О таких «боевых» смартфонах ВС РФ пока приходится только мечтать
Причиной, побудившей автора к написанию данной статьи, точнее, серии статей, стали материалы, опубликованные на YouTube-канале TurNav, посвящённом GPS-навигаторам, в частности GPS-навигаторам Garmin.
В указанных материалах неоднократно рассматривалась неэффективность и риски использования смартфонов на линии боевого соприкосновения (ЛБС) в зоне проведения российской специальной военной операции (СВО) на Украине. Также там говорилось о том, что навигаторы Garmin значительно более устойчивы к воздействию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), более удобны и безопасны в эксплуатации, чем смартфоны, применяемые для решения задач навигации.
Проблема это действительно важная и очень многогранная. В том, что специализированные навигаторы Garmin эффективнее и безопаснее в применении, чем смартфоны, нет никаких сомнений.
Безусловно, было бы просто замечательно, если бы каждый боец Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) был укомплектован навигатором, причём даже не компании Garmin, а военного образца, отечественной разработки и производства. А если нет, то чтобы каждый боец сам, инициативно, за собственные средства или за счёт волонтёров был укомплектован навигатором Garmin GPSMap 67. Однако в суровой реальности такая идеальная ситуация вряд ли возникнет, по крайней мере в обозримой перспективе.
Garmin GPSMap 67. Изображение garmin.ru
Так или иначе, но смартфоны будут применяться в зоне СВО, тем более что используются они не только для решения задач навигации, но и для многих других, например, для управления FPV-дронами, да и для связи, в том числе с помощью различных мессенджеров, хотя формально это и запрещено. А ещё смартфоны используются бойцами для звонков домой.
Пока не будет альтернативы, смартфоны будут оставаться реальностью ВС РФ в целом и СВО в частности, и никакие бредовые заявления отдельных лиц из Государственной думы Российской Федерации эту реальность никак не изменят.
А если от смартфонов решат избавиться, просто максимально «закрутив гайки», не решив вопрос с альтернативой, то мы получим лишь резкий рост потерь в ВС РФ, прорывы на ЛБС, аналогичные произошедшему в Курской области, и, как следствие, рост социальной напряженности в стране.
Основной причиной этого станут проблемы со связью, а также с применением FРV-дронов. И если по связи, теоретически, есть какие-то пути решения, пусть и с использованием тех же китайских гражданских цифровых радиостанций типа ТYТ МD-390 DMR AES256 10 Вт с прошивкой «Веда», а также соответствующих ретрансляторов для них, то массово применять FРV-дроны без использования смартфонов, необходимых для управления ими, скорее всего, просто невозможно.
Гражданские радиостанции ТYТ МD-390 DMR AES256 для работы в зоне СВО прошиваются прошивкой «Веда», устраняющей уязвимости цифрового стандарта DMR
В связи с вышеизложенным, у нас не остаётся никаких других вариантов, кроме как попытаться обеспечить максимально эффективное и безопасное применение существующих, доступных для приобретения коммерческих моделей смартфонов как в зоне СВО, так и в других горячих точках планеты, где присутствуют или могут присутствовать ВС РФ.
Для начала немного истории.
Монополия
Двадцать лет назад сотовая связь только начинала входить в нашу жизнь, а «умные телефоны» были у очень немногих.
Одним из направлений развития «умных телефонов» были коммуникаторы, которые стали развитием «наладонников» – карманных персональных компьютеров с сенсорным экраном и стилусом, в которые был добавлен GSM-модуль сотовой связи. В качестве операционной системы (ОС) на них была установлена мобильная версия Windows – Windows Mobile (не путать с плиточной Windows Phone, о которой ниже).
Слева — коммуникатор HTC Qtek S200, работающий на ОС Windows Mobile 5.0, справа — один из наиболее совершенных коммуникаторов своего времени HTC Touch Diamond, работающий на ОС Windows Mobile 6.1 Professional с установленной интерфейсной оболочкой от HTC TouchFLO 3D.
Кстати, коммуникаторы на Windows Mobile обладали весьма неплохими программными возможностями даже по сегодняшним меркам, а уж по открытости, возможности настройки, свободе установки и удаления программного обеспечения с ними не сравнится ни один современный смартфон – та Windows Mobile ещё не «стучала» в компанию Microsoft по поводу и без повода.
В качестве альтернативы развивались кнопочные смартфоны с ОС Symbian, разумеется, речь идёт о смартфонах финской компании Nokia. Впрочем, возможности кнопочных смартфонов Nokia значительно уступали тем, что имелись у коммуникаторов на Windows Mobile, а перейти на новый уровень компании Nokia просто не позволили.
Спецслужбы США отлично понимали и понимают, каким источником информации являются поисковики и операционные системы, какие возможности для контроля пользователей они дают, поэтому независимой финской ОС МееGо для смартфонов с сенсорным экраном родиться было не суждено.
Nokia N9 – единственный смартфон на ОС МееGо, на момент выхода которого фактически было уже известно, что разработка ОС МееGо будет закрыта
Компания Microsoft, скорее всего, с помощью «засланных казачков», вначале попыталась поглотить компанию Nokia с установкой на её смартфоны с сенсорным экраном своей новой OC Windows Phone, a когда бизнес не получился (операционная система Windows Phone оказалась крайне непопулярна), то компания Microsoft просто развалила компанию Nokia изнутри и избавилась от остатков, продав их китайской компании HMD Global.
В конечном итоге мы пришли к тому, что имеем сейчас: мир захватили смартфоны семейства iPhone компании Apple на базе проприетарной операционной системы iOS и смартфоны различных производителей на базе открытой ОС Android от «корпорации добра» Google.
Впрочем, открытость ОС Android является весьма условной, поскольку подавляющее большинство смартфонов поставляется с предустановленными сервисами Google, при этом удалить программное обеспечение Google обычными способами не получится. Исключение составляют смартфоны Huawei, о которых мы поговорим отдельно, а также ряд моделей смартфонов небольших производителей, но это скорее нишевые решения, которые сложно найти в свободной продаже.
Существуют также прошивки, выпускаемые энтузиастами для популярных моделей смартфонов, не содержащие сервисов Google, но с их установкой справятся далеко не все, при этом есть риск «окирпичить» смартфон.
Под колпаком
Таким образом, большинство смартфонов, реализуемых на гражданском рынке, находятся «под колпаком» у разработчиков и поставщиков их операционных систем, то есть, соответственно, у Apple и Google. Это значит, что доступ к данным, которые получают или потенциально могут получить компании Apple и Google, могут получить и специальные службы США – никто не упустит такую возможность и не позволит указанным компаниям никакой самодеятельности, когда на кону стоят интересы национальной безопасности.
Пока смартфоны на iOS лидируют по закрытости операционной системы, но ОС Android стремительно движется в том же направлении
Вообще, фактически все наиболее распространённые операционные системы в мире являются американскими – это один из важнейших элементов обеспечения глобального доминирования США.
Что касается смартфонов Huawei, то и в них наверняка есть «закладки», только информацию они позволяют получать не спецслужбам США, а спецслужбам КНР. Учитывая наши невраждебные отношения с Китаем, применительно к СВО это пока не играет особой роли, однако кто знает, куда нас заведёт кривая большой политики?
Так что же, смартфонам на передовую «путь заказан»?
Будем ждать, когда отечественная промышленность соизволит «родить» отечественный смартфон, пусть даже и на базе китайских комплектующих?
Как мы уже говорили выше, дождаться мы этого можем нескоро, а это значит, что придётся действовать самим, повышая эффективность и минимизируя риски применения смартфонов на ЛБС.
Существует три способа доработки смартфонов для их применения в зоне СВО:
1. Аппаратная доработка – внесение физических изменений в «железо» смартфона.
2. Глубокая программная доработка – перепрошивка на уровне ядра и/или операционной системы.
З. Ограниченная программная доработка – установка настроек и приложений, частичное удаление или заморозка настроек и приложений.
Разумеется, максимальный эффект может быть достигнут только при условии реализации всех трёх пунктов, однако это не так-то просто сделать.
Если ограниченную программную доработку при наличии подробных инструкций сможет выполнить большинство бойцов, то грамотно перепрошить смартфон, не «окирпичив» его и не потеряв нужную функциональность, смогут уже немногие.
Что касается аппаратной доработки, то реализовать её, не повредив смартфон, смогут вообще единицы, фактически количество бойцов, которые будут этим заниматься, окажется на уровне статистической погрешности.
Десять лет назад аппаратная доработка смартфона была значительно проще, чем сейчас
Тем не менее, повысить эффективность и безопасность применения смартфонов в зоне ведения боевых действий вполне возможно, но вначале необходимо определиться с критериями, по которым следует выбирать смартфон, который планируется использовать в зоне ведения боевых действий. О том, как это сделать, мы поговорим в следующем материале.