Минский автомобильный завод по-прежнему является одним из ключевых игроков на украинском рынке грузовых автомобилей как гражданского, так и военного назначения.
Недавно в Украине разразился очередной скандал, связанный с поставками военного имущества для нужд вооруженных сил страны (ВСУ). Как считает Юрий Повх, занимавший должность помощника министра обороны во время президентства Петра Порошенко, при проведении тендера на закупку армейских грузовиков были допущены серьезные злоупотребления.
Из шести компаний, пожелавших принять участие в тендере, три были отсеяны еще на этапе подачи заявок. Причем две из них – “Кременчугский автозавод” (КраАЗ) и “Автосборочный завод N2” фирмы “Богдан-Моторс” – считались, по мнению экспертов, основными претендентами на получение контракта. В итоге, вопреки прогнозам специалистов, победителем была названа малоизвестная компания “ТД Строймаш”.
В справедливости такого решения тендерной комиссии, считает Ю. Повх, есть все основания усомниться, так как предложенные “ТД Строймаш” для поставок в ВСУ грузовики МАЗ-631727 не отвечают требованиям, предъявляемым к автотехнике военного назначения. Правда, сколь-нибудь серьезных претензий к минским автомобилям экс-замминистра привести не смог. Более того, перечисленные Повхом со ссылкой на неких анонимных “волонтеров” изъяны конструкции минских машин породили многочисленные ироничные комментарии на профильных форумах.
Например, в перечне их недостатков указывалась слишком низкая бортовая платформа, что значительно ухудшает “возможности обслуживания” (чего?) в полевых условиях. (На самом деле, у грузовиков семейства МАЗ-6317, как и у всех автомобилей-вездеходов, она, по определению, расположена высоко.) Смехотворны и замечания к ящику для инструментов, который из-за неудачного размещения имеет все шансы оторваться. Дальше больше: неправильная покраска радиатора, отсутствие шторки светомаскировки кабины и использование китайского троса.
О чем на самом деле идет речь
Нет необходимости опровергать по пунктам все эти измышления. Достаточно обратиться к истории создания грузовиков МАЗ-6317. Базовая модель этого семейства была сконструирована согласно строгим техническим условиям Министерства обороны СССР. Опытные образцы автомобилей прошли приемочные испытания во всех природно-климатических зонах бывшего Советского Союза. Машины успешно работали при температурах от -45 до +40 градусов Цельсия, на высотах 4-4,5 тыс. метров над уровнем моря. По результатам испытаний МАЗ-6317 был рекомендован к принятию на вооружение и включен в план на 1991 год. Однако вскоре Союз распался, заказчик “канул в лету” и про МАЗ-6317 на время забыли.
Вспомнили только в 1995 году, когда в одной из африканских стран машина успешно прошла презентацию в сложных природных условиях. Год спустя автомобилем заинтересовались и белорусские военные, которые, проведя дополнительные тесты, убедились в том, что МАЗ-6317 вполне отвечает современным требованиям, предъявляемым к армейским автомобилям. И может быть использован в вооруженных силах РБ в качестве замены грузовиков типа “КрАЗ”, “КамАЗ” и “Урал”.
МАЗ-6317 может использоваться в качестве буксировщика крупнокалиберных артиллерийских систем, шасси зенитных ракетных комплексов и реактивных систем залпового огня, колесной базы понтонно-мостовых парков и средств подвижности сил специальных операций. В всех этих ипостасях и базовая модель МАЗ-6317, и другие члены семейства (МАЗ-5316 и МАЗ-6425) в настоящее время широко используются в белорусской армии.
О том, что сыр-бор среди претендентов на украинский оборонный госзаказ разгорелся вовсе не из-за технических характеристик “мазов”, говорит и тот факт, что отсеянная тендерной комиссией компания “Богдан-Мотор” занимается “отверточной” сборкой тех же автомобилей МАЗ-6317, правда продает она их потом под брендом “Богдан”. Скорее всего, считают информированные наблюдатели, скандал по поводу тендера является отражением между бизнес-структурами, принадлежащих к лагерям, нынешнего и предыдущего президентов Украины.
Причем все происходящее они расценивают как информационный ответ “порошенковских” на действия “зеленских”. Дело в том, что 17 октября 2019 года сотрудники Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) задержали одного из ближайших сподвижников Петра Порошенко, бывшего первого заместите секретаря Совета национальной безопасности и обороны страны (СНБО), Олега Гладковского. Который также является президентом компании “Богдан”, входящей в сферу интересов экс-президента.
Согласно неофициальной информации, основанием для задержания Гладковского стали обвинения в злоупотреблении служебным положением при закупках для оборонных нужд. Одна из главных претензий НАБУ к нему состоит в том, что его предприятия закупали в Беларуси автомобили МАЗ и брендом “Богдан” без тендера поставляли их ВСУ. В результате чего страдали интересы национальных производителей. И прежде всего, Кременчугского автомобильного завода.
Странное решение
Надо сказать, что обвинения эти не новые. В свое время лидер Радикальной партии Украины Олег Ляшко назвал “странным” решение госорганов отказаться от закупки украинских армейских автомобилей КрАЗ в пользу аналогов под маркой “МАЗ”. По его мнению, объяснить подобный выбор можно только тем, что завод “Богдан”, на котором было решено собирать белорусскую автотехнику, принадлежал самому президенту Порошенко.
В подтверждение своего утверждения Ляшко привел тот факт, что директор “Богдана” Олег Гладковский был назначен Петром Порошенко первым заместителем секретаря СНБО, где отвечал за военно-промышленный комплекс. То есть получил возможность закупать технику у самого себя за бюджетные деньги.
По этой причине холдинг “АвтоКрАЗ” лишился существенной доли государственных заказов, а вместе с ним пострадали и более 200 предприятий-смежников. Из-за нереализованной этими заводами продукции значительных поступлений в виде налогов лишился также государственный бюджет Украины. А рядовые работники упомянутых заводов — заработной платы.
Но самое возмутительным, по мнению Олега Ляшко, являлось то, что, закупая автотехнику в Беларуси, Гладковский и иже с ним, не только финансировали экономику этой страны, но через нее и экономику Российской Федерации, так как МАЗ “преимущественно состоит из российских комплектующих материалов”. Истинной же причиной, по которой предпочтение отдавалось минским автомобилям, стало “стремление президента Порошенко обогатиться даже ценой позорного сотрудничества со страной-агрессором”.
Комментируя эту ситуацию, директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак отмечал: “Сегодня в системе закупок, в том числе в системе формирования государственного оборонного заказа, действуют правила личных договоренностей”. По его словам, есть конкретные люди, конкретные интересы, есть лобби отдельных структур, “которые могут оказывать влияние на принятие решений по закупке вооружений и военной техники” для нужд военных и силовиков.
В ответ советник Петра Порошенко Юрий Бирюков подверг уничижительной критике качество военной автотехники, производимой в Украине. По его словам, завод “КрАЗ” работает на картинку для журналистов, пренебрегая условиями контакта. “На 641 машину – 696 поломок. На несчастные 30 “Спартанов” — 180 поломок! На 30 машин – 180 поломок!… Так что давайте будем поддерживать отечественного производителя не обращая внимания на то что будет с бойцами”. Свои заявления Юрий Бирюков подкрепил фотографиями документов со списком официально зафиксированных поломок КрАЗов, а также снимком застрявшего в грязи украинского автомобиля с вывернутым колесом.
Претензии, надо сказать, являются совершенно справедливыми. Но, как полагает ряд экспертов, в комбинации с “мазами”, помимо заботы о бойцах ВСУ, командой Порошенко руководило желание отодвинуть от государственной кормушки другого олигарха – миллиардера Константина Жеваго. Который через ФПГ “Финансы и Кредит” контролирует 90% акций холдинга “АвтоКрАЗ”. Ради чего продукции отечественного производителя предпочли белорусские грузовики.
Как МАЗ стал “Богданом”
Следует сказать, что впервые информация о намерении украинской корпорации “Богдан” собирать автомобили МАЗ прозвучала на XII Международной выставке “Зброя та безпека 2015”, проходившей в Киеве 22-25 сентября 2015 года. Как сообщало издание AUTO-Consulting, под брендом “Богдан” предполагалось начать сборку армейских автомобилей МАЗ-5316 (4×4), МАЗ-6317 (6×6), а также тягачей МАЗ-6425 (6×6).
На первом этапе планировалось организовать крупноузловое производство: сборка шасси, сварка, покраска и установка грузовой платформы. В последующем предусматривалось локализовать производство, привлекая украинских производителей комплектующих изделий и материалов. Пока Порошенко находился у власти, схема работала, но после его ухода объявились другие претенденты на госзаказ.
Другое дело, что собственных надежных армейских автомобилей в Украине так и не появилось. На сегодняшний день автопарк ВСУ насчитывает более двухсот марок автотехники, причем значительную его часть представляют устаревшие образцы, выпущенные еще во времена. Причем все выпускавшие их автозаводы либо уже перестали функционировать, либо остались на территории России.
Единственным отечественным производителем грузовиков в Украине является Кременчугский автозавод. Однако украинское оборонное ведомство отказывается работать с ним из-за проблем качества продукции и огромных долгов. Альтернативных поставщиков оно ищет за рубежом. Именно поэтому очередной виток борьбы олигархических групп за бюджетные деньги снова развернулся вокруг автомобилей семейства МАЗ-6317.
Сейчас в Минобороны на стадии принятия находится решение о приобретении автотехники у чешской Tatra (колесная формула 8×8) для размещения ракетных комплексов различного назначения. Но эти машины не смогут удовлетворить потребность украинской армии в грузовиках с колесной формулой 6×6, а посему не являются конкурентами семейству армейских грузовиков МАЗ-6317.
И тем не менее нельзя гарантировать их бесперебойную поставку для нужд ВСУ. Главной причиной, по которой Минский автозавод может прекратить отгрузку своих военных автомобилей в Украину, является негативное отношение к такому бизнесу руководства России.
Александр АЛЕСИН