Первые два прототипа Auto Mag были изготовлены в 1970 году. Тогда же Гарри Сэнфорд основал Auto Mag Corporation и открыл завод в Пасадене, штат Калифорния. Первый серийный пистолет был продан 8 августа 1971 года. Мощный патрон и грозный внешний вид оружия сразу сделали его популярным в кино и романах. Но проработала корпорация всего около двух лет. И 3 мая 1972 года, выпустив менее 3 000 единиц, Auto Mag Corporation объявила о банкротстве. Это произошло не из-за проблем с оружием. Компания просто не смогла производить его по приемлемой стоимости. В 1971 году пистолеты продавались фактически по демпинговой цене в 247,5 доллара (1 381,18 доллара в сегодняшних ценах), что было значительно ниже его себестоимости. Компания теряла почти тысячу долларов с каждой проданной единицы, что вскоре и привело к банкротству. Кроме того, поставщики комплектующих хронически срывали сроки поставок, и АМС просто физически не успевала поставить в сроки своим клиентам уже оплаченные пистолеты. Что тоже сказалось не лучшим образом на репутации компании. Вскоре патент и всё оборудование выкупила «Томас Ойл Компани». Для производства пистолета была специально создана «ТДИ Корпорейшн» и открыта небольшая фабрика, главным инженером которой стал Гарри Сэнфорд, один из создателей Auto Mag. После возобновления производства появилось две модификации этого пистолета: «модель 180» калибра .44 AMP и «модель 160» калибра .357 AMP. Позже к проекту присоединилась «Хай Стандард Компани», которая взяла на себя вопросы маркетинга. Большой вклад в продвижении нового пистолета сделал Ли Джуррас, разработав для него патрон для охоты и различные варианты тюнинга. Потенциальным покупателям были предложены стволы с самыми разнообразными калибрами, а также съёмные приклады, экзотические рукоятки, ложи и комплекты сменных стволов. Это имело чуть больший успех, особенно при продаже тюнингованных пистолетов коллекционерам огнестрельного оружия. Хотя цена таких экземпляров достигала $3250. Кроме того, Ли Джуррас даже основал международный клуб любителей Ауто Маг («Club de Auto Mag Internationale»), чтобы владельцы самого мощного пистолета могли собираться на регулярные встречи с единомышленниками – владельцами «ручной артиллерии». Но и этого, увы, было недостаточно. В 1977 году High Standard вышла из соглашения с TDE, и производство пистолетов снова остановилось. К этому времени все права на Auto Mag вернулись к его прародителю – Гарри Сэнфорду. В 1979 году он анонсировал финальный выпуск серии из 500 пистолетов Auto Mag модели «В» c усиленным затвором. На деле удалось собрать меньше 100 единиц прежде, чем в 1980 году производство оружия вновь остановилось. Цена в 1000 долларов за штуку в 1979 году оказалась слишком высокой, чтобы пистолет мог пользоваться широким спросом, особенно если учесть стоимость патронов или, скорее, их отсутствие в готовом виде. В начале 1980-х годов компания АМТ выпустила около сотни пистолетов Auto Mag модели «С». В течение всего этого периода, начиная с 1972 года, было произведено и продано порядка 6 000 пистолетов. Окончательно производство Auto Mag остановилось в 1982 году. Позже попытки возобновить производство пистолетов с использованием старых чертежей предпринимались отдельными компаниями, но, увы, без особого успеха. Гарри Сэнфорд продавал запасные части к этим пистолетам вплоть до самой своей смерти в 1996 году. Его сын Уолтер Сэнфорд продолжил продавать оставшиеся части через ресурс automagparts.com вплоть до 2015 года, когда он передал все права (включая название, товарный знак и право на производство) компании Auto Mag Ltd Co. Существует довольно большое количество вариантов пистолета Auto Mag, отличающихся незначительными изменениями и маркировкой в соответствии с фирмой-изготовителем или авторским тюнингом. И разобраться в этом вопросе весьма непросто. Но попробуем это сделать.
Что в многообразии твоём... или варианты Auto Mag
1. Auto Mag Pasadena
Изначально Auto Mag Corp выпускала только одну модель пистолета калибра .44 AMP с длиной ствола 6,5 дюймов. На ствольной коробке с левой стороны наносилась отличительная надпись:Это так называемый ранний
или Original Pasadena. Ствол с вентилируемой планкой. Только эти пистолеты комплектовались полностью рифлёными щёчками, а на мушке со стороны прицела имели вырез с цветной вставкой (cерийные номера в диапазоне A0001–A3300). Эта модель считается самой качественной, так как все детали фрезерованы из нержавеющей стали Carpenter 455.
2. TDE North Hollywood
Затем производством Auto Mag занялась Trust Deed Estates (TDE). TDE выпускала пистолеты в двух калибрах – .44 АМР с 6,5-дюймовым стволом с вентилируемой планкой и .357 АМР со стволами длиной 6,5 или 8,5 дюймов без вентилируемой планки. Сначала производственные мощности TDE располагались в North Hollywood. Собственно, пистолеты собирались у Боба Барбасевича в гараже на заднем дворе его дома (Bob Barbasievicz Hause, 9503 Guess Street, Rosemead). Роберт Барбасевич на то время был начальником производственного и технического отделов TDE. До того он был одним из трех сотрудников, нанятых Гарри Сэнфордом для работы на фабрике Auto Mag Corp в Пасадене. Часть собранных и полностью комплектных пистолетов Pasadena были позже проданы под маркой North Hollywood. Соответственно, изменилась и надпись, наносившаяся на ствольной коробке с левой стороны:
иЭто так называемая модель
. Серийные номера в диапазоне A3400–A05015. Иначально пистолеты калибра .44 АМР собирались из сделанных ранее частей Pasadena, а недостающие детали изготавливались на стороне. Качество этой модели снижается в более поздних выпусках (некоторые мелкие детали были сделаны не из нержавеющей стали). Из-за этого пистолеты с более высокими серийными номерами в этой модели менее желательны для коллекционеров. Щёчки чёрные пластиковые с неполным рифлением.
Именно TDE начала выпуск Auto Mag калибра .357 AMP. Пистолеты этой модели отличает более короткая двухстрочная надпись (в отличие от надписи в 4 строки на пистолетах калибра .44 АМР). Большинство из них были собраны со сменными стволами. Все пистолеты этой модели были проданы через компанию B&B Sale в Северном Голивуде.
Со временем запас стволов, частей и деталей Auto Mag Pasadena, оставшихся после банкротства Auto Mag Corporation, закончился, и встал вопрос о полномасштабном возобновлении производства пистолетов. Поэтому 2 августа 1972 года Гарри Сэнфорд арендует фабрику в Эль Монте, Калифорния (11658 McBean Drive El Monte Calif.). Соответственно, у пистолетов, выпущенных на этой фабрике, изменилась и надпись на левой стороне ствольной коробки:
3. TDE El Monte
иЭто так называемая модель
. Пистолеты собирались полностью из новых деталей и узлов, произведённых TDE. Серийные номера находятся в диапазоне A05016–A08300. Пистолеты выпускались в калибрах .44 АМР и .357 АМР со стволами длиной 6,5 дюймов с вентилируемой планкой и с конусными 8,5- или 10,5-дюймовыми стволами без вентилируемой планки.
Дон Митчел (Don Mithell), президент компании High Standard, заинтересовался Auto Mag. Он посетил Гарри Сэнфорда в офисе TDE и договорился закупить для High Standard пистолеты, на которых стояло бы имя его компании и логотип. В апреле 1974 года им было заказано 135 пистолетов. Все 135 должны были быть изготовлены с 6,5-дюймовым стволом калибра .44 AMP и со стандартной отделкой. По словам Дона Митчела, никаких других калибров или длин стволов он не заказывал. В конечном итоге было произведено 134 (по другим сведениям – 132) пистолета с префиксом «H» в серийном номере. Из них 108 единиц калибра .44 AMP и 26 – калибра .357 AMP. Соответственно такие модели получили условное название High Standard. На ствольной коробке по левой стороне наносилась отличительная надпись:
4. High Standard
илиПозже ещё несколько сотен пистолетов (по некоторым источникам – чуть больше 900) было выпущено с маркировкой High Standard на ствольной коробке, но с обычными для Auto Mag серийными номерами, начинающимися с префикса «А0». И тут возникает некая интрига. Надо сказать,
пистолеты High Standard официально никогда не заказывала. Преобладала история о том, что на складах TDE осталось много комплектов стволов со ствольными коробками с маркировкой High Standard. И они были использованы для сборки пистолетов на рамках с серийными номерами с префиксом «A0». Несмотря на то, что это оружие заводского изготовления и действительно было выпущено на фабрике TDE в Эль Монте, но по большому счёту эти пистолеты имеют несоответствие ствола рамке. В книге Джеймса Спейсека «Hi-Standard Pistols & Revolvers 1951–1984», изданной в 1998 году, указано, что несколько тысяч серийных номеров с префиксом «A0» были зарезервированы в книгах учёта High Standard для присвоения серийных номеров пистолетам Auto Mag. Тщательное исследование этих записей показывает, что в 1974 году High Standard продало ровно 134 Auto Mag с префиксом «H». Записи также показывают, что ещё 911 пистолетов Auto Mag под серийными номерами с префиксом «A0» прошли через книги учёта High Standard в 1974 и 1975 годах. Почему так произошло, можно только догадываться. Надо сказать, что эксклюзивным дистрибьютором Auto Mag на то время (с 1974 по 1976 год) была компания L. E. Jurras & Assotiates. Возможно, поэтому High Standard продавала оружие неофициально, так сказать, с черного хода, чтобы обойти эксклюзивные права Ли Джурраса на продажу Auto Mag. Как бы то ни было, эти пистолеты тоже относятся к модели под условным названием
.Стандартная модель Auto Mag от Ли Джурраса. На оружие, произведенное TDE в 1974–1976 годах и прошедшее доводку и тюнинг у Ли Джурраса, эксклюзивного дистрибьютора пистолетов Auto Mag, добавлялся логотип в виде головы льва. Варьировалась полировка рамки и/или ствола со ствольной коробкой на презентационном уровне, устанавливались щёчки рукояток из экзотической древесины или кости. Калибр .357 AMP или .44 AMP. Ствол длиной 6,5 дюймов с вентилируемой планкой; 8,5- или 10,5-дюймовый – конусный, без вентилируемой планки. Маркировка фирмы TDE и логотип в виде головы льва. Сделано 1100–1200 шт. На ствольной коробке по левой стороне наносилась надпись:
5. L. E. Jurras Standard Model
ИлиКроме того, Ли Джуррасом была выпущена целая линейка нестандартных модификаций Auto Mag, специально «заточенных» для охоты на самую разную дичь. Их разнообразие, эксклюзивность и особенности таковы, что заслуживают отдельного разговора. Некоторые из этих модификаций настолько редки, что даже их фотографии являются раритетом. Находятся такие «жемчужины» в частных коллекциях, и увидеть их «вживую» практически невозможно.
6. Kent Lomont Custom Models
Свой неоценимый вклад в развитие конструкции Auto Mag внёс Кент Ломонт (Kent Lomont). Он сыграл важную роль в обеспечении опытно-конструкторских работ для Гарри Сэнфорда, создателя оригинального пистолета Auto Mag. Кент работал вместе с Ли Джуррасом, основателем компании Super Vel ammunition. Эти двое были самыми авторитетными экспертами Auto Mag. Кент отстрелял не одну тысячу патронов из Auto Mag, сделал сотни замеров, составил десятки таблиц для патронов различных калибров и типов пуль. Он составил огромное количество отчётов по баллистике и надёжности, с рекомендациями по эксплуатации, уходу и ремонту пистолетов, снаряжению патронов с оптимальными параметрами и наиболее эффективными способами стрельбы, использованию различных аксессуаров, подсумков, кобур и средств по уходу за оружием.
Кроме того, Кент Ломонт под заказ выпустил целую серию стволов в самых разнообразных и экзотических калибрах. Разработал несколько вариантов креплений для оптических прицелов для установки на Auto Mag. И эта тема тоже заслуживает отдельного внимания.
7. Auto Mag TDE/OMC серии «Б» (TDE/OMC B-series)
Модель «Б», выпущенная Гарри Сэнфордом в 1979 году, отличалась от пистолета первых выпусков усиленным монолитным затвором. Ствол длиной 6,5 дюймов с вентилируемой планкой; 8,5- или 10,5-дюймовый тяжелый целевой ствол без вентилируемой планки. Кроме того, модель B может иметь как клейма High Standar, так и TDE. Объясняется это тем, что после окончательного закрытия производства Auto Mag в 1982 году Гарри Сэнфорд собрал часть продукции из запасов уже готовых узлов и деталей пистолета. Номер модели изменён со180 на 280 и со160 на 260. Серийный номер в диапазоне B00001–B00370. Соответственно, изменилась и надпись на ствольной коробке:
ИлиМодель «Ц» (С) со стволом длиной 6,5 дюймов с вентилируемой планкой или 10,5 дюймов без вентилируемой планки. Номер модели изменён со 180 на 280 и со 160 на 260. Серийный номер в диапазоне C00001–C00050. Пистолеты поставлялись в кейсах (стиль пластиковый атташе) с аксессуарами. Модели, выпущенные компанией АМТ, имеют типичную маркировку, но с логотипом «АМТ в круге» и латинской буквой «С» в префиксе серийного номера:
8. Auto Mag AMT серии «Ц» (AMT C-series)
ИлиОтдельно стоит упомянуть пистолеты юбилейной серии Auto Mag Bicentennial, посвящённой двухсотлетию принятия Декларации независимости США (4 июля 1776 года). В 1976 году Гарри Сэнфорд заключил контракт с B&B на изготовление ограниченной серии из 100 пистолетов, посвящённой двухсотлетнему юбилею независимости США. Для этого на заводе было изготовлено сто 8,5-дюймовых стволов с вентилируемой планкой калибра .357AMP. Затем Ларри Гроссман на фабрике вручную изготовил четыре отполированных пистолета по спецификациям Гарри Сэнфорда. Это были экземпляры с серийными номерами USA1776, USA1777, USA1975 и USA1976. Возможно, из-за того, что производство пистолетов юбилейной серии было очень трудоемким, это были единственные четыре пистолета, произведенные в 1976 году. В 1977 году у Гарри Сэнфорда был внешний подрядчик, Эд О’Нил, который произвел еще шесть юбилейных пистолетов. У них были серийные номера USA100 и выше. Брюс Старк не нашел полной записи использованных серийных номеров. На пистолетах юбилейной серии была выгравирована специальная символика, в том числе так называемый колокол свободы – этот колокол созвал жителей Филадельфии на оглашение Декларации независимости в 1776 году:
9. Auto Mag «Двухсотлетие» (Auto Mag Bicentennial)
Остальные изготовленные на заказ стволы имели маркировку TDE или TDE/OMC и продавались в обычной кондиции. B&B Sales так и не получила ни одного пистолета Bicentennial и пригрозила предъявить иск фабрике. К 1982 году, после того как компания несколько раз меняла логотипы и владельцев, линия по производству пистолетов Auto Mag была закрыта. С тех пор ещё несколько раз предпринимались попытки возобновить производство пистолетов с использованием оригинальных чертежей и патентов с истекшим сроком действия, а также продавать их под другими названиями.
Модели Auto Mag, выпущенные после 1982 года
10. AMC модель
Модель со стволом длиной 6,5 или 8,5 дюймов с вентилируемой планкой. Выпускалась в калибрах .44 АМР и .357 АМР. Номер модели изменён со 180 на 280 и со 160 на 260. Это так называемая модель Auto Mag AMC. Кастомные версии могли иметь и иной калибр. В частности, .45 Win Mag, что отражалось в надписи по левой стороне ствольной коробки:
ИлиОдним из весьма интересных маркетинговых ходов, который сделала компания АМС, было производство наборов Last (последний). Это были пистолеты серии «C» с монолитным усиленным затвором, выпускавшиеся под специальным серийным номером Last, со стандартным конусным стволом без вентилируемой планки длиной 8,5 дюймов под патрон 44 AMP. Владельцам такого «последнего» Auto Mag предлагался набор лимитированной серии из четырех дополнительных 10,5-дюймовых стволов в четырёх разных калибрах: .357 AMP, .41 JMP, .44 AMP и .45 Win Mag. Планировалось изготовить всего 50 комплектов. Но они плохо продавались из-за стоимости, и в результате произведено их было менее 50 единиц. Все стволы имели стандартную маркировку «AMC» и «Covina» с указанием соответствующего калибра, например:
Можно увидеть, что калибр .41 помечен как AMP вместо JMP. По одним сведениям, эта была элементарная ошибка, сделанная при нанесении маркировки. По другим – сделано это было специально, так как к тому времени Ли Джуррас уже не являлся эксклюзивным дилером пистолетов Auto Mag. На дне выступов ствольных коробок ставился серийный номер, соответствующий набору, к которому они принадлежали.
11. Памятная серия Auto Mag, выпущенная в честь Гарри Сэнфорда
После смерти Гарри Сэнфорда была выпущена ограниченным тиражом памятная серия пистолетов Auto Mag калибра .44 AMP, оснащённая 6,5-дюймовым стволом с вентилируемой планкой. Так называемая классическая модель Pasadena. Изначально планировалось выпустить 1000 пистолетов. О чём информировал рекламный листок фирмы AM, Ирвиндейл, Калифорния (Irwindale, California). Но, по словам Брюса Старка, «биографа» Auto Mag, было выпущено всего 30 единиц. Пистолеты отличались высококачественной отделкой и дизайнерскими щёчками рукояток. Поставлялись в презентационных кейсах, сделанных из ореха. На ствольной коробке слева наносилась памятная надпись:
Серия была специально ориентирована на коллекционеров огнестрельного оружия и преподносилась как специальная коллекционная версия классики американского оружия. Ещё об одной памятной серии пистолетов Auto Mag есть информация в Голубой Книге (Blue Book of Gun Value) за 2021 год. Это тоже памятная серия Auto Mag калибра .44 AMP с 6,5-дюймовым стволом с вентилируемой планкой. На ствольной коробке присутствует надпись Sturgis, SD. На левой задней части ствольной коробки нанесена факсимильная подпись Гарри Сэнфорда. Поставлялся в презентационном кейсе.Планировалось выпустить 1000 пистолетов, но компанией Galena Industries в 1999–2000 годах фактически было сделано менее 300 единиц. Брюс Старк по этому поводу даёт ещё более скромные цифры – с маркировкой Sturgis, SD было выпущено всего 36 пистолетов. Из них 30 Auto Mag были сделаны в Хесперии, Калифорния (Hesperia, CA), а остальные 6 – в Sturgis, SD (Стургис, Южная Дакота). Все эти пистолеты относятся к мемориальной серии, посвящённой памяти Гарри Сэнфорда. Неофициальное название таких Auto Mag в среде коллекционеров и специалистов – Signature Series Auto Mag (Подписанная серия Auto Mag), учитывая наличие факсимильной подписи Гарри Сэнфорда на ствольной коробке слева. Зачастую для обозначения этих пистолетов знатоки и коллекционеры оружия используют аббревиатуру – HSSS Auto Mag (Harry Senford Signature Series).
Данные, опубликованные Ли Джуррасом, более-менее точно отражают ситуацию по производителям, маркировке и моделям Auto Mag за период с 1971 по 1982 год. Потому как он с 1974 по 1976 год был эксклюзивным дистрибьютором Auto Mag и имел очень тесные контакты с производителями пистолетов. Хотя и его данные иногда отличаются от данных из других источников.Стоит отметить, что схожие по названию пистолеты линейки Automag (от Automag II до Automag V), выпускавшиеся компанией AMT (Arcadia Machine & Tools), под патроны .22 WMR, 9 mm WinMag, .30 Carbine, .45 WinMag и .50 Action Express, представляют собой совершенно другое оружие, отличающееся как внешне, так и конструктивно. Надо сказать, виновником в этой путанице стал сам прародитель Auto Mag – Гарри Сэнфорд. После банкротства Auto Mag Corp в 1972 году Гарри Сэнфорд продолжил разработку новых полуавтоматических пистолетов из нержавеющей стали. Для этого оружия название Auto Mag он изменил на Automag. Помимо вышеупомянутых, Гарри Сэнфорд разработал ещё другие пистолеты и винтовки, у которых в названии не было имён Automag или Auto Mag.
После выхода в 1983 году фильма «Внезапный удар» коллекционеры захотели приобрести 8,5-дюймовый ствол с вентилируемой планкой калибра .44 AMP, подобный тому, каким был оснащён Auto Mag Гарри Каллахана. Но это был индивидуально изготовленный на заказ для съёмок фильма специальный ствол для стрельбы холостыми патронами. Кроме того, на тот момент производство Auto Mag было свёрнуто. Не было ни оснастки, ни какого-либо другого производственного инвентаря, чтобы развернуть производство таких комплектов (ствол со ствольной коробкой). Брайан Мейнард, в то время менеджер AMT, разработал Baby Auto Mag, взяв за основу пистолет AMT Lightning. Это был всего лишь .22-й LR. Но чисто внешне он почти полностью соответствовал кинематографическому оружию. Как обычно, Гарри Сэнфорд зарезервировал сотню серийных номеров для личного пользования. У этих пистолетов есть специальная маркировка на ствольной коробке. Пистолет мог иметь маркировку «Сделай мой день» или «Почувствуй себя счастливым панком» и т.д. Младший Auto Mag только внешне был похож на своего старшего «брата». Но маркетинговый ход оказался вполне удачным. Пистолет пользовался спросом. Подобным образом позже поступила израильская «ИМИ», выпустив свой Jeriho-941 под именем Baby Eagle. Хотя он и не имел ничего общего со старшим Desert Eagle.
Между 1971 и 2000 годами Auto Mag производился одиннадцатью компаниями, о чём свидетельствовала соответствующая маркировка на ствольной коробке с левой стороны. 1. AM (Auto Mag Corp.), Pasadena, California (произведено в Пасадене, Калифорния).2. TDE, North Hollywood, California (произведено в Росемид, Калифорния). 3. TDE, El Monte, California (произведено в Эль Монте, Калифорния).4. TDE, El Monte, California, High Standard (произведено в Эль Монте, Калифорния).5. TDE, El Monte, California, Lee Jurras (произведено в Эль Монте, Калифорния, тюнинг Ли Джурраса).6. TDE, El Monte, California, Kent Lomont (произведено в Эль Монте, Калифорния, тюнинг Кента Ломонта).7. TDE/OMC, El Monte, California (произведено в Эль Монте, Калифорния).8. AMT, Covina, California (ствольная коробка делалась в Ковина, Калифорния, пистолеты собирались в Ирвиндейле в Калифорнии).9. AMC, Covina, California (ствольная коробка делалась в Ковина, Калифорния, пистолеты собирались в Ирвиндейле, Калифорния).10. AM, Irwindale, California (произведено в Ирвиндейле, Калифорния).11. AM, Sturgis, South Dakota (часть производилась в Хесперии, Калифорния, а часть производилась в Стургис, Южная Дакота). Первые девять компаний – производили Auto Mag под руководством или с разрешения самого Гарри Сэнфорда. Пистолеты с двумя последними названиями были произведены по лицензии вдовы и сына Гарри – Надин и Уолта Сэнфордов.Сколько точно каких моделей/вариантов Auto Mag и в каком количестве было выпущено тем или иным производителем, сказать затруднительно. Диапазоны серийных номеров Auto Mag не совсем надежны при определении соответствия маркировки на ствольной коробке номеру рамки. Потому как эти номера ставились ими не всегда последовательно. Большие группы цифр были пропущены, чтобы создать впечатление, что производство продвинулось дальше, чем это было на самом деле. Персонализированные номера можно было приобрести на заводе, и они могли содержать только инициалы владельца. Например, роскошный гравированный Auto Mag, справедливо прозванный самым красивым пистолетом, имел номер WGС-3. Что никак не укладывается в рамки стандартной сквозной нумерации. Как правило, серийные номера пистолетов из Пасадены достигают трех тысяч, серийные номера пистолетов Северного Голливуда – до пяти тысяч, а серийные номера пистолетов TDE El Monte – до восьми тысяч. Дистрибьюторы, дилеры и коллекционеры меняли стволы и рамки по разным причинам. Рамка с серийным номером в пять тысяч единиц со стволом Pasadena может рассматриваться как несоответствие ствола рамке. Это особенно верно, если и затвор не соответствовал затвору Pasadena и т.д. Поэтому общее количество выпущенных пистолетов различные источники указывают по-разному – от 9,5 до 10 тысяч единиц.
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха