Вряд ли можно найти сегодня человека, который не слышал бы о БПЛА – беспилотных летательных аппаратах или, попросту говоря – «самолетах-роботах» или дронах. Но вот вопрос: как давно они появились и используются в боях? Эрудиты, конечно, сразу же вспомнят по германские самолеты-снаряды ФАУ-1. Однако история дронов на самом деле значительно старше. А вот насколько старше и какими были первые БПЛА? Вопрос интересный, к тому же недавно один из читателей ВО очень хотел прочитать продолжение материала по альтернативной истории бронетанковой техники. Ну, с танками пока что все, а вот что касается развития беспилотной авиации, то тут тоже есть о чем рассказать.
А было так, что ещё в 1910 году американец Элмер Амброуз Сперри, известный своим участием в создании гирокомпаса, решил заняться разработкой автопилота для самолётов. Уже первая версия его устройства при всей своей простоте вполне позволяла тогдашнему аэроплану автоматически держать курс и осуществлять стабилизацию по крену. Дальнейшие работы позволили получить уже полностью автоматизированный самолет-робот, которым можно было управлять при помощи радиосигналов.Едва только об этих опытах узнала германская разведка, как компании «Сименс» было тут же дано задание сделать аналог такого аэроплана. Причем, если американцы просто экспериментировали, то немцы сразу сделали ставку на новый аппарат, как на перспективный вид оружия. Дело в том, что английский флот превосходил немецкий. Добиться количественного превосходства Германии было не по силам, поэтому ставку сделали на совершенно новое оружие. Создать его удалось в течение четырех лет, и к моменту начала первой Великой войны производство самолетов-роботов было поставлено уже на поток.
За четыре года до Первой мировой войны
Разведка сообщает
«Летучая мышь» и «воронка» Монро
Аппарат назывался Fledermaus («Летучая мышь»), представлял собой предельно упрощенный аэроплан с толкающим воздушным винтом, мотором мощностью в 120 л. с. и развивал скорость в 200 км/ч. В его носовой части находился заряд взрывчатки весом в 100 кг, эффективность действия которого по броне усиливалось за счет применения эффекта Чарльза Монро. То есть в нем было устроено воронкообразное углубление, многократно усиливавшее энергию взрыва за счет его кумуляции. Наведение этой воздушной торпеды на цель осуществлялось визуально, для чего на ней устанавливалась мощная дуговая лампа свет, который был хорошо заметен даже на расстоянии в несколько километров.Как известно, война началась по «японскому образцу» с неожиданного удара германских воздушных торпед по английскому флоту, стоявшего на своей базе в Скапа-Флоу. Со специально построенных судов одна за другой эти торпеды поднимались в воздух и шли к цели, где их уже вручную наводили на стоявшие внизу корабли операторы с двухместных аэропланов «Таубе». Успех был гарантирован за счет многочисленных тренировок. Несколько сотен аппаратов было разбито в ходе учений, когда они таранили сделанные из фанеры макеты английских кораблей в натуральную величину, но зато теперь промахов почти не было. Никакая броня не спасала, так что британский флот сразу же понес серьезные потери и фактически утратил свою боеспособность.
Атака по «японскому образцу»
Атаки на Лондон и Париж
Затем самолеты-роботы посыпались на Париж и Лондон. Ну, а техническое решение, обеспечившее их наведение на цель, было элементарным. Пара радиостанций в тылу на значительном удалении от аппарата пеленговала радиосигналы от него. Радиомаяк на борту работал постоянно, а двигающаяся стрелка альтиметра последовательно замыкала контакты, меняя частоту его сигнала и информируя о высоте полёта наземных операторов. Зная высоту и скорость, операторы рассчитывали местонахождение Fledermaus и таким вот образом наводили его на крупные города. Причем из-за малых размеров его не смогли перехватить пилотируемые истребители. Зенитчики ночью были тоже бессильны, несмотря на все свои прожектора, по этой же самой причине. И хотя бои на суше вскоре приобрели позиционный характер, а германские войска остановлены, потери среди мирных жителей в Англии и во Франции росли день ото дня.
В бой вступают российские супербомбовозы
Россия, будучи союзницей Англии и Франции, оказалась первой страной, сумевшей наказать Германию за её вероломство. Благодаря налаженной разведывательной сети, российским агентам удалось выкрасть чертежи Fledermaus и очень быстро создать аналог. Поскольку она не располагала легкими аэропланами, способными долетать до Берлина, в самолеты-роботы переделали четырехмоторные самолеты «Илья Муромец», пятимоторные – «Пятиглав» и восьмимоторные – «Змей Горыныч». На них подвешивались бомбы весом соответственно в 400, 500 и 1000 кг, после чего они ночами наносили удары по городам Германии. Вероятное круговое отклонение было очень большим и составляло 2–3 км, однако и этого оказалось достаточно для этой густо застроенной и плотно заселенной страны. Теперь уже испытать все прелести подобной «роботизированной» войны довелось населению Германии, и это ему очень и очень не понравилось.
Едва только война началась, Сперри удалось привлечь к своим работам внимание флота. А когда о беспилотных «крылатых торпедах» прослышали в армии, то сразу дали ход и альтернативной разработке изобретателя Чарльза Кеттеринга. Его машина Kettering Bug изначально создавалась как беспилотная, и потому была предельно простой и компактной. При мощности 40-долларового мотора в 40 л. с. и весе в 240 кг скорость аппарата достигала 80 км/ч, а дальность полёта – 120 км. Конструкция была в духе дня: немного фанеры, немного папье-маше, крылья из усиленного картона. Первый полёт аппарата, разработка которого началась в 1915 году, состоялся уже через год. Автопилот рассчитывал пройденное расстояние по числу оборотов пропеллера. Шасси на нем отсутствовало, поэтому «летающая бомба» запускалась с разгоняемой рельсовой тележки. Ну, а сам самолёт-снаряд был устроен следующим образом: при весе планера в 240 кг бомба, находившаяся в фюзеляже, весила 82 кг; над точкой, которую автопилот считал вражеским городом, центральная часть самолёта падала на землю. Вероятное круговое отклонение было даже большим, чем у русских аэропланов. Но американские военные собирались использовать машину для ударов по германским городам, и особая точность им была не нужна. Высадившись во Франции в 1917 году, они начали с запуска по территории Германии сразу же нескольких тысяч аппаратов Kettering Bug, что привело к массовым жертвам среди мирного населения. Конечно, бомба в 82 кг – это немного, но, когда счет таких бомб идет на тысячи, то эффект от их применения становится ощутимым. Бомбы падали на заводы и городские площади, взрывались в доках и парках, поражали дома и дворцы, и спастись от них было невозможно.
Американская ставка на количество
Главное, что мешало созданию эффективного беспилотного летательного аппарата, это отсутствие возможности визуального наблюдения цели с борта аппарата. Над проблемой работали. И вот в июле 1917 года такой прибор, получивший название телевизора был создан одновременно в России и США. Несмотря на то, что конструкция аппарата была достаточно примитивной, а сам он получился громоздким, с его помощью удалось получать достаточно контрастную картинку вида местности, над которой летел беспилотный аэроплан. Теперь наводить «летающие бомбы» на цель стало значительно проще. Так, один из русских «Пятиглавов» поразил императорский дворец, где погиб и кайзер Вильгельм, и целый ряд находившихся вместе с ним в это время министров. Все это, а также колоссальные ежедневные жертвы и разрушения, привели Германию к капитуляции уже летом 1918 года.
Новая система наведения
Впрочем, умиротворения Германии так и не произошло. Хотя она и заплатила странам-победительницам огромные репарации, ее военная мощь окончательно сломлена так и не была. И, как и раньше, ее новая военная доктрина предполагала превентивный удар по противнику при помощи все тех же самолетов-роботов. Начались работы по совершенствованию телевизионных систем наведения и реактивных двигателей, способных резко увеличить скорость «крылатых торпед». Вот только теперь уже счет новых БПЛА шел на десятки тысяч, а применять их предполагалось не только против городов, но также и отдельных целей на поле боя. Война «робот-блитц» – вот на что теперь делали ставку германские военные, страстно мечтавшие о реванше за поражение в 1918 году. И вновь, как и в прошлом, дождавшись благоприятной политической ситуации, правительство Германии развязало уже вторую Великую войну в июне месяце 1939 года. Массированному обстрелу реактивными самолетами-снарядами подверглись Варшава, Париж, Лондон, Рига и Санкт-Петербург, где были разрушены многочисленные военные и гражданские объекты.
Война «робот-блитц»
Однако опыт первой Великой войны даром не пропал. И в ответ по территории Германии были выпущены столь же смертоносные снаряды, причем даже в большем количестве. Наступление германских войск на сухопутном фронте было остановлено ударами с воздуха по складам, путям сообщения и штабам. Война закончилась в считанные месяцы, но даже и сегодня, спустя столько лет после ее окончания, угроза очередного военного конфликта в Европе с участием телеуправляемых самолетов-роботов полностью не исключена.