Президент Азербайджана Ильхам Алиев, заявляя на территории Агдамского района о том, что «война осталась позади», не преминул выступить с утверждением о «полном и окончательном разгроме армянской армии» как таковой. Поступают сведения о том, что захваченные у противника военную технику и вооружение азербайджанская сторона транспортирует к себе домой эшелонами. Разгром и вправду имеет место быть, и отрицать его невозможно.
Тем не менее, гораздо большую опасность для Армении сегодня представляет не внешний враг (от которого она достаточно надежно ограждена членством в ОДКБ и присутствием на линии разграничения в самом Нагорном Карабахе достаточно внушительных сил российских миротворцев), а внутренний раздор, терзающий страну. Сумбур и ужас первых дней и ночей, когда на армянский народ обрушился весь неподъемный груз военного поражения и позорной капитуляции, едва не столкнули ее в хаос гражданского противостояния, которое вполне могло вылиться в кровопролитие уже не в Арцахе, а в Ереване.
Полшага до развала
Казалось, до окончательного развала всей властной вертикали Армении даже не шаг, а полшага. О необходимости отрешения от власти (подписавшего «похабный мир» - цитата выступавших на площади в центре Еревана) премьера и внеочередных парламентских выборов высказался президент страны Армен Саркисян. Одна за другой посыпались отставки членов кабинета Пашиняна и других высокопоставленных чиновников. Уход со своих постов главы МИД Зограба Мнацаканяна, руководителя МЧС Феликса Цолакяна, советника председателя парламента Ашота Гуляна, министра обороны и прочих выглядел как начало процесса полного распада.
А тут еще подоспело сообщение о том, что Пашиняна собираются попросту физически устранить, «казнив за предательство» (то ли некие «оппозиционеры», то ли участники боевых действий, то ли и те и другие в содружестве). Этого удалось избежать. Полагаю, что к счастью для самой Армении
Почему «к счастью»? Лучше всего об этом сказал президент России Владимир Путин, прямо заявивший, что Армения, «находясь под угрозой возобновления военных действий», просто «не может себе позволить» никаких революций, ниспровержения властей и тому подобных внутренних катаклизмов.
«Самоубийство для Армении»
В особенности же опасной будет ситуация, в рамках которой после гипотетического переворота власть захватит условная «партия войны», жаждущая немедленного и решительного реванша. Подобный вариант Владимир Путин, нисколько не стесняясь в выражениях, назвал «самоубийством для Армении».
С ним сложно не согласиться. При имеющемся раскладе: шансов на военный успех у Еревана нет. Ни малейших. Но любой необдуманный шаг с его стороны окончательно развяжет руки Баку и Анкаре. Там только и ждут повода, чтобы довести начатое до конца, водрузив азербайджанский флаг над Степанакертом. И это – как минимум.
«Спасительный» план Пашиняна - как не потерять всё, потеряв изрядную часть Карабаха
При данных условиях высказанное Пашиняном намерение оставаться у власти, хотя бы еще какое-то время, возможно и является наиболее приемлемым вариантом для страны. Тем более, что премьер уже озвучил некий «спасительный» план по преодолению острейшего внутреннего кризиса.
Назвал он его в лучших традициях американских учеников и воспитанников «дорожной картой», но суть не в этом. Среди предложенных первоочередных мер, сведенных главой правительства в 15 основных пунктов, имеются и достаточно толковые, даже, можно сказать, жизненно необходимые.
Восстановление разрушенного (прежде всего – жилых домов). Забота о семьях погибших военнослужащих и тех из них, кто стал на этой войне калеками. Освобождение из плена всех оказавшихся там соотечественников. Возвращение к месту постоянного проживания беженцев и (опять-таки) оказание им всей возможной поддержки. Эти намерения могут сплотить народ и заставить думать о чем-то еще, кроме тяжести поражения.
Правда, хватает в программе и достаточно общих, а также откровенно популистских пунктов. Вроде «преодоления коронавируса». «Восстановления и оживления экономики». Столь любимой Пашиняном «борьбы с коррупцией». И даже «решения демографических проблем». Но это, очевидно, необходимый фон. Так сказать, общая канва.
Лучше поздно, чем никогда
Естественно, завел речь (пытающийся удержаться у власти) премьер и о «всеобъемлющей программе восстановления, реформирования и модернизации вооруженных сил». Вообще-то об этом надо было думать до войны, а не после. Но лучше уж позже, чем никогда.
Главное при этом, чтобы мечта о военном реванше не превратилась в «идею фикс» как для властей Армении, так и для всего ее народа. В подобном случае страна однозначно встанет на путь, ведущий к ее полному краху.
Для России же это будет означать гораздо более тяжелую и кровопролитную войну на Кавказе, чем тот конфликт, который ей с таким трудом только что удалось урегулировать.