Советские послевоенные 57-76-мм самоходные артиллерийские установки
2024-10-17, 16:55
Вскоре после окончания Второй мировой в Советском Союзе произошло переосмысление роли и задач Воздушно-десантных войск. 10 июня 1946 «крылатую пехоту» передали в состав Сухопутных войск, непосредственно подчинив Министру Вооруженных сил СССР, после чего ВДВ стали считаться резервом Верховного Главнокомандующего. С учётом специфики действий и задач для ВДВ требовалась специальная техника и вооружение. В связи с чем со второй половины 1940-х велась разработка авиатранспортабельных самоходных артиллерийских установок.
Опытная АСУ-57 от ОКБ-115Обычно проектированием бронетехники занимаются коллективы, имеющие определённый опыт в этой области. Однако в конкурсе на создание авиатранспортабельной самоходки во второй половине 1940-х решило поучаствовать ОКБ-115, возглавляемое авиаконструктором А. С. Яковлевым. В 1948 году его конструкторское бюро занималось разработкой десантного планера Як-14, и параллельно планировалось сделать совместимую с ним легкую САУ, которая, как и изделие, проектируемое КБ завода № 40, получило обозначение АСУ-57 («Авиадесантируемая самоходная установка калибра 57-мм»).Хотя опыт создания подобных машин в ОКБ-115 отсутствовал, работы шли ударными темпами, и в марте 1948 началось строительство образца в металле. Имеется информация, что помощь в создании САУ оказали специалисты Харьковского танкоремонтного завода.Специфика авиационного бюро наложила отпечаток на конструкцию самоходки. Хотя внешне САУ с передним расположением рубки напоминала «классику» времён Великой Отечественной: СУ-85 и СУ-100, новая самоходка для ВДВ, спроектированная в ОКБ-115, содержала ряд революционных для того времени технических решений. Сварной корпус самоходки был выполнен из листов брони толщиной от 4 до 12 мм. В верхней части полуоткрытой рубки имелась складная командирская башенка обтекаемой формы со смотровыми приборами. В кормовой части был установлен карбюраторный двигатель М-20Е мощностью 55 л. с. Длина САУ с учетом орудия составляла немногим более 4500 мм. Ширина – 3820 мм, высота – 1380 мм. Масса – 3255 кг. Согласно проектным данным, машина должна была развивать скорость до 45 км/ч и иметь запас хода по шоссе не менее 160 км. Экипаж состоял из двух человек.В лобовом листе, установленном под углом, имелась ниша для 57-мм автоматической пушки 113П, изначально создававшейся для перспективных самолетов-истребителей. Артустановка монтировалась со сдвигом назад, из-за чего через амбразуру выступала только ограниченная часть ствола с дульным тормозом. Ствол проходил через всю рубку, а казенник находился рядом с моторным отделением.Наведение орудия в двух плоскостях осуществлялось гидравлическими приводами. Горизонтальная наводка была возможна в секторе 16°, углы вертикальной наводки – от -1 до +8°. Для наведения использовался авиационный коллиматорный прицел ПБП-1А.Автоматика пушки 113П работала за счёт отдачи при коротком ходе ствола. Темп стрельбы – 135 выстр./мин. Питание осуществлялось из рассыпной ленты на 15 унитарных выстрелов размерности 57х350 мм. Нормальный боекомплект составлял 30 выстрелов. В перегруз можно было взять ещё 20 выстрелов с размещением дополнительных боеприпасов в отдельном коробе. Перезарядка после расходования первой ленты осуществлялась гидравликой. Следующая перезарядка требовала участия экипажа.В середине 1948 года опытный экземпляр САУ прибыл для испытаний на полигон в Кубинке. Тестирование машины длилось несколько недель, но результаты для руководства ОКБ-115 оказались разочаровывающими. Ходовая часть оказалась недостаточно прочной. Испытатели отмечали перегрев и плохую надёжность двигательной установки, а также её склонность к воспламенению. В ходе стрельб авиационная 57-мм пушка ввиду использования маломощного боеприпаса вполне предсказуемо продемонстрировала слабую бронепробиваемость. Близко расположенный к рубке дульный тормоз пушки поднимал пыль, мешая наблюдению, а также негативно воздействовал на экипаж. Гидравлическая система наведения работала неудовлетворительно, и при стрельбе в ней падало давление. Скорости перемещения пушки и прицела не совпадали. Конструкция систем наведения исключала применение походного стопора пушки. Авиационный прицел оказался не эффективен на больших дистанциях. Система боепитания по проекту обеспечивающая быструю замену ленты силами наводчика на практике при перезарядке требовала работы двух артиллеристов и занимала порядка 10-15 мин. При этом экипажу приходилось покидать пространство, защищённое бронёй.Испытания оказались провалены и самоходку вернули на завод-изготовитель. Однако ОКБ-115 предприняло попытку модернизации САУ. При этом произошел отказ от полуоткрытого обитаемого отсека. Позади командирской башенки появилась броня сплошной крыши рубки. Силовая установка осталась прежней, но были переделаны все вспомогательные агрегаты, вызвавшие нарекания на испытаниях. Произошел отказ от гидравлического наведения артиллерийской установки и она наводилась ручными приводами. Угол склонения довели до -2° с возможностью увеличения до -5° за счет открытия люков над казенником. Система перезарядки стала пневматической. Коллиматорный прицел ПБП-1А заменили оптическим прицелом ОП-1 с 3-кратным увеличением и полем зрения 14°. Основное вооружение осталось прежним, но его решили дополнить съемной пусковой установкой на 30 реактивных снарядов РС-82. Управление пуском осуществлялось из-под брони или с выносного пульта. Снаряженная пусковая установка РС-82 добавляла 320 кг массы. В конце октября 1948 года переделанную САУ отправили в Кубинку для новых испытаний, и особых нареканий она не вызвала. Однако к тому моменту военные уже потеряли интерес к изделию ОКБ-115, и вскоре на вооружение была принята АСУ-57, созданная КБ завода № 40.Опытная 57-мм плавающая САУ К-73Под руководством А. К. Кравцева в ОКБ при Инженерном комитете Сухопутных войск параллельно с БТР К-75 проектировалась плавающая самоходная артиллерийская установка К-73, которую можно было десантировать на платформе парашютным способом отдельно от экипажа или планером Як-14 посадочным способом. САУ К-73 имела корпус открытого типа, разделенный на три отделения. МТО, отделённое перегородкой от обитаемого пространства, располагалось в передней части корпуса. В открытой задней части находились отделение управления и боевое отделение. Лобовая часть корпуса и рубки собиралась при помощи клёпки из броневых листов толщиной 6-8 мм, борта — 4 мм. Толщина дюралюминиевого днища составляла 3 мм. Для снижения массы САУ задняя вертикальная стенка и надгусеничные полки также выполнялись из 1,5-мм дюралюминия. В носовой части корпуса устанавливался волноотбойный щиток, который во время движения по суше поворачивался и прижимался к корпусу. Все люки машины для герметизации были снабжены резиновыми прокладками. Снаряженная масса машины составляла 3,4 т. Длина корпуса — 5355 мм. Длина САУ с пушкой — 5580 мм. Ширина — 2085 мм. Высота — 1510 мм. Экипаж — 3 человека. Опытная САУ К-73Самоходка была вооружена 57-мм пушкой Ч-51, установленной в рубке на сварной раме, с щелевым дульным тормозом. Углы вертикального наведения – от -4,5 до +15°. Сектор горизонтального обстрела - ±8°. Боекомплект составлял 30 выстрелов. Боевая скорострельность – до 9 выстр./мин. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с боекомплектом 400 патронов. Силовая установка мощностью 70 л.с., заимствованная у грузовика ГАЗ-51Н, обеспечивала максимальную скорость на суше до 54 км/ч, на плаву - 7 км/ч. Запас хода по шоссе – 230 км. Во время преодоления водных препятствий воздухозаборное отверстие герметизировалось створками, а воздуховоды приподнимались, чтобы исключить попадание забортной воды. В этом случае забор воздуха для охлаждения двигателя и моторного отделения осуществлялся вентилятором из боевого отделения. При преодолении водных преград задействовался винт, при движении по суше убиравшийся в специальную нишу в задней стенке корпуса. В 1949 году Московский Военно-ремонтный завод №2 ГБТУ построил два опытных образца САУ К-73. Первый из них предназначался для проведения ходовых испытаний (включая испытания на плаву), второй – для артиллерийских стрельб, которые проходили на ГНИАП ГАУ. При стрельбе была выявлена недостаточная прочность артустановки. На полигоне ходовая часть и трансмиссия продемонстрировали низкую надёжность. Испытания на воде показали негерметичность корпуса и невозможность постоянного прямолинейного движения. Специалисты отмечали возможность проникновения внутрь корпуса свинцовых брызг и пуль через амбразуры пушки, прицела и пулемёта. В итоге было принято решение передать всю конструкторскую документацию и опытный образец в КБ завода № 40, возглавляемое Н.А. Астровым. Там с сентября 1951 года велась разработка плавающей модификации АСУ-57. Один экземпляр САУ К-73 отправили в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники (поселок Кубинка), где он экспонируется и сейчас.Самоходная артиллерийская установка АСУ-57В 1949 году начались испытания самоходной установки АСУ-57 (объект 572), созданной под руководством Н. А. Астрова и Д. И. Сазонова в КБ Мытищинского завода № 40. По компоновочной схеме АСУ-57 напоминала созданную ранее там же АСУ-76, но была легче. В серийное производство АСУ-57 велось с 1950 до 1962 года на Мытищинском машиностроительном заводе. За это время было выпущено более 350 самоходок.АСУ-57Конструкция АСУ-57 соответствовала требованиям аэромобильности. Длина корпуса САУ составляла 3480 мм (5750 мм — с орудием), ширина — 2086 мм, высота — 1460 мм. Машина имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в лобовой и боевого отделения, совмещённого с отделением управления, — в кормовой части корпуса. Корпус собирался из стальных и дюралюминиевых листов. Боевое отделение сверху было открытым. Толщина лобовой брони составляла 6 мм, бортов — 4 мм. В верхней части боевого отделения имелись 4-мм щитки, крепившиеся на петлях, которые могли откидываться для уменьшения высоты САУ и улучшения обзора. В таком положении экипаж был закрыт бронёй приблизительно на уровне плеч. На марше боевое отделение могло закрываться брезентовым тентом.Использование тонких броневых листов позволило сделать самоходку рекордно лёгкой. Снаряженный вес машины составлял 3,35 т. Повышению пулестойкости в лобовой проекции способствовали рациональные углы наклона брони: верхний носовой лист имеет наклон в 20° к вертикали, лобовые листы боевого отделения — 36°, листы крыши моторно-трансмиссионного отделения — до 65°. Помимо этого, под наклоном в 14° расположены бортовые щитки боевого отделения. Лобовая 6-мм броня относительно надёжно защищала от винтовочных пуль, выпущенных с дистанции 400 м, а борта – от лёгких осколков. Стоит признать, что защита машины была очень слабой, что в какой-то мере компенсировалось малыми размерами, хорошей подвижностью и проходимостью на пересечённой местности. В любом случае, самоходная противотанковая установка в равных условиях была лучше, чем буксируемая пушка того же калибра. Для самообороны от вражеской пехоты, помимо личного оружия, в распоряжении экипажа имелся пулемёт СГМТ, который крепился спереди на турели. Однако позже относительно громоздкий и тяжелый станковый пулемёт заменили ручным РПД-44 под промежуточный патрон. Карбюраторный двигатель М-20Е от легкового автомобиля ГАЗ М-20 «Победа» мощностью 55 л.с. позволял разогнаться на шоссе до 45 км/ч. Скорость движения на пересечённой местности не превышала 25 км/ч. Запас хода по шоссе – до 250 км. Экипаж – 3 человека. АСУ-57 была вооружена 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51 с длиной ствола 74,16 калибра / 4227 мм (длина нарезной части — 3244 мм). Орудие оснащалось дульным тормозом. Углы вертикального наведения орудия — от −5° до +12°, горизонтальный сектор обстрела — ±8°. Прицел был рассчитан на стрельбу бронебойными снарядами на дальность до 2000 метров, осколочными — до 3400 метров. По возможностям поражения бронетехники и живой силы противника АСУ-57 находилась на уровне 57-мм противотанкового орудия ЗИС-2.После 1954 года самоходки вооружали модернизированным орудием Ч-51М, отличавшимся более компактным дульным тормозом активного типа, изменёнными противооткатными устройствами и затвором. 57-мм бронебойный трассирующий снаряд БР-271 массой 3,19 кг, покинув ствол с начальной скоростью 975 м/с, на дальности 500 м по нормали мог пробить 100 мм броню. Подкалиберный снаряд БР-271Н массой 2,4 кг, при начальной скорости 1125 м/с, с полукилометра пробивал по нормали 150 мм броню. Также в боекомплект входили выстрелы с осколочной гранатой УО-271У массой 3,75 кг, которая содержала 220 г тротила. Практическая скорострельность Ч-51 при стрельбе с исправлением наводки составляла 8-10 выстр./мин. Беглым огнём – до 15 выстр./мин. Боекомплект — 30 унитарных выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами, унифицированными с противотанковой пушкой ЗИС-2. По состоянию на середину 1950-х АСУ-57 могла не только бороться со средними танками, но и уничтожать живую силу и подавлять огневые точки противника. За неимением лучшего слабо защищённые самоходки также рассматривались как бронированное средство усиления ВДВ в наступлении. АСУ-57 в течение длительного периода времени оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим быть переброшенным по воздуху. До поступления на вооружение БМД-1 и БТР-Д, в случаях, когда требовалась быстрая переброска личного состава, самоходные орудия могли перевозить на броне до четырёх десантников, а также буксировать 57-85-мм пушки или 120-мм миномёты. Первоначально для доставки АСУ-57 по воздуху мог использоваться только транспортно-десантный планер Як-14М, конструкция которого по сравнению с ранним вариантом Як-14 была специально усилена для перевозки бронетехники массой до 3600 кг. В качестве буксировщиков десантных планеров применялись военно-транспортные самолёты Ил-12Д. Положение изменилось после принятия на вооружение турбовинтовых военно-транспортных самолётов Ан-8 и Ан-12, а также тяжёлых транспортных вертолётов Ми-6.Массовый выпуск Ан-12 и Ми-6 сделал ВДВ по-настоящему мобильным родом войск. Десантирование АСУ-57 обеспечивалось как посадочным, так и парашютным способом. Под занавес карьеры АСУ-57 десантировали с тяжелых военно-транспортных Ан-22 и Ил-76.Экипаж прыгал с парашютами отдельно от артустановки и после приземления освобождал технику от средств десантирования. Такая схема является не слишком удобной, так как разброс на местности десантников и грузовых платформ мог достигать нескольких километров.Вновь строящиеся АСУ-57 и машины, находящиеся в войсках, в конце 1950-х стали оснащать приборами ночного видения механика-водителя. С 1961 года — более совершенными средствами связи в виде комплекта радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120. САУ последних серий получили дополнительный топливный бак.Первоначально АСУ-57 являлись противотанковым средством дивизионного звена. Впоследствии в результате реорганизации ВДВ и принятия на вооружение 85-мм САУ АСУ-85 самоходки, вооруженные 57-мм пушками, были переведены из дивизионного звена в полковое.Во второй половине 1960-х лобовая броня новых британских и американских танков стала неуязвима для 57-мм снарядов. Несмотря на это, командование ВДВ не спешило расставаться с АСУ-57, и служба лёгких самоходок, обладавших отличной проходимостью по слабым грунтам, продолжалась до начала 1980-х. Информация об участии АСУ-57 в боевых действиях отсутствует. Но достоверно известно, что эти машины применялись при вводе войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. На базе АСУ-57 выпустили очень ограниченное количество командно-штабных машин АСУ-57КШМ, на которых вместо артиллерийского орудия и боекомплекта размещались радиостанции, рабочие места связиста и двух офицеров. Плавающая модификация, известная как АСУ-57П («Объект 574»), появилась в 1952 году. Эта машина имела герметичный корпус и внешне немного отличалась от базового варианта. На верхнем лобовом листе был установлен откидной волноотбойный щиток. Для движения на воде имелся винт с отбором мощности от коробки передач. САУ АСУ-57П в 1955 году успешно прошла испытания и её рекомендовали к принятию на вооружение. Но военные сочли, что по огневой мощи и защищённости амфибийная самоходка не превосходит АСУ-57 и ВДВ достаточно машин, серийный выпуск которых уже налажен, и постройка АСУ-57П ограничилась пятью опытными экземплярами. Опытная самоходная артиллерийская установка АСУ-76Опытная САУ АСУ-76 появилась гораздо раньше, чем серийная АСУ-57. Но в рамках данного цикла, посвящённого послевоенным отечественным противотанковым самоходкам, повествование идёт по возрастанию калибра, в связи с чем рассказ о АСУ-76 идёт позже. В 1944 году КБ Завода № 38 в инициативном порядке разработало, а производственные мощности построили три опытных облегченных САУ ОСУ-76, на которых были установлены качающиеся части 76-мм дивизионных пушек ЗИС-3. В середине 1944 года ОСУ-76 прошла полигонные испытания, в результате которых обнаружился ряд недостатков в конструкции машин и вооружении. В заключении комиссии было сказано, что для обеспечения надлежащих боевых качеств ОСУ-76 на ней необходимо использовать новую 76-мм пушку с баллистикой ЗИС-3, но с меньшей отдачей. В рамках данного задания поздней осенью 1946 года в КБ Завода № 40 началось проектирование установки АСУ-76 (Объект 570), а прототип был готов в декабре 1947 года. Испытания и доводка, длившиеся в 1948-1949 годах, завершились успешно, после чего машину рекомендовали к принятию на вооружение. Опытная САУ АСУ-76АСУ-76 относилась к классу полузакрытых самоходных установок с кормовым расположением боевого отделения. Для минимизации размеров машины и снижения веса боевое отделение совмещалось с отделением управления. Открытый сверху корпус машины сваривался из катаных броневых листов, которые обеспечивали защиту экипажа от огня стрелкового вооружения и осколков снарядов. Толщина лобовой брони рубки составляла 8-13 мм, лоб корпуса – 6-8 мм, борт – 6 мм, корма – 4 мм, днище – 6 мм. Карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-51Е мощностью 70 л.с. мог на шоссе разогнать машину массой 5,8 т до 45 км/ч. Запас хода – до 220 км. Экипаж состоял из трёх человек. В качестве основного вооружения использовалась 76-мм пушка Д-56С с длиной ствола 52 калибра и щелевым дульным тормозом, снижавшим отдачу на 50%. Бронебойный снаряд БР-354, имевший массу 6,5 кг и начальную скорость 655 м/с, обеспечивал пробитие на дальности 1000 м вертикально расположенной броневой плиты толщиной 80 мм. Также в боекомплекте имелись подкалиберные снаряды Бр-354Н, пробивающие на дистанции 1000 м броню толщиной 110 мм. По разрушительному убойному действию ОФС, выпущенный из Д-56С, соответствовал ЗИС-3. Скорострельность составляла 10 выстр./мин. Наибольший угол возвышения — +11°, склонения — -5°. Для стрельбы прямой наводкой использовался прицел ОП2-66 и панорама для ведения огня с закрытых позиций. Для борьбы с пехотой и стрельбы по воздушным целям на турели устанавливался пулемёт РП-46. При условии устранения недочётов, выявленных в ходе испытаний, АСУ-76 могла стать вполне жизнеспособной машиной, но этого не произошло, и в серию самоходную установку не запускали. Некоторые авторы утверждают, что виной тому низкая бронепробиваемость 76-мм пушки Д-56С. Однако они при этом упускают, что танковая версия Д-56Т устанавливалась на массовом плавающем танке ПТ-76, который в нашей стране эксплуатировался до середины 1990-х. Введение в боекомплект новых кумулятивных снарядов позволило отчасти решить вопрос бронепробиваемости, а по мощи осколочно-фугасных снарядов АСУ-76 была на одном уровне с СУ-76М и дивизионной ЗИС-3. В течение первого послевоенного десятилетия в ВДВ не имелось самоходных установок со сравнимыми характеристиками ОФС. Отказ от серийного строительства АСУ-76 скорей связан с тем, что проектируемый для ВДВ десантный планер Як-14 не мог нести машину, весящую 5,8 т, а тяжёлый планер Ил-32 с грузоподъёмностью 7 т был построен в единственном экземпляре. Продолжение следует…
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.