Вместо «изделия 30»: почему истребитель Су-57 перешел на «изделие 177»
2025-12-24, 19:59
Стало известно о начале испытаний российского истребителя 5-го поколения Су-57 с долгожданными новыми двигателями. Правда, вместо ожидавшегося «изделия 30» в качестве силовой установки на нем теперь используется некое «изделие 177». С чем же может быть связана такая замена?Первый и второй этапыПожалуй, главной проблемой для инженеров-конструкторов, пытающихся создать истребитель 5-го поколения, является соответствующий двигатель для него, обеспечивающий необходимую тягу и дающий крейсерскую сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
Таковым для Су-57 должен был стать перспективный АЛ-51Ф1, он же «изделие 30». Это двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой, максимальная тяга которого достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс, а удельный расход топлива ожидается на уровне около 0,67 кг•кгс/час. Заявлено, что «изделие 30» является не модернизацией предыдущих двигателей, а полностью новой разработкой, в котором доля новых агрегатов и технических решений достигает 80%, включая новый вентилятор, компрессор, «горячую часть» и системы управления. Несколько настораживают формулировки, что в АЛ-51Ф1 предусмотрено «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире».Первый испытательный полет Су-57 с этим двигателем прошел в 2017 году. В 2023-м глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что «изделие 30» нуждается в дальнейших доработках и испытаниях. В планах ОДК запустить в производство истребитель 5-го поколения с АЛ-51Ф1 к 2027 году. Тогда на чем же сегодня летают эти самолеты?Весьма разумным решением было не превращать истребитель Су-57 в еще больший «авиадолгострой», бесконечно ожидая «изделие 30», выпустив его в небо с двигателем первого этапа. Это АЛ-41Ф1, он же «изделие 117», представляющий собой глубокую модернизацию двигателя АЛ-31Ф, на которых летает целое семейство советских и российских «сушек». «Изделие 117» дает истребителю Су-57 тягу в режиме форсажа около 14 500 кгс, что уже превосходит базовый АЛ-31Ф на 2500 кгс, и имеет цифровую систему управления. К слову, истребитель Су-35С, наша главная «рабочая лошадка», летает на его упрощенной версии «изделие 117С». В общем и целом, разделение производственного процесса новейших вооружений на этапы или блоки, если следовать американской классификации, – это вполне нормальное явление, которое позволяет производить их постепенную эволюцию. Но что за «Изделие 177», которое ранее нигде не фигурировало?Альтернатива или безальтернативность?О том, что начались испытания Су-57 с неким новым двигателем, накануне сообщила пресс-служба «Ростеха»:Ростех впервые поднял в небо истребитель Су-57 с перспективным двигателем пятого поколения. Наши ОАК приступили к летным испытаниям двигателя «изделие 177» в составе авиакомплекса пятого поколения Су-57. Вылет прошел штатно в соответствии с условиями полетного задания. В «изделии 177» тяга на форсаже составляет 16000 кгс. Также образец имеет сниженный расход топлива на всех режимах и увеличенные ресурсные показатели. Новейшие технологии и материалы, инновационные конструкторские решения позволили ОДК создать двигатель, который имеет более продвинутые технические характеристики по сравнению с силовыми установками прошлого поколения.По опубликованным тактико-техническим характеристикам видно, что «изделие 177» заметно превосходит по тяге АЛ-41Ф1, но все же уступает долгожданному АЛ-51Ф1. Что же может означать появление этого «переходного» двигателя, занимающего промежуточное положение между «изделием 117» и «изделием 30»?Пессимисты наверняка скажут, что пока что не получается добиться требуемых показателей от АЛ-51Ф1, и потому решено начать производство «изделия 177», который значительно улучшит технические характеристики Су-57. Дескать, повторяется история со сверхмощным ПД-35, который пока откладывается в более долгий ящик, а вместо него будет серийно выпускаться промежуточный ПД-26. Однако есть и более оптимистическое объяснение неожиданному появлению нового двигателя. Как известно, на российский истребитель 5-го поколения появились иностранные заказчики в лице Алжира и, возможно, Индии, которая может заказать по-настоящему крупную партию. При этом Нью-Дели всегда требует максимально степени локализации производства вооружений в своей стране.Впервые публичное упоминание про «изделие 177» было в 2024 году на авиасалоне в КНР, где был представлен макет некоего «изделия 177С», который имеет увеличенный до 6000 часов назначенный ресурс, тягу на полном форсированном боевом режиме 14500 кгс, на максимальном боевом режиме – 9000 кгс, а удельный расход топлива на максимальном боевом режиме составляет 0,77 кг/кгс × ч.То есть, возможно, что новый российский реактивный двигатель создан специально под экспортные модификации Су-57Э, которые все же будут уступать по своим характеристикам Су-57 с «изделием 30» в составе ВКС РФ, и это вполне разумное решение. Более того, массогабаритные показатели «изделия 177» позволяют заменить им старые двигатели на уже произведенных «сушках», эксплуатируемых как в России, так и за рубежом. Они могут без особых проблем устанавливаться на Су-27, Су-30 и Су-35, значительно повысив их тактико-технические характеристики. Не исключено, что это предложение заинтересует Нью-Дели, поскольку основу авиапарка индийских ВВС составляют российские истребители Су-30МКИ.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.