В отечественных источниках достаточно подробно описана история боевого применения зенитных ракетных комплексов СА-75М «Двина» в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Однако ЗРК экспортной модификации СА-75МК также использовались в ходе индийско-пакистанских вооружённых конфликтов, о чём известно не так хорошо.На первом этапе после обретения Индией независимости вооружённые силы этой страны были оснащены оружием западного производства, в основном британским, французским и американским. Однако в 1960-е годы индийское руководство, проводившее независимую внешнюю политику, решило диверсифицировать импорт и стало заказывать оружие и военную технику в СССР.
После поражения в 1962 году в приграничной войне с Китаем, руководство Индии решило усилить противовоздушную оборону, и с СССР были заключены контракты на поставку радиолокаторов П-35, истребителей МиГ-21 и зенитных ракетных комплексов СА-75МК «Двина». Индийские военные быстро освоили зенитные ракетные комплексы «Двина», которые использовались для защиты стратегически важных объектов и крупных авиабаз, на их счету имеется несколько поражённых целей. Поставки и развёртывание ЗРК СА-75МК «Двина» в ИндииПротивовоздушные комплексы советского производства СА-75МК поставлялись в период с 1964 по 1972 год в количестве 25 единиц. Для этих ЗРК поступило 639 боевых и 10 учебных зенитных ракет В-750В.Согласно информации, опубликованной в индийских источниках, первоначальный контракт стоимостью 112 миллионов долларов США был заключён в 1963 году. В рамках данного соглашения предусматривалась поставка 17 ЗРК, одного учебно-тренажёрного комплекса и четырёх технических позиций. Судя по всему, обучение индийских офицеров началось ещё до заключения официального соглашения о продаже ЗРК СА-75МК (модификация для несоциалистических стран, отличавшаяся системой госопознования). Стоит отметить, что в Советском Союзе комплекс СА-75М был принят на вооружение в 1959 году, и по тем временам это было новейшее средство противовоздушной обороны, что говорит о том, насколько важным советское правительство считало налаживание отношений с Индией.Оборудование для учебного центра в окрестностях города Вадодара, расположенного в западной части Индии, в штате Гуджарат, прибыло на корабле «Николай Пирогов», который стоял в Бомбее с 7 по 26 января 1964 года. Подготовка первых индийских расчётов началась в апреле 1964 года в Учебном центре № 7, который позже переименовали в Институт подготовки управляемого оружия (GWTI). Практические занятия также проходили на базе строевых ракетных эскадрилий, развёрнутых в Раджокри и Баракпур. Площадка для учебно-контрольных стрельб была оборудована в окрестностях деревни Сурьяланка недалеко от Бапатлы, на восточном побережье штата Андхра-Прадеш, на берегу Бенгальского залива.В отличие от СССР, где комплексы семейства С-75 в основном служили в Войсках ПВО страны, в вооружённых силах Индии ЗРК СА-75МК передали Военно-воздушным силам, и индийские зенитные ракетные дивизионы именовались эскадрильями. Ракетные эскадрильи получили нумерацию такую же, как у лётных подразделений. К 1972 году, когда структура зенитных ракетных войск окончательно сформировалась, имелось шесть крыльев (полков) по четыре ракетные эскадрильи. Ещё одна эскадрилья была учебной.Считается, что первым подразделением СА-75МК в ВВС Индии стала 34-я учебная эскадрилья. Слава первого боевого подразделения, освоившего управляемое оружие класса «земля-воздух», досталась 46-й эскадрилье.По состоянию на 1 октября 1965 года Советский Союз поставил 144 ЗУР В-750В. Половина ракет была направлена в строевые ракетные эскадрильи, а 72 хранились на базе в Раджокри. На первом этапе ракетные эскадрильи были развёрнуты в районе Чандигарх-Амбала, в окрестностях Калькутты, Нью-Дели и Вадодара. После войны 1965 года Индия заказала ещё восемь ЗРК и дополнительную партию ЗУР. Имевшиеся на тот момент на вооружении комплексы и ракеты подверглись доработке, что позволило снизить нижнюю границу по высоте, улучшить помехозащищённость и увеличить вероятность поражения. Ракета В-750В на транспортно-заряжающей машине ПР-11АМ, представленная на параде в честь Дня Республики в 1968 году в Нью-ДелиПриобретённые дополнительно ЗРК «Двина» командование индийских ВВС направило на защиту авиабаз. Хотя комплексы СА-75МК имели возможность перебазирования, в отличие от Вьетнама и Египта, в Индии ракетные эскадрильи ПВО в основном размещались стационарно, что было связано с защитой конкретных объектов и неспособностью пакистанской боевой авиацией активно им противодействовать. Известно, что лишь один комплекс, рассматриваемый в качестве мобильного резерва, регулярно перебрасывался с места на место.При развёртывании на стационарных позициях пусковые установки первоначально защищались обваловкой, а затем часть комплексов разместили на капитальных бетонированных площадках, оборудованных прочными укрытиями и ангарами. На временной позиции для защиты пусковых установок использовались мешки с грунтом. Боевое применение индийских ЗРК СА-75МК «Двина»Вскоре после появления ЗРК СА-75МК в Индии об этом стало известно пакистанской разведке. Информацией поделились американцы, заснявшие с помощью разведывательного спутника несколько характерно выглядящих позиций.Снимок позиции ЗРК СА-75МК в ЧандигархеВ Индийско-пакистанской войне 1965 года комплексы «Двина» дважды применялись по неопознанным целям. Но подтверждённых успехов достичь не удалось, и заявления о сбитии пакистанского самолёта С-130 к западу от Дели не соответствуют действительности. Индийский ЗРК СА-75МК в следующий раз вступил в бой через две недели после прекращения огня. Целью стал пакистанский RB-57F, совершавший разведывательный полёт над территорией Индии. Этот самолёт, способный летать на высоте более 20 км, считался неуязвимым для истребителей МиГ-21 и «Комар» индийских ВВС. Самолёт RB-57F с крылом увеличенного размаха (37,19 м), двумя ТРДД Pratt & Whitney TF33-11 (2 х 8200 кгс) и двумя дополнительными ТРД Pratt & Whitney J60-9 (2 х 1500 кгс) на подкрыльевых пилонах по разведывательным возможностям превосходил широко известный высотный разведчик U-2.Разведывательный самолёт RB-57FОднако RB-57F появился слишком поздно, когда большая высота уже не могла обеспечить 100 % безопасность при пролётах над враждебной территорией, в связи с чем таких самолётов построили немного. Пакистанский RB-57F был обнаружен радарами, и после входа в зону поражения ракетной эскадрильи, базировавшейся в районе Амритсара, по нему выпустили три ракеты. Вероятность поражения при запуске трёх ЗУР В-750В составляла 90 %, по сравнению с чуть более 50 % при стрельбе одиночной ракетой.Боевые части двух ракет сработали рядом с высотным разведчиком, и он получил серьёзные повреждения. Однако пилот сохранил способность контролировать машину и совершил аварийную посадку в Пешаваре. В последствии повреждённый самолёт-разведчик отправили на ремонт в США, но он оказался неремонтопригоден и его списали.Фактически экипажу RB-57F очень повезло, в аналогичных ситуациях ракетами В-750В было сбито несколько высотных разведывательных самолётов американского производства над КНР, СССР и Кубой.К началу войны 1971 года все индийские станции наведения и зенитные ракеты были модернизированы, что позволило снизить высоту обстреливаемых целей до 300 м. Маршал авиации Мину Мерван, командующий Западным воздушным командованием, приветствует военнослужащих ракетной эскадрильи. На заднем плане антенный пост станции наведенияДоработка СНР и ЗУР оказалась очень своевременной, так как пилоты пакистанских бомбардировщиков В-57В, зная о наличии ЗРК эффективных на средних и больших высотах, перешли к полётам на малой высоте. Упомянув бомбардировщик В-57В, стоит рассказать о нём подробней. Эта машина строилась американской компанией Martin и являлась несколько переработанной и улучшенной копией британского реактивного бомбардировщика English Electric Canberra. «Камберра» стала одним из наиболее удачных английских реактивных боевых самолётов первого поколения, создававшийся как скоростной бомбардировщик без оборонительного вооружения.Пакистанский бомбардировщик В-57ВБомбардировщик В-57В имел максимальный взлётный вес 24 365 кг. Максимальная скорость полёта достигала 960 км/ч, крейсерская – 765 км/ч. Практический потолок – 13 700 м. Боевой радиус с бомбовой нагрузкой в 2380 кг составлял 1530 км. Ночью с 3 на 4 декабря два В-57В предприняли попытку бомбить авиабазу Халвара, расположенную в штате Пенджаб. Приблизительно в 23:40 первый самолёт пролетел рядом с аэродромом, но пилот объект удара не обнаружил. Операторы зенитного ракетного комплекса замешкались, и огонь первыми открыли 40-мм зенитные автоматы, выдав расположение авиабазы. Ситуация усугублялась тем, что большая часть ракет была не заправлена горючим и окислителем и они не были заряжены на пусковые установки, в связи с чем расчётам пришлось спешно заправлять ЗУР и заряжать ПУ.После обнаружения индийского аэродрома пакистанские бомбардировщики развернулись и пошли в атаку. Так как первый В-57 летел очень низко, на сброшенных с него авиабомбах не взвелись взрыватели, и взрывов не произошло. Второй самолёт произвёл бомбометание с высоты около 500 м и его бомбы взорвались. Ощутимого ущерба авиабазе эта бомбардировка не нанесла, на земле погиб один человек. После выхода из атаки бомбардировщики набрали высоту и по ним был произведён залп из трёх ракет. Один самолёт пропал с радаров, и операторы СНР сочли его сбитым. Однако впоследствии на земле обломки пакистанского В-57В обнаружить не удалось. Возможно, самолёт был повреждён, после чего снизился, но сумел уйти. В ту же ночь в районе Агры был обстрелян ещё один В-57В. Заметив пуск ракеты, его пилот резко уменьшил высоту полёта и избавился от бомб, избежав таким образом поражения. Хотя расчёт индийского комплекса «Двина» не смог сбить вражеский бомбардировщик, он выполнил задачу, сорвав прицельное бомбометание. Утром 4 декабря эта же ракетная эскадрилья под Агрой сбила несколько высотных аэростатов, которые пакистанцы использовали как ложные цели. Столкнувшись с мощным заслоном из комплексов «Двина», командование ВВС Пакистана, не желая рисковать бомбардировщиками В-57В, больше не посылало их для нанесения ударов в глубь индийской территории. Вместо этого для изматывания ПВО Индии осуществлялся массовый запуск высотных воздушных шаров с металлизированной оболочкой, на нейтрализацию которых было израсходовано примерно полтора десятка дорогостоящих ЗУР В-750В. По неподтверждённым данным, в 1971 году жертвой ЗРК СА-75МК стал индийский Ан-12, ошибочно принятый за пакистанский С-130. Хотя ЗРК СА-75МК к середине 1970-х начал устаревать, комплексы этого типа являлись серьёзным сдерживающим фактором, гарантирующим неприкосновенность воздушного пространства Индии. Для продления сроков службы при советской поддержке на ремонтном предприятии в городе Бадди, штат Химачал-Прадеш, в 1980-1981 гг. было организовано техническое обслуживание основных элементов ЗРК.Последнее развёртывание комплексов «Двина» на новых позициях произошло во время операции «Брасстакс» в 1987 году, когда индийская армия была приведена в боевую готовность для потенциальной войны с Пакистаном.Окончание эксплуатации индийских ЗРК СА-75МК «Двина»По мере старения комплексов индийским расчётам становилось всё сложней поддерживать их в работоспособном состоянии, во второй половине 1980-х стало ясно, что жизненный цикл ЗРК «Двина» заканчивается, и эти комплексы подлежат выводу из эксплуатации. Для замены СА-75МК в противовоздушной обороне авиабаз и обеспечения ПВО других важных объектов Индия в середине 1980-х приобрела маловысотные ЗРК С-125М «Печора-М» (60 дивизионов и 1539 ракет В-601ПД). Первая ракетная эскадрилья СА-75МК была расформирована в конце 1987 года после 27 лет службы. Индийские источники утверждают, что все ЗРК «Двина» сняты с боевого дежурства в 1992 году.Но, судя по всему, часть комплексов была направлена на хранение, а на нескольких стационарных позициях сохранились станции наведения и пусковые установки. На авиабазе Юттарлай в провинции Раджастан ПУ и СНР находились где-то до 2003 года. Возможно, что неработоспособные уставшие комплексы служили в качестве ложных целей, а их станции наведения при включении являлись своего рода пугалом, на высокочастотное излучение которых должны были реагировать системы предупреждения вражеских самолётов. Спутниковый снимок Google Earth: бывшая позиция ЗРК СА-75МК в штате ПенджабТакже имеются примеры актуального использования бывших стационарных позиций комплексов «Двина». Например, южней аэропорта Чандигар в штате Пенджаб на хорошо оборудованной и укреплённой в инженерном отношении позиции, где имеются бетонные укрытия, регулярно разворачиваются современные ЗРК и мобильные радиолокационные станции. Разработки индийских ракет на базе ЗУР В-750ВЖидкостные реактивные двигатели, работающие на двухкомпонентном топливе, и сейчас используются в ракетной технике, а 60 лет назад они были распространены очень широко. Получив в своё распоряжение ЗУР В-750В с маршевым ЖРД, индийские специалисты приступили к её изучению. Для середины 1960-х это была вполне современная ракета с передовой по меркам того времени системой управления и двигательной установкой, что в итоге обеспечило её длительный жизненный цикл. После изучения советской ракеты в Индии в конце 1960-х методом реверсивного инжиниринга хотели создать собственную ЗУР, решив таким образом проблему пополнения боекомплекта для имевшихся ЗРК «Двина», а также в перспективе создать задел для создания собственного противовоздушного комплекса. Однако задача оказалась сложней, чем это представлялось в начале, и после анализа собственных возможностей от этого отказались.В рамках проекта Devil, запущенного в 1972 году, в Лаборатории оборонных исследований и разработок (DRDL) была предпринята попытка создания баллистической ракеты малой дальности. Проектом предусматривалось, что первая ступень тактической баллистической ракеты будет твердотопливной. Маршевый двигатель, создаваемый на основе советского ЖРД, должен был работать на смеси ксилидиена и триэтиламина, а в качестве окислителя использовалась азотная кислота, насыщенная тетрооксидом азота. При создании тактической ракеты, внешне похожей на ЗУР В-750В, разработчики сумели создать собственный жидкостный двигатель тягой около 3000 кгс и первую разгонную ступень. Однако в связи с затягиванием разработки в 1975 году она получила статус исследовательской, а в 1980 году была закрыта. Впрочем, считать её полностью провальной нельзя. Индийский проект Devil позволил получить опыт проектирования и воплощения в металле ЖРД, а также создать несколько рецептур топлива, впоследствии использованных в двух типах твердотопливных реактивных двигателей. Практически одновременно с проектом Devil начались работы по баллистической ракете Valiant. Предполагалось, что жидкостная трёхступенчатая ракета Valiant со стартовой массой 85 тонн будет способна доставить 500 кг боеголовку на дальность не менее 1500 км.К испытаниям приступили в 1974 году, но они, как и в случае с ракетой Devil, не показали удовлетворительных результатов, и программу аннулировали в 1980 году. Теоретические и практические наработки, полученные в рамках проектов Devil и Valiant, специалисты индийской лаборатории DRDL использовали при создании баллистических ракет семейства Prithvi.Одноступенчатая жидкостная ракета Prithvi I принята на вооружение в 1994 году. Она может запускаться с мобильного транспортёра, весит 4400 кг, имеет дальность полёта до 150 км и оснащена боевой частью массой 1000 кг. Заявленное КВО – 50 м. Модификация Prithvi II, появившаяся в 1996 году, внешне почти не отличается от Prithvi I. Дальность стрельбы Prithvi II достигает 250 км, вес боевой части – 500 кг, стартовая масса – 4600 кг.Prithvi III представляет собой двухступенчатую ракету класса «земля-земля». Первая твердотопливная ступень имеет тягу 16 000 кгс. Вторая ступень работает на жидком топливе. Ракета может нести боеголовку массой 1000 кг на расстояние до 350 км, боеголовку массой 500 кг на расстояние до 600 км и боеголовку массой 250 кг на расстояние до 750 км.В 2000 году ракета Prithvi III была запущена с вертолётной площадки патрульного корабля Sukanya. Полный цикл испытаний Prithvi III завершился в 2004 году.Ракета Dhanush является баллистической ПКР, созданной на базе Prithvi III. Она способна нести боеголовки массой 500-1000 кг и поражать цели на дальности 350 км. Тип системы самонаведения неизвестен, но эксперты склоняются к тому, что это активная радиолокационная ГСН с коррекцией по сигналам спутниковой навигационной системы на среднем участке полёта. После серии успешных запусков с наземных установок ракета Dhanush пять раз стартовала с кораблей ВМС Индии.Продолжение следует...
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Ну хоть "орешников" пару штук не приписали и то радует