Американские эксперты готовятся к масштабному конфликту с Китаем, поводом которого станет статус Тайваня. «Актуальные комментарии» подготовили обзор экспертных материалов, которые появилась в аналитических центрах США за последние несколько дней.
Эксперты Rand Corporation разработали два сценария системного американо-китайского конфликта. Первый сценарий представляет собой конфликт низкой интенсивности, который разворачивается в большей части мира, во многих областях и на протяжении многих лет. Второй представляет собой войну высокой интенсивности, которая развилась из войны низкой интенсивности. Сценарий войны высокой интенсивности предполагает агрессивные действия обеих стран по уничтожению боеспособности противника и несет в себе чрезвычайно высокий риск эскалации до самых деструктивных уровней. Оба сценария происходят в контексте глубоко раздробленной международной ситуации, в которой военные США и Китая испытывают огромное напряжение, поддерживая военные действия, борясь с целым рядом нетрадиционных угроз и отвечая на просьбы о помощи со стороны партнеров, находящихся в бою.
Масштабные учения Китая вокруг Тайваня были репетицией, а не сигналом, считает военный эксперт, старший научный сотрудник аналитического центра American Enterprise Institution Ориана Скайлар Мастро. «Сейчас вооруженные силы Китая сравнимы с американскими по качеству и количеству. Большинство китайских военных платформ являются современными (с новейшими технологиями в соответствующей области), и он может похвастаться самым большим военно-морским флотом в мире. В некоторых областях китайские военные возможности уже превосходят американские — в судостроении, обычных баллистических и крылатых ракетах наземного базирования и интегрированных системах противовоздушной обороны. Китай обладает третьим по величине ядерным арсеналом в мире, который в настоящее время подвергается серьезной модернизации. Но даже при всех этих улучшениях неясно, сможет ли Китай захватить Тайвань силой. Китай не воевал с 1979 года. Десантная атака и, в меньшей степени, блокада, которую имитировали учения у берегов Тайваня, потребуют сложных совместных операций с участием армии, авиации и флота, что, в свою очередь, потребует безупречной логистики и управления. По этой причине мы должны рассматривать массовые учения у берегов Тайваня не как сигнал, а скорее как репетицию боя», — считает эксперт.
Исход китайской морской блокады Тайваня слишком сложно прогнозировать, полагает старший научный сотрудник аналитического центра Brookings Institution Майкл О’Хэнлон. «Существует слишком много неопределенностей на тактическом, техническом, оперативном и стратегическом уровнях. Даже при учете конкретных, разумных границ эскалации, трудно быть уверенным в том, кто победит. Если Китай попытается напасть на Тайвань, Соединенным Штатам следует мыслить более творчески и асимметрично, а не начинать тотальную блокаду. Вместо этого США могут рассмотреть концепцию ведения войны, в центре которой будет многонациональный бойкот и эмбарго на торговлю с Китаем. Экстремальные экономические санкции могут быть подкреплены атаками на морские линии коммуникации в широком регионе Индийского океана. Если Соединенные Штаты будут доставлять на Тайвань основные медикаменты и другие предметы первой необходимости на коммерческих самолетах во время кризиса, это могло бы поддержать Тайвань достаточно долго, чтобы повысить шансы на жизнеспособный выход из кризиса путем переговоров, не ставящий под угрозу основные интересы Тайваня», — говорится в докладе эксперта.
Китай сталкивается с наиболее острым сочетанием социальных, экономических и геополитических проблем с 1989 года, считает специалист по азиатским странам Райан Хасс. По его словам, об этом свидетельствует различие в том, как Китай видит себя, и в том, как видят Китай другие страны. «Например, когда пекинские дипломаты обрушиваются на своих иностранных коллег, внутри Китая это будет трактоваться как оправданная защита достоинства Китая, а за рубежом — как пример китайского задиристого высокомерия. Когда другие страны демонстрируют поддержку Тайваню, внутри Китая это будет рассматриваться как часть западного заговора, направленного на раскол и ослабление Китая, в то время как за рубежом это будет восприниматься как необходимое противодействие растущему давлению Пекина на Тайвань», — отмечает эксперт. По его словам, эта ситуация привела некоторых американских ученых к выводу, что в Китае много социальных, экономических и геополитических проблем.
Китайскую инициативу 16+1, направленную на сотрудничество с европейскими странами, нужно закрывать. Такого мнения придерживается старший политический аналитик аналитического центра The Heritage Foundation Даниэль Кочис. Эта инициатива была запущена Китаем в 2012 году для расширения своих деловых и инвестиционных возможностей в 16 странах Восточной и Центральной Европы. Объявив эту инициативу средством «взаимовыгодного сотрудничества и развития» для всех сторон, Китай уделил приоритетное внимание инвестициям в инфраструктуру, передовые и «зеленые» технологии. Эта инициатива помогла Китаю увеличить экономическое и политическое влияние в регионе, но европейцы ничего не получили, считает эксперт. По его словам, Европе следует отказаться от формата 16+1 и обратиться к таким форумам, как «Инициатива трех морей» или 3SI, которые и будут способствовать привлечению частных инвестиций в региональные проекты и принесут устойчивую отдачу.