот на Чёрном море России было запрещено, строить первые броненосные корабли было решено на Балтике. Вот только опыта в строительстве стальных кораблей у русских кораблестроителей не было. И его следовало получить. Точнее – построить. «Опыт» – именно так назвали первую металлическую канонерскую лодку России.Шведская канонерская лодка конца XVIII векаПервыми канонерские лодки изобрели французы. Было это задолго до «века пара и электричества» – в 1646 году. В это время на Дюнкерке базировались испанские (ну как испанские – работавшие на короля Испании) корсары, кошмарившие торговлю мятежных (с точки зрения испанцев, само собой) Нидерландов. Французы захватили город, в том числе применив первые канонерские лодки – большие, 30–40-вёсельные шлюпки, вооружённые одним – тремя орудиями. И, да, это не были «запорожские чайки» – вопреки легендам с территории бывшей УССР, запорожские казаки в осаде не участвовали.Активно использовали канонерские лодки испанцы во время Великой осады Гибралтара. Действия построенных адмиралом Антонио Барсело канонерских лодок стали единственным светлым пятном в этой неудачной для испанцев с французами кампании. Испанский адмирал при этом использовал опыт берберийских пиратов, чьи гребные корабли также были невелики, но отменно вооружены.В России канонерские лодки активно применяли во время войны со шведами в 1788–1790 годах – в финских шхерах большим кораблям было не уютно, а канонерки прекрасно себя чувствовали. В общем – полезный кораблик для работы на мелководье или среди островов: осадка маленькая, маневренность – высокая и пушка – одна, зато калибром фунта 32...«Фон дер Танн» – зажигает!Но рассвет канонерских лодок начался после появления паровой машины и гребного винта – во второй половине XIX века. Прототипом всех кораблей этого класса стала канонерская лодка «Фон дер Танн», сданная в 1849 году и прославившаяся во время Первой Шлезвигской войны боями с датским флотом на стороне Шлезвиг-Гольштейна. Это была трёхмачтовая паровая шхуна водоизмещением 120 тонн, вооружённая двумя 64-фунтовыми бомбическими орудиями на вертлюгах. В движение, помимо парусов, канонерку приводила паровая машина мощностью 150 лошадиных сил.«Опыт» на фоне плавучей батареи «Первенец»Канонерская лодка «Опыт» была заложена на питерской верфи «Карр и Макферсон» 8 августа 1861 года по проекту подпоручика Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Прохорова. А уже 27 сентября того же года канонерка была спущена на воду. Андреевский флаг над кораблём подняли 11 мая 1861 года – «Опыт» был передан морскому гвардейскому экипажу.Канонерская лодка имела водоизмещение 270 тонн при длине 38,9 метра и ширине 6,78 метра. Осадка составила всего 1,87 метра – как раз для действий в мелководном Финском заливе! Паровая машина мощностью 195 лошадиных сил обеспечивала скорость 8,25 узла (по некоторым данным, она могла делать 9 узлов).Особо стоит остановиться на бронировании и вооружении канонерки. Главным (и единственным!) калибром «Опыта» стало гладкоствольное 60-фунтовое орудие (калибром 196 мм). Огонь пушка вела из-за v-образного бронированного траверза, верхняя часть которого образовывала своего рода бруствер, защищавший орудие. Толщина брони внушала уважение – 114 мм – как у лучших броненосцев тех лет! Часть плит была отечественной, часть – заказана в Англии: качество зарубежных было похуже, но отечественные металлурги не смогли обеспечить нужное количество проката. Броня была уложена на тиковую подложку толщиной 305 мм – броня тех лет была хрупкой, и более эластичное дерево препятствовало её разрушению. Правда, другой брони, кроме вышеназванного траверза, у канонерской лодки не было, но это русских моряков не огорчало – лодка по сути дела была продолжением Кронштадтских фортов, и поворачиваться бортом или кормой к врагу не планировала. Да и смысла в этом не было – единственная пушка всё равно в носу стояла... Существовало даже штатное расписание, в котором указывались позиции, с которых «Опыт» будет воевать.«Опыт» в роли ледоколаСлужба канонерской лодки была на редкость долгой – в 1866 году её вывели из состава Балтийского флота – кораблестроение в эти годы развивалось стремительно, и «Опыт» быстро устарел. Канонерку передали частному владельцу, который стал использовать её в качестве ледокола. Но... В 1870 году её вновь выкупили и вооружили! В 1883 году «Опыт» (переименованный в «Мину») участвовал в испытаниях разных типов морских мин. В 1891 году в составе учебного минного отряда «Мина» участвовала в испытаниях радиосвязи между кораблями. 1 февраля 1892 года «Опыт» переклассифицировали в канонерскую лодку береговой обороны. Капитальный ремонт канонерка прошла в 1900 году, после чего прослужила до 1906 года. Несмотря на то, что после Цусимы с боевыми кораблями в России была напряжёнка, держать в составе Балтийского флота пироскафы 45 лет от роду не стали, и «Опыт» вновь разоружили и отправили на хранение.Но если вы думаете, что на этом история первого русского стального корабля закончилась, то вы – глубоко ошибаетесь! В 1907 году канонерку расконсервировали и сделали портовым судном. В 1915 году она была передана Комиссии по обзору финских шхер. «Опыт» участвовал в Первой мировой войне, обеспечивая навигационную безопасность плавания кораблей и судов. 25 октября 1917 года – вошла в состав РККФ, в 1918 году – передана красному финскому флоту, но захвачена белофиннами в Гельсинфорсе. В 1922 году по Юрьевскому мирному договору подлежала передаче РСФСР, но... Красные военморы решили, что канонерка 61 года от роду им без надобности и продали «Опыт» финнам на металл.Срок службы 61 год и сегодня внушает уважение, а для пароходов второй половины XIX века это и вовсе – прекрасно. В общем, первый российский бронированный корабль прожил долгую и полезную жизнь. Вот только принять участие в бою ему так ни разу и не довелось...
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.