На роль символов при управлении обществом больше 100 лет назад обратил внимание Карл Густав Юнг. Его "коллективное бессознательное" предполагает запрограммированные реакции на внешние раздражители - символы, манипулируя которыми можно манипулировать большими массами людей и обществом в целом.
Соединив теорию Юнга с концепцией Джозефа Овертона, получаем великолепную рабочую модель управления постиндустриальным обществом с помощью последовательной демонстрации символов целевой группе таким образом, чтобы в головах "подопытных" сформировались устойчивые стереотипы.
C помощью символов мы можем подключаться к целым комплексам взаимосвязанных образов и понятийных cиcтeм. Символ позволяет упаковать огромные массивы информации. Cобcтвeнно говоря, так трактует cимвол П. Флорeнcкий, когда говорит, что cимвол большe себя самого.
Символы нашего времени:
Королева Британии даровала сыну беглого олигарха РФ титул барона сибирского. Символизм действа очевиден. Англосаксы посредством бабушки Лизы говорят всему остальному миру, что Сибирь - это их вотчина и они клали с прибором на суверенитет РФ над этой территорией. Собственно, с этого момента профессиональные кричальщики "а ты почему еще не эмигрировал в Россию, ты что - не патриот?" - могут начинать кричать так всем жителям Сибири - англосаксы символично, но уверенно, так сказать на высшем уровне заявили о своих территориальных притязаниях.
"Северный поток - 2" объективно не может решить энергетические проблемы Западной Европы. Однако, те же англосаксы вцепились в него мёртвой хваткой, обложив горами запретов и демонстративно взяв в прицел "наших западных партнеров". Такое поведение не совсем практично, но зато крайне символично - оно сразу чётко показывает, кто в доме хозяин. Оккупированная англосаксами Европа - это та территория, на которой можно вести хозяйственную деятельность только с их разрешения.
Впрочем это касается и всей остальной деятельности тоже. Поэтому крутой, как вареные яйца, Эрдоган, долго разоряясь на тему "Я тут самый главный - что хочу, то и делаю!", сразу после прекращения войны в Карабахе первым делом отчитался о проделанной работе главе МИ-6. Не думаю, что он мог сказать англичанам что-то новое, чего они не знают. Главное - символ: приехал "Белый сахиб" - аборигены прогнулись и стояли в такой позе до его отлёта.
Каждый из перечисленных символов вроде бы ничего особого из себя не представляет. Но все вместе они складываются в картинку, которая прочно и уверенно загоняется в головы целевой аудитории - англосакс, выставляющий свой ботинок и все остальные недочеловеки, этот ботинок целующие. И ведь вся эта хрень работает! Уже без всяких fleet in been, и даже без угроз жахнуть крылатыми ракетами по непокорным! Вместо них по туземцам бьют символы, бетонобойно проникая прямо в мозг: несмотря на всё своё плачевное экономическое и социальное положение,"Гегемон" пока выигрывает информационные войны, войны смыслов.
Закончу этот парад символов моим любимым примером: "Мы с 1940 года рады немецкому сапогу на латышской земле" - в бытность министром обороны Латвии выразился Артис Пабрикс. Согласитесь - символичненько...