Медийно самый раскрученный барражирующий боеприпас Harop. Источник: planeta.press
Эффективные игрушки-камикадзе
Казалось бы, чего сложного в определении барражирующего боеприпаса? Однако в британском министерстве обороны соорудили вот такую тяжеловесную формулировку:
Из определения видно, что летающие камикадзе собраны из одних сплошных плюсов.
IAI Harop. Источник: wikipedia.org
В западной прессе к преимуществам подобной техники относят заметное сокращение времени от момента обнаружения цели и ее поражения, а также снижение сопутствующего ущерба от применения. При этом барражирующее оружие оказывается в ряде случаев дешевле традиционной артиллерии и управляемых авиабомб. Для надежного поражения одиночных целей, находящихся вне прямой видимости, требуется большой расход недешевых боеприпасов – снарядов, мин, неуправляемых ракет и т.д. Часто для этого приходится поднимать в воздух пилотируемую ударною технику, что дорого и рискованно. При удачном стечении обстоятельств, барражирующий боеприпас сделает эту работу гораздо быстрее и экономнее.
Не стоит забывать, что технически подкованный противник способен отследить место расположения артиллерийской установки (батареи) и ответным залпом уничтожить демаскированное орудие. Летающий камикадзе такого недостатка лишен. Наконец, преимуществом дистанционно управляемого ударного комплекса с телекамерами на борту является мощный пропагандистский эффект. Стоит только вспомнить какое впечатление производили видео с уничтожением живой силы и бронетехники сил Нагорного Карабаха и Армении. Особенно это остро было воспринято в российском сегменте Интернета. Настоящую панику вызвало массированное использование Азербайджаном беспилотников Bayraktar TB2 и множества камикадзе израильского и турецкого производства. Основной мотив истерии – у России нет подобного оружия и адекватной защиты.
Интернет-проект отечественного дрона-камикадзе «Ариадна». Источник: vk.com
В одной из тематических групп «оборонной» тематики «ВКонтакте» даже запустили (внимание!) самостоятельную разработку первого отечественного барражирующего боеприпаса. Проект назвали «Ариадна» и представили краткое техническое описание:
В планах разработчиков создание 3D-модели «Ариадны» и виртуальная продувка в аэродинамической трубе.
Первые опытные
До сих пор идут споры о месте барражирующих боеприпасов в мировой иерархии вооружений. Большая часть экспертов считает, что это разновидность беспилотной авиатехники, оснащенной боевой частью. А некоторые относят камикадзе с крыльями к управляемым ракетам с функцией барражирования. В пользу первого мнения выступает опционная возможность некоторых барражирующих боеприпасов применяться в качестве разведчика.
К примеру, польский дрон Warmate, помимо кумулятивной GK-1 и осколочной-фугасной GO-1 боевой части, может оснащаться оптическими и инфракрасными системами наблюдения. В этом случае летательный аппарат способен возвращаться домой и приземляться. Некоторые дроны-камикадзе уже в базе укомплектованы парашютами и надувными плотами для спасения в случае невыполнения боевой задачи или отсутствия целей на поле боя.
Американский опытный Brave-200. Источник: hippostcard.com
Многие считают, что барражирующие боеприпасы – это относительно новый вид оружия, но первым действующим разработкам уже больше 40 лет. В конце 70-х годов компания MBB создала противотанковый вариант дрона Tucan, а спустя несколько лет Boeing разработал противорадиолокационный летающий камикадзе Brave 200. Убийца радиолокаторов оснащался двухтактовым двухцилиндровым маршевым мотором, а запускался с помощью ракетного ускорителя. Дроны размещались по 15 штук в блочной пусковой установке, готовые к практическому применению. Несмотря на положительные отзывы и несколько удачно испытанных прототипов, в середине 80-х годов проект забросили.
Израильский приоритет
Неслучайно именно уничтожение целей ПВО противника было среди приоритетных задач первых разработок дронов-камикадзе. В годы холодной войны Советский Союз рассматривался в качестве приоритетного врага, безусловно сильной стороной которого были могущественные силы противовоздушной обороны. Поэтому уничтожение РЛС (без риска потерять дорогостоящий самолет и пилота) виделось заманчивой целью.
IAI Harpy. Источник: wikipedia.org
В середине 80-х годов Israel Aircraft Industries разработала дрон Harpy, ставший впоследствии серийным. Беспилотный летательный аппарат длиной 2,7 метра оснащался 2,1-метровым дельтовидным крылом и толкающим винтом. В движение камикадзе приводится роторно-поршневым двигателем мощностью 38 л. с. Для своего времени такой тип силовой установки обеспечивал необходимую компактность и высокую удельную мощность. Со временем двигатели внутреннего сгорания на малогабаритных камикадзе будут заменены электромоторами, а на место топливных баков встанут литий-ионные батареи. Harpy в конце 80-х годов развивал с 32 кг взрывчатки на борту крейсерские 185 км/ч и летал на дальность до 500 километров. Головка самонаведения позволяла в автоматическом режиме искать и уничтожать источники радиолокационного излучения.
В 2009 году фирма IAI заявила о барражирующем боеприпасе Harop – варианте дрона Harpy, но с оптико-электронной головкой самонаведения для поражения первоочередных, особо важных мобильных объектов. В боеприпасе Harop круглый корпус заменен на более сложный профиль, а у треугольного крыла уменьшена стреловидность передней кромки. Снаряд может запускаться под любым углом, по вертикальной или горизонтальной траектории с различных передвижных платформ, в том числе из пусковых контейнеров наземного и морского базирования, а также воздушных платформ в направлении предполагаемого района цели.
Семейство Hero
Наиболее широкий спектр барражирующего оружия различного назначения в настоящее время предлагает израильская фирма UVision. В портфолио производителя центральное место занимает серия дронов-камикадзе Hero. Самым компактным является ранцевый тактический боеприпас Hero 30 массой 3 кг с электрическим двигателем. Дрон запускается с контейнерной пусковой установки. Максимальная продолжительность его полета составляет 30 минут, дальность – от 5 до 40 км, а масса боевой части – 0,5 кг.
Более крупный снаряд большей дальности Hero 400 имеет калибр 40 кг, боевую часть в 8 кг и бензиновый двигатель. Продолжительность его полета уже 4 часа, а максимальный радиус действия в пределах прямой видимости равен 150 км. Если Hero 30 предназначен для действий против личного состава, то Hero 400 уничтожает танки и бронетехнику.
Все исполнения Hero имеют чрезвычайно низкие акустические и инфракрасные сигнатуры, могут использоваться в качестве барражирующих снарядов или многоразовых систем разведки, наблюдения и сбора данных, оснащенных парашютом и стабилизированным блоком оптико-электронных и ИК-датчиков собственной разработки. Конструкторы из UVision особый акцент делают на универсальности боеприпасов – оружие можно интегрировать как на сухопутные и морские носители, так и на авиасредства доставки.
Дальнейшим усовершенствованием модели 400 стал электрический вариант Hero 400EC, отличающийся от предшественника исключительной малошумностью и Х-образным оперением. На электрической тяге выполнены дрон-камикадзе Hero 70 (масса – 7 кг, боеголовка – 1,2 кг, дальность – до 40 км, время барражирования – 40 минут) и самый тяжелый среди тактических Hero 120 (масса – 12,5 кг, боеголовка 3,5 кг, дальность – до 40 км, время барражирования – 60 минут).
Семейство Hero. Источник: uvisionuav.com
Линейку так называемых стратегических барражирующих боеприпасов (термин UVision) открывает бензиновый Hero 250 с пятикилограммовой боевой частью. За счет поршневого двигателя камикадзе может находится в воздухе до 3 часов и летать на 150 километров. Тяжелые модели Hero 900 и Hero 1250 несут соответственно по 20 и 30 кг взрывчатки и могут работать на удалении 200ꟷ250 километров.
В настоящее время десятки компаний по всему миру разрабатывают и производят семейства барражирующих боеприпасов, отличающихся по уровню решаемых задач и по конструктивным характеристикам. Они состоят на вооружении армий США, Израиля, Турции, Китая, Великобритании, Польши и, конечно, Азербайджана.
Камикадзе Нагорного Карабаха
В ходе недавнего конфликта между Азербайджаном и Арменией с Нагорным Карабахом настоящей визитной карточкой стало эффективное использование ударных беспилотников и барражирующих боеприпасов. Тема БПЛА выходит за рамки данного материала, поэтому подробнее остановимся на беспилотных камикадзе.
Самым легким был турецкий Alpagu от фирмы STM массой 3,7 кг, боевым радиусом 5 км и временем нахождения в воздухе – до 20 минут. Применялся в небе Нагорного Карабаха более крупный израильский Skystriker, который несет уже 5 или 10 кг взрывчатки (в зависимости от исполнения) и способен находиться в воздухе до 6 часов.
Израильский Skystiker. Источник: elbitsystems.com
На вооружении армии Азербайджана стоит упоминаемый выше IAI Harop, а также новейший IAI Mini Harpy. Последняя модель заточена на уничтожение зенитно-ракетных комплексов. Барражирующий боеприпас способен фиксировать излучение от всевысотного обнаружителя или радиолокатора подсвета и наведения. Далее камикадзе работает как противорадиолокационная ракета, доставляя противнику 8 кг взрывчатки.
Боевое крещение в ходе конфликта прошел азербайджано-турецкий дрон-камикадзе Iti Qovan, разработанный на базе барражирующего боеприпаса Zerbe. Этот аппарат несет 2 кг боевой части с 4 тыс. поражающих элементов и способен улететь на 100 километров с практическим потолком в 4,5 тыс. метров.
Среди множества уничтоженных целей азербайджанскими дронами-камикадзе особое место занимает мобильный трехкоординатный радиолокатор обзора воздушного пространства 36Д6 (19Ж6), который может быть придан дивизиону ЗРК С-300ПС. Упоминаемый выше дрон IAI Mini Harpy уничтожил также специфический для себя армянский ЗРК С-300П. Это были, пожалуй, наиболее важные и дорогостоящие цели для техники сравнительно невысокой цены. Информация об уничтожении основывалась на данных объективного видеоконтроля с борта барражирующих боеприпасов.
Дрон-камикадзе Iti Qovan из Баку. Источник: grabcad.com
Все вышесказанное может создать впечатление, что барражирующее оружие вкупе с ударными беспилотниками Bayraktar TB2 обеспечили львиную долю победы Азербайджана над Арменией в Нагорном Карабахе. Однако, это совсем не так. Морально и технически устаревшие армянские комплексы ПВО «Стрела-10», «Оса-АКМ» и модификации С-300 все-таки могли успешно работать по пилотируемой авиации. Это, кстати, стало главной причиной, почему боевые самолеты и вертолеты в ходе войны практически не применялись. Но вот против дронов различных мастей вся эта техника бессильная – к примеру, электромотор барражирующего боеприпаса из-за отсутствия ИК-сигнатуры не захватывается даже ПЗРК.
Как справедливо отметил в одном их своих интервью полковник в отставке и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, главной проблемой войск Армении и Нагорного Карабаха были не беспилотники Азербайджана. Даже при полном превосходстве противника в воздухе можно вполне успешно обороняться и даже наступать. Для этого стоит посмотреть, как уже пять лет выживают под ударами российских ВКС террористы в Сирии.
Победа всегда куется наземными войсками и от их эффективной работы зависит исход сражений и войны в итоге.
Арцах был не готов к этой войне. Не хватало элементарных инженерных сооружений, позволяющих укрываться от воздушных атак, не были устроены заграждения, завалы и минные поля. И это лишь малая часть проблем защитников Нагорного Карабаха. Все это позволяло азербайджанским военным достаточно вольготно чувствовать себя на оперативном просторе и не отдавать инициативу противнику. И барражирующие боеприпасы вкупе с ударными беспилотниками с здесь играли лишь вспомогательную, хотя и очень эффектную роль.