Характерной особенностью текущего конфликта в Нагорном Карабахе стало широкое применение беспилотных летательных аппаратов разных классов. Подобная техника состоит на вооружении обеих сторон и активно используется для решения всех основных задач. При этом беспилотные силы Азербайджана и Армении нельзя назвать равными, что сказывается на ходе боев. Рассмотрим основные образцы БПЛА двух стран.
БПЛА в ВВС Азербайджана
С начала прошлого десятилетия ВВС Азербайджана закупали и осваивали современную беспилотную технику всех основных классов. Благодаря этому к настоящему времени был создан достаточно крупный флот БПЛА, способный решать широкий круг задач. Его потенциал получил подтверждение в последние месяцы, в ходе нагорно-карабахского конфликта.
Сравнение характеристик БПЛА армий Азербайджана и Армении от IISS
Необходимо отметить, что азербайджанский парк БПЛА критически зависит от зарубежных стран. На вооружение приняты образцы только иностранной разработки, собственные беспилотники отсутствуют. Основная масса техники, в т.ч. наиболее важной, закупалась в готовом виде. При этом удалось наладить сборку некоторых БПЛА на собственных предприятиях, но с высочайшей долей импортных комплектующих.
На вооружение приняты легкие разведывательные БПЛА серии Orbiter Mini разработки израильской компании Aeronautics Defense. Имеется три модификации такой техники с оптикой на борту. Также используется унифицированный барражирующий боеприпас Orbiter 1K. С середины прошлого десятилетия сборка таких беспилотников осуществляется в Азербайджане. Также к категории легких относятся аппараты Elbit Skylark 3 израильского производства.
Парк средних разведывательных БПЛА включает технику нескольких разных типов. Одними из первых на вооружение поступили аппараты Elbit Hermes 450, в дальнейшем закупили и Hermes 900. Также Израиль поставил беспилотники IAI Heron и IAI Searcher. Изделия Aeronautics Aerostar того же класса производятся в Азербайджане по лицензии. Как следует из доступных данных, в строю в общей сложности имеется несколько десятков комплексов этих типов.
Особое значение для ВВС Азербайджана имеют средние разведывательно-ударные БПЛА Bayraktar TB2 турецкого производства. По разным данным, счет таким изделиям уже идет на десятки, и в ближайшее время возможны новые поставки. БПЛА этой модели при взлетном весе до 650 кг способен нести управляемые ракеты и бомбы нескольких типов турецкого производства. Ударный потенциал «Байрактара» самым активным образом используется для борьбы с наземными объектами противника.
Сбитый "Байрактар". Фото Lostarmour.info
Учитывая современные тенденции развития беспилотной авиации, ВВС Азербайджана еще в середине десятых годов начали активно закупать т.н. барражирующие боеприпасы. Уже тогда были приобретены и впервые использованы в реальной операции израильские боеприпасы IAI Harop. В дальнейшем на вооружение поступили Elbit SkyStriker и Orbiter 1K. Барражирующие боеприпасы закупались в готовом виде в количестве 50-100 ед.
Таким образом, в ВВС и армейской авиации Азербайджана создан достаточно многочисленный и развитый флот беспилотных летательных аппаратов. Имеются десятки легких и средних разведывательных и разведывательно-ударных машин. Также закуплены сотни барражирующих боеприпасов. Вся эта техника активно используется в Нагорном Карабахе и демонстрирует свой потенциал. С ее помощью производится разведка и выявление целей, на которые затем наводятся барражирующие боеприпасы или ударные БПЛА.
Барражирующий боеприпас IAI Harop, не поразивший цель. Фото Lostarmour.info
Впрочем, не все идет гладко, и имеют место потери. Некоторое количество БПЛА, в т.ч. разрекламированные Bayraktar TB2 поражаются огнем с земли. Кроме того, известны случаи, когда барражирующий боеприпас допускал промах или падал, не найдя цели. Однако, при всех подобных проблемах, Азербайджан продолжает боевое применение беспилотников, а Армения несет из-за них заметные потери.
Возможности Армении
По причине ограниченных возможностей вооруженные силы Армении пока не смогли построить крупный и развитый беспилотный воздушный флот. В то же время, принимаются все возможные меры, и на вооружение поступают новые образцы. Большая часть армянских БПЛА имеет местное происхождение. Разработка и производство такой техники ведется несколькими местными компаниями, в основном с применением импортных комплектующих.
Сбитый боеприпас SkyStriker. Фото Lostarmour.info
Наименьшие характеристики показывают легкие беспилотники самолетного типа UL-100 и UL-300. Они способны вести разведку на дистанциях до 50 км, а при необходимости оснащаются боевой частью и становятся барражирующими боеприпасами. Также в качестве средства наблюдения и разведки используется комплекс «Базе» с легким БПЛА.
С начала прошлого десятилетия армия получает беспилотники семейства «Крунк». Их относят к среднему классу БПЛА; максимальная взлетная масса достигает 60 кг, полезная нагрузка – до 20 кг. К настоящему времени создано три модификации «Крунка» с разными особенностями. Все они предназначаются для ведения разведки и выдачи целеуказания, для чего несут оптико-электронный блок. Близкие характеристики и возможности имеет средний беспилотник Х-55, созданный в середине десятых годов. К настоящему времени проведена его модернизация с увеличением характеристик.
Поле боя "глазами" азербайджанского БПЛА. Фото Минобороны Азербайджана
Уделяется внимание концепции барражирующих боеприпасов. Так, на дистанциях до 8 км возможно применение одноразового квадрокоптера «Бзез» с 4,6-кг боевой частью. Известно о разработке других изделий этого класса.
По общей численности и номенклатуре беспилотная авиация ВВС Армении серьезно уступает азербайджанским конкурентам. Это связано с объективными ограничениями экономического, технического и организационного характера. В то же время, предпринимаются попытки исправить ситуацию, и некоторые их них оказываются успешными.
Армянский беспилотный комплекс "Крунк-25-1". Фото Wikimedia Commons
Впрочем, до паритета очень далеко. Пока беспилотники ВВС Армении могут только вести разведку, а ударные возможности обеспечиваются исключительно немногочисленными легкими барражирующими боеприпасами. При этом БПЛА осуществляют целеуказание для других огневых средств, по своей мощи превосходящих беспилотную авиацию. В целом потенциал беспилотников оказывается ограниченным, что сказывается на общих возможностях армии.
Практика и выводы
Имея экономические преимущества перед соседями, Азербайджан в последние годы смог провести частичную модернизацию вооруженных сил. Одной из основ такого обновления стало строительство развитого флота БПЛА всех основных классов. Армения не имела подобных возможностей, но тоже старалась идти в ногу со временем. В итоге на данный момент обе страны имеют собственные парки беспилотников разных классов и типов, но их никак нельзя назвать равноценными.
Изделие Х-55. Фото Wikimedia Commons
Текущий конфликт в Нагорном Карабахе, в целом, не показывает никаких принципиально новых идей в контексте беспилотной авиацией. И до него было хорошо известно, что БПЛА являются удобным и эффективным средством разведки, что применение ударных беспилотников позволяет поражать цели без каких-либо рисков для людей и что борьба с такой техникой оказывается достаточно сложным делом. Также в очередной раз наглядно показано, что армия без развитой и современной системы ПВО, готовой к отражению актуальных угроз, из-за БПЛА подвергается повышенным рискам.
По всей видимости, армии всех развитых стран с большим интересом следят за конфликтом и действиями их сторон, причем особое внимание уделяют применению современных беспилотных комплексов. Анализ поступающих данных позволит уточнить свои планы на будущее и усовершенствовать новые образцы беспилотной техники. Кроме того, нынешние события обязательно учтут при развитии ПВО.
Конфликт Азербайджана и Армении ярко продемонстрировал, что БПЛА всех основных классов теперь могут состоять на вооружении не только крупных, богатых и промышленно развитых стран. Подобная техника необходима и другим государствам, поскольку позволяет малыми силами нарастить боеспособность армии. Соответственно, вооруженные силы, пренебрегающие беспилотной авиацией, серьезно ограничивают свое развитие.